1. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  2. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  3. «Подобных дел в истории суверенной Беларуси не было». В КГБ сообщили подробности по «делу о госперевороте»
  4. Белорусская и российская стороны высказались о задержании Зенковича и Федуты. Какие вопросы остались
  5. Мы вам — факт о стране, а вы нам ее называете. Тест: Беларусь, Туркменистан, КНДР или США?
  6. От выстрелов под Лиозно до погреба в Гомельской области. Как «покушались» на Лукашенко
  7. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  8. «Шахтер» выдал абсолютно лучший старт в чемпионате Беларуси по футболу за свою историю
  9. В Беларуси рванули цены на курицу, свинину, картошку, сладости, пиломатериалы и туристические услуги
  10. В ФСБ России рассказали подробности «дела о планировавшемся в Беларуси перевороте»
  11. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  12. Свежая статистика по COVID-19 в стране: сколько новых случаев коронавируса за сутки
  13. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  14. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  15. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  16. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  17. Лукашенко обвинил американские спецслужбы в подготовке покушения на него и сыновей
  18. Автозадачка на выходные. Попробуйте разгадать секрет тайного знака японских водителей
  19. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  20. Госдеп назвал ложными заявления о причастности США к попыткам устранения Лукашенко
  21. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  22. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  23. Захарова: Запад хотел «перекрыть» информацию о готовящемся в Беларуси перевороте заявлениями Праги
  24. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво. Мнение
  25. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  26. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  27. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  28. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  29. «Врач говорил: «Вам лучше второго ребенка родить». История Юрия, воспитывающего ребенка с аутизмом
  30. Как вовремя заметить предвестники алкоголизма? Главное о здоровье за неделю


Александр Лычавко,

Четвертая линия минского метро – дело очень отдаленного будущего: у нас еще за третью не взялись как следует. Но мы почти точно знаем, где будут расположены станции и как они будут называться.

Метро в Минске начали строить в 1977 году – тогда предполагалось, что в городе будет три линии. Но при этом собирались сделать два "вилочных" ответвления: от "Пушкінскай" – в сторону Масюковщины, а от "Аўтазаводскай" – в Чижовку.



Несколько лет спустя концепцию пересмотрели и от ответвлений отказались. Зато уже 35 лет назад проектировщики нанесли на план станцию "Заходняя" – сейчас ее проектное название "Чырвоны Бор". И хотя в "макрорайоне" Каменная горка построили почти две сотни зданий, за новую станцию в этом углу города браться не спешат. Еще из интересностей на старом плане – станция "Камсамольская" на первой линии (с пометкой "перспективная"), которая должна была появиться практически прямо под зданием КГБ.

В конце девяностых на планах появилась и четвертая линия. Согласно одному из первых проектов, она должна была пройти из Чижовки примерно в Новинки – вероятно, там собирались построить огромный микрорайон из панельных домов.



Однако вскоре концепцию пересмотрели и северную часть будущей четвертой линии "загнули" к Веснянке и "ромашке" "БелЭкспо". В последние годы четвертую линию чаще всего рисуют именно так, с конечными "Вяснянка" и "Ташкенцкая" (всего 11 станций и примерная протяженность – 16,5 км). Давайте пройдемся по будущим станциям.

"Вяснянка"

Пересечение Орловской и проспекта Победителей. Вполне возможно, ее назовут "Палац Незалежнасці".



"Нававіленская"

Пересечение Орловской и Нововиленской.

В нынешних условиях станция там может быть нужна лишь для пересадки на Новинки. К тому времени, вероятно, тут снесут весь частный сектор и застроят его многоэтажками.




"Парк дружбы народаў"

(варианты: "Бангалор" или "Сурганава")
Будет находиться под одноименной площадью, на пересечении Богдановича и Сурганова.


Здесь будет пересадка на третью линию метро. К тому времени различного рода бизнес-центров и многофункциональных торговых комплексов станет еще больше.




"Дом друку"

Пересечение проспекта Независимости и Сурганова (согласно другим планам – немного западнее, между кинотеатром "Октябрь" и БНТУ).

Здесь будет пересадка на станцию "Акадэмія навук" первой линии.



Скорее всего, станция получит другое имя: к 2030 году Дом печати грозились вынести за пределы МКАД за 73 миллиона евро. Но комплекс строений Дома включен в Государственный список историко-культурных ценностей, поэтому сами здания сохранятся. Кто знает: возможно, здесь появится коворкинг "Дом друку" или смузи-бар с аналогичным названием.



