Поддержать TUT.BY
69 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Англия глазами белоруса: чем плоха и хороша британская жизнь
  2. Правозащитники опубликовали доклад о пытках в Беларуси
  3. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  4. Дмитрий Крук назвал сценарии для экономики в 2021 году и угрозы, способные их перечеркнуть
  5. В Беларуси за сутки 1651 новый случай COVID-19 и десять смертей
  6. «Цепкало участвовать не планирует». Экс-представитель штаба Цепкало хочет зарегистрировать партию
  7. Минское «Динамо» играет дома против «Торпедо». Онлайн матча
  8. «Он держится, и я держусь». Девушка одаренного студента, осужденного на 4 года, ищет ему работу и стажировки
  9. Бегуна из Новополоцка ждет суд за фото с забега Zombie Run. Соседи считают их «исключительно циничными»
  10. Опознана одна из девушек, которая часто появляется в окружении Лукашенко. Она тоже срезала ленточки во дворах
  11. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  12. Горный инженер из Могилева предлагает пешеходный туннель под Днепром — и это звучит круто. Он все рассчитал
  13. «Понял, что поменял шило на мыло». Три уехавших врача рассказывают, как изменилась их жизнь после выборов
  14. Что происходит в Беларуси 27 января
  15. Генпрокуратура опровергла задержание прокурора Витебска. Он уволен
  16. Руководителей МЗКТ, МТЗ, БЕЛАЗа и других предприятий обвиняют в получении взяток от россиян
  17. «Любимая пациентка» доктора Менгеле. Как белоруска выжила после опытов палача из Освенцима и написала письмо его сыну
  18. Министр по чрезвычайным ситуациям Ващенко освобожден от должности
  19. Вынесли приговор минчанину, которого обвиняли в нападении на сотрудника ОМОНа, — 5 лет колонии
  20. В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии
  21. Последствия «Ларса»: более 2200 обесточенных пунктов, упавшие деревья, подтопленные дома и застрявшие машины
  22. Минчанина судят за протест 9−10 августа: бросил цветок в ОМОН, нанес ущерб «Минсктрансу» на 27 тысяч
  23. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  24. Конфликт в столичной маршрутке. Водитель хотел высадить пассажира из-за неприятного запаха
  25. «Нет, алкоголем не пахнет вообще». BYPOL опубликовал свое расследование по факту смерти Романа Бондаренко
  26. На пациента, ударившего в «политическом конфликте» врача скорой в Бресте, завели уголовное дело
  27. С 28 января снова дорожает автомобильное топливо
  28. «Говорил, что все будет хорошо». По делу о «коктейлях Молотова» дал показания 16-летний обвиняемый
  29. Представитель власти — это кто? Разобрались с юристом, кого нельзя будет оскорблять по новому УК
  30. «Я одна здесь уже 10 лет». История Галины, которая живет в мертвой деревне. Почти


/

Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак 17 февраля сообщил, что пассажирские поезда в Национальный аэропорт Минск пойдут с 7 ноября. TUT.BY припомнил, как развивалась эта затея, и прошелся по рельсам в сторону аэропорта.
 
Еще в марте 2010-го говорили, что в перспективе городская электричка может связать столицу с аэропортом Минск-2. Анатолий Сивак заявил тогда: "Пока нет такого пассажиропотока в аэропорт, который позволил бы запустить туда электричку. Проект будет целесообразно реализовывать тогда, когда там появятся логистические центры и другие объекты, запланированные к строительству".
 
С 2009 по 2013 год пассажиропоток через воздушные ворота увеличился чуть более чем в два раза, с 1,029 млн до 2,182 млн пассажиров. В одном из интервью заместитель гендиректора "Белавиа" Игорь Чергинец говорил нам, ссылаясь на БЖД, что для успешной реализации этого проекта нужно принимать и отправлять через аэропорт минимум 4 миллиона авиапассажиров ежегодно. С нынешними темпами роста потока четыре миллиона могут набраться еще через 3-4 года. Быть может, тогда и логистические центры построят, пока же их там нет. Как бы там ни было, а пустить пассажирский поезд хотят уже через 8 месяцев.
 
В апреле минувшего года президент Александр Лукашенко поручил незамедлительно разработать проект железнодорожного сообщения Минска с аэропортом. "Надо посмотреть на существующие железнодорожные линии, отводы от них и срочно сделать этот проект, без промедления. Люди смогут больше пользоваться услугами аэропорта, потому что доехать к нему будет легко. Сейчас же это определенная проблема", - заявил он. Глава государства отметил, что делать это нужно оптимально, с учетом существующих железнодорожных линий. Даже стоит приостановить некоторые проекты государственных программ, чтобы направить средства на обеспечение движения пассажиропотока в аэропорт и обратно. Лукашенко добавил, что на реализацию проекта по организации движения из Минска в аэропорт понадобятся не такие уж большие средства, если за это взяться по-хозяйски.
 
