Фото: newskaz.ru
Фото: newskaz.ru
В январе-марте 2014 года в Беларуси органами внутренних дел выявлено 1877 наркопреступлений, из них 1861 – непосредственно связаны с незаконным оборотом наркотиков, в т.ч. 641– со сбытом. Около 65% от общего числа выявленных наркопреступлений составляют преступления, связанные с незаконным оборотом курительных смесей, доля "опийных" наркопреступлений составляет около 3,5%.

За последние четыре месяца Беларусь добилась впечатляющих результатов в борьбе против незаконного оборота наркотиков. Но для того, чтобы не растерять полученное преимущество в борьбе с наркобизнесом, государство должно предпринять новые быстрые и решительные действия.

Беларусь – единственная страна в регионе, которая смогла поставить мощный заслон опийной наркомании

"Пора принимать радикальные меры в борьбе против наркотиков в нашем обществе",заявил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 7 апреля в ходе встречи с председателем Государственного комитета судебных экспертиз Андреем Шведом.

Казалось бы, Беларусь и так показывает неплохие результаты на этом фронте. В январе был принят "маковый" декрет президента, ужесточивший правила оборота семян мака. Благодаря введению документа в действие было произведено несколько рекордных изъятий "грязного" сырья. В результате на фоне перекрытых каналов поступления героина и чистого опиума доля опиатов в структуре наркопотребления в Беларуси упала в 10 раз (с 60–80% до 7%). В марте Министерству внутренних дел совместно с Министерством здравоохранения и Комитетом судебных экспертиз удалось пополнить список аналогов наркотических средств сразу на 11 пунктов, обеспечив его максимальную актуальность. Необходимые действия были проведены в предельно максимально сжатые, насколько это позволяет законодательство, сроки – за 29 дней. Это уже позволило правоохранителям нанести несколько мощных ударов по торговле "дизайнерскими" ("легальными") наркотиками. В ближайшее время мы можем ожидать еще более масштабных операций и изъятий.

Важным аспектом ситуации является то, что Беларусь – единственная страна в регионе, которая смогла поставить настолько мощный заслон опийной наркомании. Ужесточение требований к обороту семян мака, наступление на "дизайнерские" наркотики – эти действия даже на небольшом белорусском рынке наносят ущерб экономическим интересам криминала на сотни тысяч и миллионы долларов в год. Поэтому описанные выше успехи, на мой взгляд, являются выдающимся достижением белорусского государства, и в особенности главного локомотива антинаркотической борьбы – Министерства внутренних дел Беларуси.

ЧМ по хоккею на короткий период сделает белорусский наркорынок более ёмким и крайне привлекательным

Однако война с наркотиками, как и всякая другая война, предъявляет очень высокие требования к способности правоохранителей удерживать стратегическую инициативу. Ошарашенные нынешними законодательными новациями наркоторговцы и наркопроизводители, безусловно, попытаются возместить свои убытки, введя в оборот новые, еще не запрещенные вещества. Благоприятные условия для этого создаст чемпионат мира по хоккею, который пройдет в Минске в мае: отмена визовых ограничений, наплыв большого количества состоятельных туристов, ищущих развлечений, – все это на короткий период сделает белорусский наркорынок гораздо более ёмким и в целом крайне привлекательным.

В такой ситуации МВД, Минздрав и Госкомитет судебных экспертиз предложили сделать следующий шаг в борьбе против "легальной" наркомании – создать механизм сверхоперативного реагирования на появление в наркосреде новых психоактивных веществ, Межведомственную комиссию по отнесению химических веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ. Комиссия должна включать представителей трех ведомств, которые при выявлении в обороте новых ПАВ в течение 24–48 часов в плотном взаимодействии смогут обеспечить отнесение этих веществ к числу аналогов наркотических средств. МВД в данной схеме фиксирует факт оборота – распространения вещества среди лиц, употребляющих наркотики. Минздрав должен сделать заключение о воздействии вещества на физическое и психическое состояние и здоровье потребителя. Госкомитет судебных экспертиз способен быстро установить сходство формулы нового вещества с формулами уже известных наркотиков. Квалифицированное таким образом психоактивное вещество временно помещается в список аналогов наркотических средств, его оборот становится незаконным, белорусская милиция получает правовое основание для пресечения его распространения и привлечения к ответственности наркодилеров.

Цена вопроса

Насколько важна эта разница – между 29 днями, которые занимают пополнение списка сейчас, и 1-2 днями при новом порядке работы? Судите сами!

С 14 по 21 марта 2014 года в Беларуси было выявлено 140 преступлений по линии наркоконтроля. Из них 94 (68%) связаны с курительными смесями.

Допустим, что при появлении новых, незапрещенных веществ и переходе на них основных наркоторговцев новый наркотик быстро займет не менее половины рынка. То есть, за четыре недели (28 дней) минимум половина всех наркопреступлений, связанных с курительными смесями, будут совершены с новым веществом, а это 94/2*4=188 правонарушений, по которым невозможно будет предпринять никаких эффективных мер противодействия. Следовательно, как минимум, тысяча человек получит свободный доступ к новой отраве, основная масса среди них – школьники, учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. Итог: сотни потерявшихся навсегда ребят, десятки пациентов психоневрологических диспансеров и, как минимум, несколько погибших.

Важно при этом понимать, что попавшие в зависимость от психоактивных веществ люди быстро сами становятся распространителями наркотиков. Иными словами, пополнение армии наркопотребителей, которое произойдет за эти 28 дней, будет иметь серьезные последствия в будущем. Более того, за это время успеют сформироваться или усилиться оптово-розничные сети продажи новых наркотиков. А их ликвидация – это уже сложный комплекс оперативных, следственных и иных мероприятий, на которые необходимо тратить десятки миллионов государственных рублей.