Интересно, что, согласно одной из схем, четвертая линия должна пересекаться с первой не здесь, а на станции "Плошча Якуба Коласа", но такой вариант встречается лишь пару раз.

"Платонава"

Пересечение Сурганова и Платонова.

Людей в этом месте проживает очень немного, и вряд ли стоит ожидать значительного пассажиропотока на этой станции, если только не вынесут научные учреждения, "Амкодор" и промышленное предприятие по 1-му Твердому переулку.



"Уральская"

Примерно на пересечении улиц Уральская и Менделеева.

Здесь райончик застроен пятиэтажками, пассажиропоток на станции обещает быть небольшим. Но если за МКАД вынесут Тракторный завод, снесут всю малоэтажную застройку в квартале улиц Столетова – Запорожская – Передовая – Бумажкова и построят на их месте городок из "мапидок", тогда станция не будет столь же пустынной, как "Першамайская".



"Даўгабродская"

(варианты названий – "Трактарны завод" или "Алега Кашавога")
Станция разместится в треугольнике Олега Кошевого – Долгобродская – Грицевца и будет пересадочной на вторую линию.

Пассажиров здесь всегда хватает, не надо ничего сносить и выносить.





"Аўтавакзал "Усходні"

Станция будет находиться примерно под одноименным автовокзалом.

Хотя одна из схем и показывает расположение станции немного севернее, у перекрестка улицы Олега Кошевого и Партизанского проспекта, все же наиболее вероятно, что выходы из подземки будут возле автовокзала: здесь перекресток пяти улиц, наземный транспорт расходится по семи направлениям.



Правда, сам автовокзал может и не дожить до открытия метро: транспортники всерьез считают, что гораздо удобнее пользоваться маленькими диспетчерскими станциями в глубине микрорайонов.



"Пляханава"

Пересечение проспекта Рокоссовского и Плеханова – это и сейчас крупный пересадочный узел.




"Малініна"

(другое название – "Серабранка")
Перекресток проспекта Рокоссовского и Малинина.


К югу от этой улицы располагается парк Грековой – с вводом метро для всей Серебрянки он может стать аналогом парка Челюскинцев. И пассажиропоток может быть примерно таким же, как на станции "Парк Чалюскінцаў".



"Ташкенцкая"

(другое название – "Чыжоўка")
Скорее всего, станция будет у перекрестка улиц Ташкентской и Голодеда, хотя одна из карт и показывает ее расположение южнее – у пересечения Ташкентской и Уборевича.


Район плотнозаселенный, пассажиропоток обеспечен. Интересно, что, по одному из вариантов, поезда могут пойти в Чижовку не под землей, а по метромосту через Чижовское водохранилище.

Пересечение улиц Ташкентской и Голодеда



Пересечение улиц Ташкентской и Уборевича



Поскольку точного проекта всей линии еще нет, варианты карт в разных источниках отличаются друг от друга. Так, на сайте "Минсктранса" линия из Чижовки заканчивается станцией "Парк Дружбы Народаў", а дальше не идет. На сайте "Минскметростроя" выложены две версии – полная и укороченная, с пометкой, что северный участок третьей линии будет построен в 2018–2030 годах, а четвертая ветка – "перспектива".



Кстати, в прошлом сентябре начальник службы текущего и перспективного развития ГУ "Столичный транспорт и связь" Александр Каптюх говорил, что продление третьей линии от "Юбілейнай" в сторону Зеленого луга будет вестись с одновременным строительством пяти станций четвертой линии так, чтобы вместе они образовали полукольцо. Таким образом, в пределах так называемого Второго городского кольца образуется комплекс пересекающихся линий с пересадками на "Акадэміі навук", "Трактарным заводзе", "Кастрычніцкай", "Фрунзенскай" и "Плошчы Бангалор". А все, что за пределами этого кольца, – очень уж отдаленная перспектива. Ведь у нас еще даже современного механизированного проходческого щита нету.

Тем временем фанаты транспорта предлагают свои варианты дальнейшего развития четвертой линии. Так, северный ее конец предлагают продлить в Веснянку и Масюковщину/Домбровку, сделать пересадку на "Кунцаўшчыне" или "Каменнай Горцы" и отправить дальше на юг, в Сухарево.

Фото: из архива автора, CityDog.by, behance.net. 
-20%
-30%
-20%
-10%
-10%
-10%
-24%
-50%
-25%
-21%
-20%
0073023