
Первый аналог слуцкого пояса уехал во Дворец Независимости
Поскольку технология изготовления поясов на Слуцкой мануфактуре всегда держалась в строжайшей тайне, ученым так и не удалось полностью раскрыть ее секрет. Новый принцип ткачества разрабатывали витебские программисты. Они написали программы для трех типов поясов и продолжают разработки. Производство возродили на предприятии "Слуцкие пояса" в рамках госпрограммы по поручению президента. Неудивительно, что первый аналог слуцкого пояса прямиком с фабрики направился во Дворец Независимости.
Всего на сегодняшний момент изготовлено восемь точных аналогов легендарного пояса. Один из них с гордостью демонстрируют в Музее истории слуцкого пояса, который расположен неподалеку от производства. Аналог здесь предлагают сравнить с оригинальным историческим образцом. Неподготовленному человеку сложно сделать выводы, потому как оба пояса имеют сложные орнаменты и красиво отливают металлом. По словам работников предприятия, экспертиза доказала полное сходство аналогов с оригиналами.
![]() |
Исторический пояс в разрезе: на каждую шелковую нить намотана позолоченная |
За более чем 100 лет существования Слуцкой мануфактуры было соткано около 5 тысяч поясов. В белорусских музеях сегодня сохранилось около десятка. Не так давно в Слуцке – на родине знаменитых поясов – не было ни одного оригинального экземпляра. Местные жители добровольно собирали деньги на покупку пояса, который разместили в Слуцком краеведческом музее. Еще один оригинальный пояс предприятию РУП "Слуцкие пояса" одолжили на год, чтобы восстановить производство.
2 компьютера, 1200 шелковых нитей и 6 челноков
В огромной махине сложной конструкции и причудливой формы далеко не сразу угадывается ткацкий станок. Несмотря на свои размеры – около пяти метров в длину и в полтора раза выше человеческого роста, - он выполняет очень тонкую работу. С его помощью около тысячи двухсот шелковых нитей (а также серебряных или золотых) переплетаются друг с другом в строго определенном порядке и формируют уникальное полотно.

Станок, специально выполненный на заказ в Западной Германии, впечатляет не только своими размерами. Его работа полностью автоматизирована. Сначала на сновальной машине формируется однотонная "основа". В одном поясе может быть 6-7 таких основ. Сам рисунок делают шесть челноков, которые ведут за собой цветные, серебряные или золотые нити. Челноки бегают вдоль полотна и рисуют нитями орнамент.

Ткачихи, пришедшие сюда из цеха ручного ткачества, избавлены от тяжелого физического труда. Все 8 часов на смене они наблюдают. В случае сбоя женщины останавливают механизм и исправляют за ним ошибки – оборванные нити, неправильные переплетения и другие дефекты.
Возможности производства – 5 поясов в месяц
Если в XVIII веке мастеру по силам было изготовить не больше 2-3 поясов в год, то теперь предприятие "Слуцкие пояса" готово выпускать около 5 поясов в месяц. Нужны ли аналоги исторических реликвий в таком объеме, здесь пока точно сказать не могут. Как рассказала заведующая производством Ирина Братковская, слуцких поясов сегодня нет в свободной продаже. Их изготавливают на заказ. И привела пример: недавно свою коллекцию пополнил частный коллекционер. Приглянулись фрагменты поясов и церковным служащим. Считается, что аналоги древних поясов заинтересуют администрацию музеев, ведь не каждый из них сегодня может позволить себе покупку подлинника. Но о большом количестве заказов пока говорить не приходится.
![]() | ![]() |
3,5-метровый пояс в золоте весом полкилограмма оценили в 70 млн белорусских рублей. В серебре он будет стоить 50 миллионов. Можно заказать более скромный вариант. К примеру, 2-метровый пояс в серебре выйдет в 2,5 раза дешевле – около 20 млн. Такие цены президенту показались заниженными. Во время недавнего визита на предприятие он предложил повышать стоимость поясов и выходить с ними на экспорт.
Слуцкие шарфы, кошельки и галстуки
На уникальном немецком станке сегодня выпускают также сувенирную продукцию. Это закладки, подарочные пакеты, кошельки, чехлы для телефонов и так далее. В отличие от аналогов слуцких поясов эти вещи уже поступили в свободную продажу. К примеру, закладка, сотканная из шелковых нитей, обойдется покупателю в 130 тысяч рублей. В перспективе, рассказывает о планах Ирина Братковская, предприятие планирует поставить производство всех этих вещей на поток. Возможно, в стилистике слуцких поясов будут изготавливать также шарфы, галстуки и другие предметы гардероба.
Рядом с современным производством на предприятии соседствует цех, где "народную" продукцию (ручники, скатерти, покрывала) женщины ткут вручную. В скорости работы многие из них могут поспорить даже с умной немецкой машиной. За 8-часовую рабочую смену Наталья Станович успевает соткать 7-9 ручников, причем рисунок на них может меняться. Она работает здесь уже 35 лет и уверяет, что до сих пор получает удовольствие от процесса.

