1. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  2. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  3. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  4. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  5. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  6. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  7. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  8. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  9. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  10. Белгидромет предупредил о заморозках в ночь на 9 мая
  11. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  12. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  13. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  14. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  15. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  16. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  17. В какие страны пустят белорусов, привившихся непризнанными ЕС «Спутником V» или вакциной от китайской Sinopharm
  18. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  19. Минтруда: ветераны получат единовременные выплаты до 9 мая
  20. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  21. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  22. Соседние страны выявляют все больше контрабандных белорусских сигарет. Какие партии были самыми крупными?
  23. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  24. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  25. Лукашенко запретил продажу жилья через облигации. И что теперь будет с ценами на квартиры?
  26. Главный скандал «фигурки»: россияне выиграли золото Игр, но через 5 дней его вручили и канадцам. Как так?
  27. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  28. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  29. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  30. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить


Елена Прус,

В Беларуси необходимо ввести административную ответственность за нарушение требований закона "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг". Такое мнение высказал председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, передает корреспондент БЕЛТА.

На заседании рассматривался вопрос о работе с обращениями граждан в системе жилищно-коммунального хозяйства. "Необходимо выработать предложения по ее совершенствованию. Наша задача - создать дорожную карту в работе с обращениями граждан, чтобы потребители ЖКУ могли влиять на происходящие в системе ЖКХ процессы", - сказал глава КГК.

Как показал мониторинг письменных и устных обращений по вопросам ЖКХ, поступивших в Комитет госконтроля, по их количеству лидирует Брестская область - темп роста в 2013 году составил 155% к уровню 2012-го. Этот показатель в Гомельской области - 128,3%, Витебской - 107,5%, Минской - 102,9%, Минске - 101,9%. В Гродненской области рост числа обращений не наблюдался, а в Могилевской области он был в 2013 году ниже, чем в предыдущем - 94,1%. Впрочем, в текущем году именно из Могилевской области участились случаи обращений и в КГК, и в средства массовой информации.

C 2008 года в Беларуси (кстати, единственной из стран СНГ) действует закон "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг". Он был принят в целях регулирования отношений между потребителями и поставщиками этих услуг. Однако действует закон только на бумаге, о его положениях не осведомлены ни жильцы, ни организации ЖКХ. Коммунальщики руководствуются преимущественно положениями закона "Об обращениях граждан и юридических лиц". Но между ними очень существенная разница.

Типичные жалобы людей на низкое качество услуг либо непредоставление таких услуг (отсутствие освещения в подъездах, грязь на лестничной площадке, неисправность крана и прочее) должны рассматриваться в соответствии с первым законом - как правило, в день поступления, и, что самое главное, неполадки должны быть устранены не позднее следующего дня. Что касается таких сложных проблем, как, например, течь кровли, то они должны устраняться в сроки, установленные СТБ. Закон "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" предусматривает и претензионную процедуру, которая может освободить потребителя ЖКУ от обязанности оплаты услуг. Однако этот закон на протяжении длительного времени не исполняется, да и вообще его наличие у большинства белорусов вызывает удивление. А коммунальщики - по неведению или умышленно - все заявки (за исключением поступивших по телефону) регистрируют и рассматривают в соответствии с законом "Об обращениях граждан и юридических лиц". В итоге ЖЭСы и ЖРЭО получают солидную временную фору - месяц вместо суток. И тянут с исполнением элементарных заявок вроде бы как на законных основаниях.

Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генеральной прокуратуры Беларуси Павел Родионов отметил, что проверки в организациях ЖКХ выявили в работе с обращениями граждан более глубокие системные нарушения и проблемы, чем в других видах деятельности, и требуется незамедлительное исправление ситуации, кардинальное изменение подходов в работе с населением.

Центральным аппаратом Минжилкомхоза и организациями ЖКХ в прошлом году рассмотрено свыше 94 тыс. обращений граждан и юрлиц. Более 50% поступивших обращений касались вопросов эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Большинство этих обращений было незаконно зарегистрировано и рассмотрено в соответствии с законом "Об обращениях граждан и юридических лиц".

Несмотря на требование главы государства исключить формально-бумажный подход при осуществлении контроля за состоянием работы с обращениями граждан, в Минжилкомхозе отсутствует элементарный анализ поступающих от граждан вопросов, принятых по ним решений. Генпрокуратура указывает на слабый ведомственный контроль, зачастую прикрытие откровенного бездействия исполнителей, вопиющие примеры отфутболивания обращений граждан.

"Наряду с непрофессионализмом отдельных должностных лиц министерства причиной системных нарушений является нарушение требований указа №168 по оптимизации госорганов и организаций. В исполкомах отсутствуют профильные структуры управления в сфере ЖКХ, которые призваны разрешать конфликтные ситуации, - считает Павел Родионов. - Таким образом, по закону о защите прав потребителей ЖКУ люди вправе обратиться с жалобами в исполком на некачественные услуги или их неоказание, однако исполкомы не рассматривают такие жалобы - направляют их тем же предприятиям, на деятельность которых жалоба и поступила".

Получается замкнутый круг. А Министерство торговли, которое наделено функциями контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей, занимает позицию стороннего наблюдателя. Александр Якобсон высказал возмущение работой Минторга в этой области и дал поручение провести внеплановую проверку.

Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов подчеркнул, что решение многих поднимаемых в обращениях граждан вопросов относится к компетенции местных органов власти и организаций ЖКХ. "Недостаточное внимание к обращениям граждан на местах, нежелание помочь людям в решении проблем, непонимание отдельными должностными лицами важности этой работы вынуждает граждан обращаться в вышестоящие государственные органы, - сказал первый замминистра. - Негативно отражается на положении дел произвольное толкование нормативных правовых актов".

Участники заседания высказались за введение административной ответственности за нарушения требований закона Беларуси "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".

Александр Якобсон поставил задачу навести порядок с анализом обращений граждан по тематике вопросов. "Должно быть ясное видение того, где сконцентрировались самые проблемные моменты в техобслуживании, тепло- и водоснабжении, водоотведении, благоустройстве и т.д. Это позволит определить существующие тенденции и сконцентрировать внимание на ликвидации самых болезненных для людей проблем", - подчеркнул он. По его мнению, в системе ЖКХ должна быть создана такая система работы с населением, которая бы исключила манипулирование с заявками и обращениями граждан.

Вице-премьер Анатолий Калинин считает, что Минжилкомхоз должен проводить единую политику в этом вопросе, поскольку уполномочен донести до каждого субъекта хозяйствования все правовые нормы. "Если мы не введем административную ответственность, ситуация к лучшему не изменится. Штрафы же станут эффективным стимулом для своевременного реагирования на обращения жильцов, а значит, и для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг", - резюмировал заместитель руководителя правительства. 
-10%
-30%
-10%
-12%
-50%
-10%
-10%
-50%
-12%
-20%
0068422