Такова неумолимая статистика. Утрата инициативы чревата тяжелыми потерями.

Общество созрело для жестких и решительных действий в борьбе с наркоугрозой

В ходе обсуждения вопроса о создании Межведомственной комиссии по отнесению химических веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ эксперты высказывали мнение, что создание комиссии и порядок ее работы противоречат действующему в Таможенном союзе порядку выдачи разрешений на ввоз веществ и включение их в перечень запрещенных. Действительно, существует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Он утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 и может изменяться только решениями такого же уровня.

Однако нормативный акт более высокого уровня – Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран – предусматривает возможность и порядок введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке. В частности, такие меры ("временные меры") могут вводиться в целях обеспечения обороны и безопасности, охраны жизни или здоровья граждан, обеспечения соблюдения общественной морали и правопорядка. Более того, введенные на этих основаниях меры в течение 3 дней могут и должны быть вынесены на рассмотрение Евразийской экономической комиссии. Последняя должна принять решение о введении соответствующих ограничительных мер ("временных мер") в течение 30 дней.

Иными словами, Республика Беларусь, создавая механизм сверхоперативного реагирования на появление новых психоактивных веществ и изменение конъюнктуры рынка наркотиков, не только действует в соответствии с духом и буквой соглашений в рамках евразийской интеграции. Беларусь в рамках такого своего действия может стать ключевой площадкой, обеспечивающей актуализацию нормативной базы Таможенного союза с точки зрения антинаркотической безопасности, – своеобразной антинаркотической разведкой будущего Евразийского экономического союза. Анализ наркоситуации в России и Казахстане показывает, что такая роль Республики Беларусь была бы востребованной нашими партнерами, поскольку в силу обширности их территорий и сложности механизмов работы государственного аппарата столь оперативного реагирования на изменение ситуации им порой оказывается достичь непросто. Уже сегодня обращение компетентных органов этих стран в белорусское Министерство внутренних дел по вопросам квалификации новых психоактивных веществ является обычным делом.

То есть, суверенное действие в данном случае будет полностью отвечать интересам других участников евразийской интеграции. И, с другой стороны, успешное создание Межведомственной комиссии станет прекрасным примером того, как участие нашей страны в интеграционных процессах будет не ограничивать, а усиливать суверенитет Беларуси, способность белорусского государства защищать права и законные интересы белорусских граждан.

Дело за малым – положения о Межведомственной комиссии по отнесению химических веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ должны быть включены в Закон Республики Беларусь "О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах". Эту идею помимо Министерства внутренних дел уже поддержали Министерство здравоохранения, Министерство юстиции, Верховный Суд, Генеральная прокуратура, Комитет государственной безопасности, Государственный комитет судебных экспертиз, Государственный пограничный комитет и Государственный таможенный комитет.

Мониторинг общественного мнения в сети Интернет показывает, что белорусское общество тоже созрело для более жестких и решительных действий в этой сфере. Требования наших сограждан усилить и сделать бескомпромиссной борьбу с наркотиками звучат на форумах и в социальных сетях всё чаще.

Теперь наступает очередь нашего парламента встать на защиту белорусских детей и подростков от наркоугрозы.

Вадим Девятовский, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 

Борьба с наркотиками – это такое дело, в котором счет идет порой на минуты. Поэтому нам нужно скорейшее создание Межведомственной комиссии, других механизмов. Это позволит сохранить жизни, здоровье и судьбы сотен совсем молодых ребят. Как депутат я буду предпринимать все усилия для скорейшего положительного решения этого вопроса на законодательном уровне.

Справка 

В результате предпринятых практических мер в январе-марте 2014 года в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено 1877 (+75,6%) наркопреступлений, из них 1861 (+80,0%) – непосредственно связаны с незаконным оборотом наркотиков, в т.ч. 641 (34,4%) – со сбытом.

Около 65% от общего числа выявленных наркопреступлений в настоящее время составляют преступления, связанные с незаконным оборотом курительных смесей, доля "опийных" наркопреступлений составляет около 3,5%.

В 2013 году в рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято 215,9 кг наркотических средств (в т.ч.: маковая соломка – 81,1 кг, ацетилированный и экстракционный опий – 1,1 кг, героин – 1,7 кг) и 45,4 кг (2012 г. – 11,3 кг) психотропных веществ. Кроме того, из незаконного оборота изъято около 60 тонн семян мака и 50 кг курительных смесей, содержащих в своем составе психоактивные вещества, не подлежащие государственному контролю.

В январе-марте 2014 года в рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято 12,8 кг (2013 г. – 20,9 кг) наркотических средств и свыше 20 кг (2013 г. – 2,8 кг) психотропных веществ. Кроме того, из незаконного оборота изъято около 40 тонн семян мака и свыше 25 кг курительных смесей, содержащих в своем составе психоактивные вещества, не подлежащие государственному контролю.

В 2013 году в учреждения здравоохранения республики было доставлено около 700 лиц с передозировкой потребления курительных смесей, два случая привели к летальному исходу. В текущем году в учреждения здравоохранения доставлено 145 лиц, 8 из них спасти не удалось.

Юрий Царик,
международный эксперт в области антинаркотической политики,
председатель Наблюдательного совета Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь),
руководитель интернет-редакции Издательского дома "Звязда" 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-45%
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
-55%
-50%