В октябре Анатолий Сивак доложил президенту, что создание отдельной прямой пассажирской линии до Национального аэропорта Минск нецелесообразно из-за сравнительно небольших объемов пассажиропотока. Вместе с тем, отметил он, использование существующей железнодорожной инфраструктуры со строительством ответвления на аэропорт значительно удешевит проект.
 
Интересно, что была и альтернативная концепция прокладки железной дороги в аэропорт – через жилой комплекс "Ноттингем", для чего предполагалось сделать отвод от соединительной ветки между Колодищами и Шабанами. В этом случае путь по рельсам сократился бы на несколько десятков километров по сравнению с существующим железнодорожным путем.
 
Новые дороги в аэропорт. Черным цветом обозначены существующие железные дороги, оранжевым – автомобильные подъезды к аэропорту, красным – новая проектируемая автомагистраль, синим – планируемая ветка городской электрички
 
Однако идея с "Ноттингемом" отложена до неопределенных времен. А уже в этом году Анатолий Сивак сказал: "Проект по созданию железнодорожного сообщения с Национальным аэропортом Минск разработан, концепция согласована в правительстве. Работа ведется, и мы поставили себе задачу закрыть этот вопрос 7 ноября". Специалисты Минтранса уточнили, что на первом этапе будет организовано движение по имеющейся железнодорожной линии на современных дизель-поездах. Существующий железнодорожный путь будет продлен почти к самому аэропорту, а оставшиеся 550 метров до аэропорта пассажиры смогут преодолеть на автобусах или при помощи траволатора. Впоследствии планируется построить съезд с нынешнего железнодорожного пути и электрифицировать весь участок до аэропорта.
 
В этом заявлении есть одна особенность, которую не поймет неспециалист или человек, который ни разу не наблюдал ответвление на аэропорт из окна электрички. Сейчас объясним, что к чему.
 
Отправляемся на остановочный пункт Загорье – здесь ветка на аэропорт уходит от магистрали Минск – Орша. На картах нитка железной дороги в Минск-2 выглядит так, как будто именно в этом месте и происходит ответвление, на самом же деле в Загорье аэропортовская ветка лишь подходит к магистрали, но примыкания к путям здесь нет.
 
Остановочный пункт Загорье, вид в сторону Орши. Магистральная линия – в левой части кадра, ветка из аэропорта – в правой. Они не пересекаются до самых Смолевичей
  
В нескольких сотнях метров от пассажирского павильона в сторону Минска у аэропортовской ветки стоит километровый пикет с цифрой "4". Четыре километра – как раз от места разветвления веток. Это значит, что поезду в аэропорт нужно будет проехать лишних восемь километров и поменять в Смолевичах направление движения, чтобы привезти пассажиров к самолетам.
  
Загорье, вид в сторону Минска. Километровый пикет обозначает расстояние от начала аэропортовской ветки
  
Загорье, вид в сторону Минска. Окончательно ветки расходятся между Загорьем и Домашанами
 
Железная дорога на аэропорт старая – ее проложили, еще когда не было самого аэропорта. Но в ходе одного из ремонтов заменили рельсы (часто на маркировке можно заметить год "87") и шпалы: они теперь всюду бетонные, кроме одного мостика через локальную дорогу недалеко от Загорья. Столбики пикетов местами выполнены с рельефной красной звездой у основания.
 
 
Поначалу железка идет в глубокой выемке, по сторонам – крутые склоны. Несмотря на то, что тут рядышком находятся дачи и деревенские домики, на рельсах совсем не видать мусора, который обычно сопровождает железные дороги. Но ничего: пустят пассажирские поезда – и быстро появятся бутылки, сигаретные пачки и предметы гигиены, которыми наши граждане генетически закодированы засорять шпалы.
 
 
Вскоре после деревни железка выходит на открытую местность и дальше идет по насыпи. Вокруг открываются живописные виды.
 

 
Напомним: февраль по-белорусски будет "люты"
   
Нам начинают встречаться рабочие в форменных куртках БЖД с бензопилами – они спиливают деревья и кустарники вдоль железки. Стволы распиливают и грузят на тракторы, а мелкие ветки жгут тут же, у рельсов. Февральская распутица дошла до того, что один из тракторов с бревнами не мог взобраться на холм и постоянно буксовал. Нам встретилось 5-7 таких отрядов общей численностью до полусотни человек.
 

