![]() |
Ура галльскому петуху — союзнику белорусов в обеих мировых войнах! (Coq gaulois de la statue des Girondins place des Quinconces a Bordeaux. Author Jean-Marie David Dinkley) |
Коротко — о степени популярности ныне не существующей газеты L’Intransigeant. Знаток Парижа писатель Алексей Толстой, который в годы Первой мировой войны находился во французской столице в качестве русского военного корреспондента, не преминул использовать название газеты для антуража повести "Гиперболоид инженера Гарина": "Хлынов развернул парижскую "Л’Энтрансижан" и на первой странице под заголовком "Таинственное преступление в Билль Давре" увидел снимок, изображающий семерых людей, разрезанных на куски".
Газета в виде бумажных листов мне лично не доступна. Можно лишь увидеть изображения ее страниц в электронной библиотеке.
![]() |
Первая страница L’Intransigeant от 2 августа 1914 года. |
Обратим внимание на заметку A la Gare de l'Est во второй колонке, где рассказывается об уходе воинских эшелонов с Восточного вокзала Парижа. Она не проиллюстрирована — в редакции, похоже, не успели заверстать репортажный снимок.
Так вот! Подлинный фотоснимок того события сейчас лежит передо мной на рабочем столе. И в год 100-летия начала Первой мировой войны TUT.BY наконец-то соединяет текст и иллюстрацию.
![]() |
Depart des reservistes de l'Armee active. Gare de l'Est. — Проводы резервистов в Действующую армию. Восточный вокзал Парижа. 1 августа 1914 года. |
Напомним, что фотографии из архива "Л’Энтрансижан" условно делятся на три части. К первой принадлежат снимки крупных международных агентств: France Presse, Keystone, Wide World Photos, Associated Press и др. Затем есть фото менее известных сегодня агентств и студий: Fulgur, Meurisse, Mondial, Photographie Lafont-Terpereau, Studio G. L. Manuel Freres, Studio Lipnitzki, Agence ROL, Olympia-Sonderdienst, Studio d’Art V. Henry, Topical, Trampus. Но всего интереснее кажутся снимки не крупных фотоагентств, поскольку можно предполагать, что сохранились их довоенные собрания негативов, а работы фотографов L’Intransigeant, парижских репортеров-фрилансеров и случайно доставленные в редакцию снимки фотолюбителей. Здесь велика вероятность, что запечатленные сюжеты являются уникальными, а сами фотографии и негативы нигде больше не сбереглись.
Представим ситуацию. Некий призванный из запаса лейтенант Жак Дюбуа, которому друзья перед убытием на фронт подарили портативный "Кодак", возвращается в Париж в краткосрочный отпуск. С пачкой любительских снимков приходит в свой традиционный кабачок, где его радостно встречают друзья и подружки. Рассматривают снимки и восхищаются: "Да ты у нас герой!". Девчонки визжат от ужаса и восторга: "Наш робкий Жак стал таким l'homme brutal! И это ты сам бросаешь ужасную гранату?".
"Да, это я на передовой линии перед проклятыми бошами", — скромно подтверждает лейтенант, в недавнем прошлом тихий конторский служащий. Общее мнение завсегдатаев кабачка таково: "Фото нашего Жака надо немедленно напечатать в газете. В какой газете? Да конечно же в самой лучшей — в "Л’Энтрансижан".
Лейтенант Дюбуа возвращается на фронт, а его подружки приходят в редакцию и убеждают ответственного секретаря, что снимки героев в окопах должны быть напечатаны. И, может быть, затем какая-нибудь из любительских фотографий мелькнет на газетной странице в рубрике "Из фронтовой почты".
![]() |
Война, какой ее увидел пехотинец из окопа. |
![]() |
Бросок ручной гранаты из воронки от снаряда... |
![]() |
Разрыв! |
![]() |
Санитары. |
![]() |
Вид из окопа на разрыв тяжелого снаряда. |
![]() |
Офицер-наблюдатель. |
А вот снимки, сделанные аккредитованными при военном министерстве фотокорреспондентами:
![]() |
Виза военного министерства на обороте фотоотпечатка. |
![]() |
Немецкие пленные после битвы на Сомме. |
![]() |
Бронепоезд. |
![]() |
Огнеметы в действии. |
![]() |
Военные похороны. |
![]() |
Охота на крыс у траншейной линии. |
![]() |
Чем заканчиваются войны: воронка на месте уничтоженных в конце 1918 года боеприпасов во Фландрии (Forêt d' Houthulst). |
И это лишь часть военной фотоподборки, сделанной мной из обнаруженных в Минске снимков. Сравнительный поиск по международным каталогам фотографий времен Первой мировой войны наводит на мысль, что некоторые из этих отпечатков уникальны.
Вообще военная составляющая этого архива, странно оказавшегося в Минске в конце Второй мировой, довольно велика. Представлены Вооруженные силы многих государств первой половины двадцатого века (кроме почему-то Красной Армии). Из массива фотоснимков военной тематики беру наугад несколько, заставляющих задуматься, или — просто колоритных снимков.
Вот, например, итальянский генерал, сенатор и граф Федерико Байстроччи (Federico Baistrocchi), который командовал элитным корпусом альпийских стрелков, а в 1933–1936 годах был заместителем военного министра и начальником генштаба. На снимке он изображен во время маневров на своем командном пункте — дает указания старшим офицерам.
![]() |
Текстовая информация на обороте этого фотоотпечатка из архива газеты L’Intransigeant следующая: Les grandes manoeuvres italiennes. N.P.M. - Le general Baistrocchi (bras leve) sous-secretaire d'Etat a la Guerre, suit les operationes entoure d'officiers superieurs. 6/CN/270835. Keystone Press Agency. 25. Rue Royale - Paris (8e). |
Обратим внимание: итальянские военачальники обуты кто во что горазд: в сапоги, в ботинки с крагами, в ботинки с гетрами. Такая, стало быть, имела место дисциплина… Как не вспомнить фильм "Развод по-итальянски", где герой Марчелло Мастрояни перед бегством из борделя бросает взгляд на висящую на стене фотографию пышно одетых итальянских военных и произносит: "Разве можно в такой униформе выиграть войну!".
Попробовали бы советские генералы явиться к маршалу Жукову разномастно обутыми…
А вот фотография — как подарок создателям фантастических (а может быть, и не безнадежно фантастических?) блокбастеров про нацистов в Гималаях, нацистов в Антарктиде, нацистов в космосе. Изображена встреча на берлинском аэродроме Темпельхоф германской экспедиции, вернувшейся 5 августа 1939 года из Тибета.

Снимок сопровождался следующим текстом:
![]() |
L'Expedition allemande Ernst Schafer au Tibet est revenue a Berlin. De g. a Dr.: Ernst Krause, directeur technique de L'Expedition, Bruno Beger, le Dr. Schaefer, Chef de L'Expedition, Edmund Geer, Chef de la caravanne et le geographe Karl Wienert, a leur atterrissage a Tempelhof, venant du plateau Tibetain. Photo NYT. Berlin. P.B.Z. 5/8/39. |
Что делала в Тибете летом 1939 года компания немцев, часть из которых похожа на переодетых эсэсовцев? Комментарии экспертов по Бруно Бегеру и прочим Аненэрбе допустимы на форуме TUT.BY...
Люди, в чьем распоряжении находится сегодня в Минске этот фотоархив, полагают, что он должен быть возвращен правопреемникам газеты L’Intransigeant, наследникам авторских прав. От их имени TUT.BY делает принципиальное разъяснение: фотографии будут возвращены безвозмездно.