Алина Минахорян,

Принято считать, что жизнь одаренных детей далеко не сахар. Учителя и родители требуют от них высоких результатов, сверстники редко пускают в свой круг общения. И даже, став взрослыми, они не уживаются в социуме. Кроме того, существует стереотип: талантливыми рождаются, а не становятся. Так ли это на самом деле? Ответ искала корреспондент TUT.BY.

"Главное найти то, что нравится"

Андрей Кононов — победитель международной олимпиады по химии. Дружба с этой наукой у молодого человека завязалась в четырнадцать лет. Тогда, не прилагая больших усилий, в городской олимпиаде по химии Андрей занял третье место.



— Я для себя решил, что это моя будущая профессия. Я действительно получал от химии удовольствие. И сейчас получаю.

Пройдет время — и для завоевания серебряной медали на международной олимпиаде парню придется уже попотеть. Оно и понятно: чтобы выиграть турниры такого масштаба, школьной программы недостаточно. Нужно иметь знания на уровне университета.

— Очень много занимался самостоятельно, — говорит Андрей. — Решал задачи, читал книги.

Усиленная подготовка к олимпиаде не помешала юноше окончить школу с золотой медалью. Несмотря на достижения, Кононов признается, что никогда не чувствовал себя вундеркиндом.

— Учился я в гимназии. Все мои одноклассники были очень талантливыми, поэтому можно было чаще почувствовать себя глупее их, чем умнее.

После окончания школы Андрея зачислили в МГУ без экзаменов. Чтобы не зависеть от родителей, учебу в университете студент успешно совмещал с работой.

— Преподавал химию, биологию и физику на английском языке в Московско-Британской школе. Ее посещают ребята, которые собираются поступать в университеты Великобритании. Учиться и работать было сложно, но я справился. Главное — желание.

Герою нашего материала хватало времени и на чтение художественной литературы, и на походы в театр, и на общение с друзьями. За время учебы ему даже удалось побывать на стажировке в Голландии. Не так давно Андрей выиграл грант на обучение в аспирантуре Германии. Там он будет заниматься разработкой вакцин от малярии.

— Я понимаю, что аспирантура в Германии откроет много возможностей для дальнейшего развития, реализации себя.

— После окончания аспирантуры собираешься возвращаться в Беларусь?

— Все зависит от того, буду ли я здесь нужен. Если я смогу найти в нашей стране то место, где мне будет интересно заниматься наукой, то, конечно, рассмотрю этот вариант, — говорит молодой человек.

А на вопрос, что ему помогло достичь такого успеха — одаренность или трудолюбие, — скромно отвечает:

— Каждый человек, если найдет то, что ему действительно нравится, может стать успешным. Но важно правильно это найти.

Владелец IT-компании: "Не хотел работать "на дядю"

Свою первую программу основатель IT-компании Максим Осипов написал еще будучи школьником. Его изобретение позволяло без стереоочков рассматривать изображения в 3D. В далеком 1999-м для Беларуси это было ноу-хау.



— Тогда я пытался писать также и компьютерные игры. В старших классах принимал участие в олимпиадах. Выигрывал республиканские олимпиады, а на международной олимпиаде в Южной Корее завоевал серебряную медаль, — рассказывает Максим.

Став студентом факультета прикладной математики и информатики БГУ, на командном чемпионате мира по программированию Максим со своими друзьями завоевывает золотую медаль. На этом молодой человек закончил олимпиадную карьеру — и начал заниматься бизнесом.

— Мне папа говорил: "Ты такой крутой, участвуешь в олимпиадах, а потом все равно будешь работать на дядю". Вот это создало внутренний конфликт. Мне хотелось работать на себя. Плюс у меня перед глазами был пример — родной брат . В двадцать один год он уже открыл свою фирму. Мне тоже хотелось не отставать. Поэтому в 18 я переехал жить к бабушке, чтобы минимизировать родительский контроль, и стал заниматься своим делом,— откровенничает Максим.

Стартовым капиталом послужили деньги, полученные за победы в олимпиадах.

— На олимпиадах мне в сумме досталось около трех с половиной тысяч долларов: я все премии складировал. С них все и начиналось.

Недавно фирме Максима исполнилось девять лет. Сегодня IT-компания Осипова занимается разработкой приложений для айфонов и андроидов.

— Вот один из примеров программ. Приходит клиент в ресторан и, чтобы не ждать, пока официант подойдет к его столику, он через телефон заказывает любое блюдо из меню. На компьютере повара высвечивается название блюда — и его начинают готовить. Потом официант приносит заказ. Эту программу мы разрабатывали для Германии.

Бизнесмен не жалеет, что когда-то решился на серьезный шаг — открытие своего дела. Пусть было потрачено много времени и сил, но молодой человек уверен: все не зря, ведь результат оправдал ожидания.

— Я знаю, что многие вещи из-за того, что я постоянно работал, прошли мимо. Много минусов. Например, мало свободного времени. Я это понимаю, но с другой стороны, у меня жизнь необычная. У меня не бывает похожих дней. Я прихожу – и у меня каждый день что-то новое, каждый день новые трудности, новые радости. Было время, когда я считал,что, если пойду искать работу — за месяц найду ту, на которой буду получать раза в три больше, чем сейчас. Но я знал, что через пять-десять лет смогу зарабатывать столько, сколько никогда не заработаю по найму.

Максим отмечает, что в его успехе немалую роль сыграло олимпиадное прошлое.

— Участвуя на таком высоком уровне в олимпиадах, я понял, что границ для многих вещей не существует. Когда слышу от других: "У нас невозможно вести бизнес", я вспоминаю, что мне говорили, что невозможно так хорошо и быстро программировать. Но у меня получалось. Грубо говоря, разрыв шаблонов. Я понял, что мне под силу гораздо больше, чем люди думают.