![]() | ![]() |
5 фактов из истории слуцких поясов
Чтобы понять, в чем особая художественная ценность слуцкого пояса и зачем нужно было возрождать его производство, экскурсовод Ирина Фурманец предлагает вспомнить пять увлекательных исторических фактов.
1. Традиция носить пояс восходит к легенде о воинственном племени сарматов
Магнаты верили, что они - потомки восточного племени сарматов, которые когда-то якобы завоевали территорию Речи Посполитой. В моду входит все восточное, в том числе пояс как элемент мужского костюма. Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи и Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. Они были очень дорогими, поэтому возникла необходимость в местном производстве.
2. Первые пояса на территории Речи Посполитой изготавливали не в Слуцке, а в украинском городе Станиславе (ныне – Ивано-Франковск).
Основатель Станиславской мануфактуры привез ткацкий станок из-за границы под страхом смертной казни. Известно, что на этой мануфактуре работал мастер из Стамбула Ян Маджарский, которого в дальнейшем Михаил Казимир Радзивилл Рыбанька поставил во главе Слуцкой мануфактуры.
3. Слуцкие пояса копировали не только на территории Речи Посполитой, но даже во Франции
Ян Маджарский старался не копировать восточные мотивы, а отражать местный колорит. На смену восточным букетам приходят элементы белорусской флоры - незабудки, васильки, маки, колокольчики. Пояс украшали бахромой, а на кайме помещали ткацкую марку с вытканным именем мастера или местом производства ("Слуцкъ", "Въ грдъ Слуцкъ"). Молва о качестве слуцких поясов разнеслась настолько далеко, что их начали копировать не только на территории Речи Посполитой, но даже во Франции.
4. На изготовление самых дорогих поясов уходило до 1 кг золота
В зависимости от статуса шляхта носила разные пояса. На изготовление самых дорогих – "литых поясов" - использовали около 800 граммов золота на один пояс. На шелковые нити вручную наматывали позолоченные. После того как пояс был соткан, его прокатывали через специальные валы с раскаленным стержнем, и он получался словно отлитым из металла. Некоторые пояса стоили настолько дорого, что за их цену можно было купить два поместья с крестьянами. Также пояса могли быть серебряными или просто шелковыми.
5. Поскольку труд ткача предполагал сложные математические подсчеты, на мануфактуре работали только мужчины
Металлические нити на шелковые наматывали в основном женщины. Только они могли справиться с такой нудной и кропотливой работой. А непосредственно ткачеством занимались уже мужчины. Это был очень тяжелый физический и умственный труд. Мастер должен был проводить в уме сложные математические подсчеты, а образование в те времена было прерогативой мужчин. Обучение ткача длилось не менее 7 лет. Ирина Фурманец подчеркивает, что на фабрике работали свободные горожане, а не "невольники", как принято считать. Тем не менее они трудились по 14-16 часов в день и в среднем ткали 2-3 пояса в год.