/ / фото: Дмитрий Брушко,

1 апреля, как было и в первый день работы электронного проездного на трамвай, пассажиры уже всех остальных видов городского транспорта долго рассматривают валидаторы, изучают, реагируют ли они на их проездной, учат друг друга ими пользоваться. Какие способы оплаты проезда есть сейчас в транспорте Минска? Почему некоторые проездные можно купить в метро, а некоторые – только в киосках "Минсктранса"? Какие виды документов на проезд сейчас есть? TUT.BY попробовал в очередной раз разложить по полочкам новую систему оплаты в городском транспорте.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Жетоны и талоны никуда не исчезли

Привычные талоны и жетоны в общественном транспорте Минска по-прежнему есть. Их, как и раньше, можно купить, кроме прочего, у кондуктора и у водителя. Изменилось лишь то, что с внедрением новой системы оплаты проезда кондукторов в подвижных составах становится меньше – предполагается, что теперь пассажир станет более самостоятельным. Контролеров, наоборот, должно стать больше.

После увеличения стоимости проезда с 1 апреля талончик (или жетон) стоят 3700 рублей, при покупке у водителя – 4000 рублей. Стоимость талона в автобусе-экспрессе - 5000 рублей.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Талончики, купленные по старому тарифу, будут действительны в течение 10 дней действия нового тарифа.

Купить талоны можно в киосках филиала "Агентство Минсктранс", в кассах КУП "Минский метрополитен", а также в киосках РУП "Белпочта" и РУП "Белсоюзпечать".

Жетоны можно по-прежнему купить в киосках "Минсктранса" и в кассах Минского метрополитена.

Проезд по SMS

С февраля в метро можно ездить и "по SMS-ке". В репортаже с презентации услуги журналисты TUT.BY подробно рассказывали о том, как пользоваться этой услугой.

Впрочем, многих возможность проезда с помощью SMS-оплаты заинтересовала только во время длинных очередей у касс столичной подземки. Люди, уставшие стоять в очереди, подходили и читали инструкции по SMS-оплате, которых в метро висит достаточно, но которые люди упорно не замечают в спокойное время.

На экране телефона - три строчки цифр и четвертая строчка с кодом для проверки статуса билета. Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Сегодня услугой SMS-оплаты проезда в метро могут воспользоваться только абоненты оператора life:). Чтобы купить SMS-билет, нужно отправить SMS с текстом "1" на номер 2255. В ответ на бесплатное SMS приходит сообщение с тремя строчками цифр, после этого со счета абонента списываются деньги (в данный момент 3700 рублей). Четвертой строкой идет код, с помощью которого можно проверить текущий статус билета.

Экран телефона с полным текстом сообщения нужно поднести к считывающему устройству на расстояние 1-2 см. Зеленая стрелка, как и в случае, когда вы пользуетесь просто жетончиком, показывает направление прохода.

Любопытная деталь: SMS-билет действителен в течение года с момента приобретения, так что можно смело закупать несколько билетов "про запас". Такие билеты можно восстановить даже при утере телефона.

Как сообщил TUT.BY оператор life:), в конце каждого месяца количество проданных билетов значительно возрастает. Например, в конце марта ежедневные продажи достигли своего пика – 31 марта было продано более 4500 SMS-билетов. За часть дня 1 апреля пассажиры купили еще 1,5 тысячи SMS-билетов (по информации на 15.00).

Проездные по карточкам: главное – не запутаться

А теперь подходим к самому непростому – проездным билетам. С 1 апреля в широком употреблении можно увидеть две бесконтактные смарт-карты.

Одна, уже вполне привычная нам, бесконтактная смарт-карта Минского метрополитена. Она пришла на смену магнитным проездным, которые следовало проводить через специальный "желобок". Вторая - новая - единый проездной "Минсктранса".

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Смарт-карту достаточно просто приложить к специальному датчику-валидатору (на турникете или на входе в наземный транспорт). Залоговая стоимость проездного метрополитена – 10 000 рублей.

Залоговая стоимость единого проездного "Минсктранса" почему-то выше на 2000 рублей, хотя карточка с виду такая же.

Смарт-карта метрополитена – только для проезда в метро. На смарт-карту "Минсктранса" можно "записать" несколько комбинаций проездных билетов. Карту метрополитена нужно прикладывать к датчику с торца турникета. Карту "Минсктранса" (если туда записан проездной на метро) - к специальным валидаторам, которые в последние недели установили на турникетах метрополитена.