С тем, что у него дар свыше, владелец IT-компании не согласен. Максим Осипов утверждает: все, что у него есть, он достиг благодаря трудолюбию, целеустремленности и способности концентрироваться на чем-то одном.

"Если нет цели — это конец"

"Одаренный ребенок чаще всего теряется в жизни", — считает белокурая красавица Татьяна Бейдина. Она окончила школу с золотой медалью. Но это не единственное достижение Тани. В выпускном классе девушка выиграла республиканскую олимпиаду по предмету "Человек, общество, государство".



— ЧОГ — предмет, который всегда меня интересовал. У нас была замечательная преподавательница. К ней на уроки стыдно было приходить неподготовленным. И когда она начала заниматься со мной к олимпиаде, я уже понимала, что не могу обмануть доверие своей учительницы. Я думала, что если педагог верит, что я могу это сделать, то я точно могу это сделать.

После победы Татьяна была в ожидании чего-то великого. Еще бы! Ведь первое место на олимпиаде — зеленый свет при поступлении в вуз. Абитуриентка выбрала факультет международных отношений БГУ.

— Я училась на специальности "востоковедение". Когда поступала, думала, буду изучать арабский. Потому что в странах, где говорят на этом языке, все так интересно и плохо. У меня было желание поехать туда, помочь изменить мир к лучшему. Но когда я пришла, нам сказали: китайский, корейский и турецкий. Я выбрала китайский. И теперь очень благодарна Богу, что так получилось.

С первого курса девушка стремилась уехать за границу. Она тщательно изучала волонтерские программы и программы стажировок. Но удача улыбнулась только на четвертый год: студентка выиграла стипендию Института Конфуция — и отправилась учиться в Далянь.

— В Даляне провела ровно год. Возвращаться в Беларусь не хотелось. В этом городе у меня было много друзей, постоянные знакомства с интересными людьми, еще и влюбилась там в китайца. Когда уезжала из Китая, думала, что окончу университет — и снова приеду.

Сейчас Татьяна отрабатывает распределение в одной из белорусских компаний. Организация занимается продажей различной техники. В обязанности молодого специалиста входит поиск производителей на китайских сайтах, общение с китайскими партнерами, перевод с китайского на русский.

— Когда я шла на работу, был страх: "Я ничего не умею, ничего не знаю. А работа – это так сложно. Все такое страшное, мудреное". На самом деле пришла на работу и поняла: все это вопрос ответственности. Ты просто должен выполнять то, что тебе поручили, и помнить об этом.

В свободное от работы время девушка проводит с друзьями. Особенно радуют встречи с одногруппниками.

— У нас в группе учились ответственные ребята. Со всеми очень теплые взаимоотношения. Что касается школы, то не скажу, что меня особо из сверстников кто-то любил. Да и я была странной девочкой со своими заскоками. Меня не приглашали гулять, поэтому я сидела дома. У меня были свои какие-то интересы. Дружила тогда только с одной девочкой. Она до сих пор осталась моей лучшей подругой.

Среди друзей и хороших знакомых Татьяны есть и китайцы, которые учатся в Беларуси. Она часами может слушать истории их жизни.

— Мне интересно, что за китаец, откуда приехал, как обстоит ситуация в его родном городе.

После отработки распределения Татьяна планирует уехать в Поднебесную. Свою судьбу хочет связать с китайцем. К слову, ей часто приходится слышать, что умным девушкам не везет в личной жизни.

— Мне говорят: "Ты такая талантливая, умная и красивая, где же ты себе такого умного найдешь?". И я уже начинаю думать: "Так, мне нужно отложить эту книжку и вместо нее купить помаду".

Но подобным мыслям победительница не позволяет задерживаться надолго. Благодаря участию в олимпиадах девушка поняла: "Все мечты сбудутся. Главное — иметь цель".

— Когда есть цель, неважно, что о тебе думают другие. Ты просто идешь в нужном направлении. Если у тебя нет цели — это конец.

Комментарий практического психолога Анжелики Станкевич:

Одаренность — комплексное понятие. Оно включает в себя креативность, интеллект и мотивацию. Отличники в институте или школе не обязательно все одаренные. У них может наблюдаться проявление третьей составляющей — мотивации. Есть мотивация внутренняя — желание реализации, а есть мотивация быть удобным, угодным, стремление к поощрению. К сожалению, в системе образования делается упор не столько на развитие одаренности, сколько на ее эксплуатацию.

Очень часто одаренные дети очень комплексуют, они держатся в стороночке, чтобы не показывать свои таланты, боятся быть собой, так как это было бы слишком ярко, агрессивно, вызывающе для общества, которое за это может раскритиковать, отвергнуть. Почему? Не потому, что они своей одаренности боятся, у них просто очень развита чувствительность к происходящему.Они улавливают чувства людей, их желания, как к ним кто относится, и очень сильно переживают.

И второе: у них изначально природа более независима и менее послушна, чем у обычных людей, а это значит, что их часто осаждают, критикуют. Бывают, конечно, исключения, но это, скорее, происходит вопреки устоявшимся правилам и благодаря поддержке кого-то очень значимого для ребенка.
Безусловно, жизнь не всех одаренных детей складывается так же радужно, как у наших героев. При подготовке этого материала нам встречались люди с разной судьбой. Не все согласились дать интервью. Возможно, среди ваших родственников, друзей, знакомых есть те, кто когда-то считался одаренным ребенком. А как сложилась их судьба? Будем рады увидеть ответ в комментариях к материалу.
0062969