Пока валидаторы для считывания информации с проездных "Минсктранса" появились далеко не на всех турникетах. Фото: с сайта minsktrans.by

Проездной метрополитена бывает на месяц (с первого до последнего числа месяца), полмесяца (с 1-го числа месяца по 15-е) и декаду (с 1-го числа месяца по 10-е, с 11-го по 20-е и с 21-го по последнее число). Тут любопытный момент, о котором знают немногие: одновременно существуют проездные на метро "на период" - 30, 15 и 10 дней. Это карточки, которые будут действительны в течение определенного числа дней с той даты, которую вы выберете сами, а не с начала месяца или декады. Есть проездные и на определенное число поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50, 60).

А теперь подробнее про проездную карточку "Минсктранса", потому как она имеет массу хитростей.

Смарт-карту "Минсктранса", сообщает сайт предприятия, можно купить в киосках филиала "Агентство Минсктранс" и в кассах КУП "Минский метрополитен". Однако с таким объявлением может поспорить часть читателей TUT.BY: были случаи, когда в кассах метрополитена "единой" карточки "Минсктранса" не оказывалось и зря выстоявшим очередь пассажирам приходилось искать киоск "Минсктранса" и там уже снова выстаивать очередь.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Чем объяснить то, что в некоторых кассах метрополитена проанонсированного проездного "Минсктранса" не оказывалось, журналисты TUT.BY не знают. Остается списать это на то, что карточки "не завезли" или произошло какое-то другое непредвиденное обстоятельство.

Итак, пассажир может купить себе проездной "Минсктранса" определенной длительности использования (месяц, полмесяца, декада) либо на определенное число поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60).

Покупая карточку на месяц, полмесяца или декаду, вы можете оплатить проездной на один вид транспорта, на два вида, на три вида или на четыре вида транспорта (включая автобус-экспресс). Подробно сроки действия таких билетов (от какого дня считается и по какой) указаны на сайте "Минсктранса". Проездные на месяц, полмесяца или декаду не имеют лимита поездок.

Покупая карточку на определенное число поездок, вы можете использовать эти поездки в течение 60 дней с учетом даты покупки. При этом ездить по проездному на определенное число поездок можно и в автобусе, и в троллейбусе, и в трамвае, и в метро. На сайте "Минсктранса" указано, что действие такого проездного на автобус-экспресс не распространяется.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

В экспрессе теперь действительны только талон на одну поездку на экспресс, проездной на автобус-экспресс и проездной на четыре вида транспорта. Несмотря на эту ремарку транспортников, которая встречается в СМИ, на сайте "Минсктранса" в перечислении видов карточек проездной на автобус-экспресс мы не нашли.

Одна из проблем внедрения новой системы – недостаточная информированность о новых видах проездных самих продавцов. Так, при продаже нашему корреспонденту месячного проездного на метро кассир уверяла, что обычных месячных проездных не осталось, а есть только сроком действия на 30 дней с любой даты. Между тем на сайте "Минсктранса" четко сказано, что существует проездной билет на месяц сроком действия "с первого числа месяца по последнее".

К тому же сам "Минсктранс" непоследователен в разъяснении системы тарифов. Так, транспортники описывают проездной на четыре вида транспорта (п. 2.3.5 правил), а перечисляют при этом именно пять видов. Опять же, непонятно, почему при обещании продавать карты "Минсктранса" в кассах метро происходит это далеко не везде.

Зачем нужно каждый раз прикладывать в автобусе карточку, даже если у тебя безлимитный месячный проездной, так до сих пор внятно объяснить не могут. Также не совсем понятно, почему карточки на несколько поездок действуют определенное число дней с момента покупки, а не с момента первого срабатывания, как сделано в городах развитых стран.

Продажа проездного на карточке занимает значительно больше времени, чем бумажного: карточку нужно запрограммировать и напечатать чек с пояснением записанных на нее тарифов, а также выбить обычный кассовый чек с указанием итоговой суммы покупки.

Электронные проездные "Минсктранса" отныне бывают самые разные. Главное не забыть, какой именно проездной лежит в твоем кармане, ибо с виду они теперь абсолютно одинаковые. Впрочем, приложив проездную карточку "Минсктранса" к валидатору второй раз, вы должны увидеть, сколько оплаченных поездок или сколько дней проезда по карточке у вас осталось. С другой стороны, пока на этом этапе порой тоже возникают сбои, пишут форумчане: то экранчик валидатора выдаст непонятный набор цифр, то набор букв.

Остается добавить, что в интервью сотрудники "Минсктранса" советуют "пока система не отладится", на всякий случай, сохранять чеки к купленным проездным. Условие не обязательное, но, мол, мало ли что...

Опрос

Этой новости я:

1863 голоса

Результаты

-10%
-20%
-20%
-30%
-26%
-20%
-30%
-50%
0067851