Железнодорожники рассказывают, что занимаются распилом древесины уже не первый день. Вдоль железки надо выпилить все деревья и кусты, чтобы потом расширить насыпь и установить на ней опоры для подвески контактной сети, - только после этого можно будет пустить в аэропорт электрички. Но до этого пройдет немало времени, потому что деревьев вдоль рельсов еще полным-полно, да и пни выкорчевывать кому-то тоже надо будет. Местами появляется забавный мусор: например, стоящая прямо у полотна дороги "люлька" от мотоцикла.
 
 
Через десять километров после ответвления в Смолевичах железка подходит к "олимпийке" – автотрассе на Москву М1/Е-30. Здесь железная дорога сдавлена с обеих сторон лесом.
 

У деревни Мостище, в стороне от дороги, видна аллея с небольшим сквериком – там оказывается памятник погибшим в Великой Отечественной. Памятник изрядно обветшал и потрескался, а у авторов красной таблички нелады с орфографией. Правильно пишется "брацкая магіла".
 

 

 
Железнодорожники рассказали, что по этой ветке проходит всего один поезд в сутки, ночью: доставляет в аэропорт топливо. Нам несказанно повезло, потому что недалеко от Шеметово навстречу проехал грузопассажирский поезд, ведомый "машкой" – тепловозом М62-1859. В составе поезда, помимо грузовых вагонов и платформы с экскаватором, было и два плацкартных вагона, в которых сидели люди.
 


 
После деревни Шеметово железка делает крюк, разворачивается на 180 градусов и подходит к аэропорту с юга, заканчиваясь где-то на задворках летного поля. В последних новостях сообщалось: "Существующий железнодорожный путь будет продлен почти к самому аэропорту, а оставшиеся 550 метров до аэропорта пассажиры смогут преодолеть на автобусах или при помощи траволатора". В октябрьских новостях была такая фраза: "к 2015 году до аэропорта проложат новый электрифицированный участок железной дороги, по которому пустят современные удобные поезда. Конечная остановка будет в считанных метрах от зала ожидания, а пункт отправления - на центральном минском вокзале". Пока нет точных данных, мы можем лишь предположить, что пассажирские поезда могут ездить не до конечной станции (она тоже называется Шеметово), а до одноименной деревни, откуда уже есть автомобильная дорога к аэровокзалу. Благодаря этому не нужно будет ехать на поезде лишние 7 километров.
 
Теперь самое время подсчитать километраж. От станции Минск-Пассажирский до Смолевичей – 39 км. Путь по "выделенному пути" до станции Шеметово – 24 км, итого в сумме получаем 63 километра и обязательную смену направления движения. Обычный дизель ДР-1А Минск – Гудогай на безостановочный участок Ждановичи – Молодечно (66 км) тратит ровно час. Дизель-поезд PESA региональных линий бизнес-класса, аналогичный тому, который будет ходить в аэропорт, проезжает 55 км от Чаусов до Кричева без остановок за 53 минуты; билет стоит 20,5 тысяч рублей. Это значит, что на длинных перегонах у нового польского дизеля скоростных преимуществ перед старым рижским как будто нет. Поезду в аэропорт, с учетом реверса в Смолевичах, понадобится примерно час, или около 55 минут, если пассажиров станут выгружать не на конечной, а возле деревни. Автобус № 300, который идет от автовокзала Центральный в аэропорт, проезжает свои 45 км ровно за полтора часа и 28,850 тысяч рублей (а от станции метро Уручье – 33 км и полчаса за 20,8 тысяч). Если поехать на своем автомобиле, то только от края города до аэропорта "спалишь" 4 литра бензина (справедливо для легковушки с двухлитровым мотором), а от центра – около шести литров, что обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Таксисты хотят и вовсе от 300 до 450 тысяч.
 
Нередко можно слышать мнение, что, мол, "аэропорт пустой, рейсов мало, автобус не нужен, люди на своих машинах доезжают". Но случается и так, что автобус № 300 даже не может взять всех желающих. А в поезде с большим удобством можно будет пристроить весь свой багаж.
 
 
Если хотя бы просто сделать съезд со стороны Минска с железнодорожной магистрали на аэропортовскую ветку и обустроить посадочную платформу у деревни Шеметово, то тогда дорога растянется на 46-47 км, - соответственно, поезд будет в пути три четверти часа. Электрификация линии и подвод рельсов к аэровокзалу позволят "Штадлерам" довозить пассажиров за полчаса. Впрочем, это дело нескорого будущего, и даже сами железнодорожники, жгущие ветки, сомневаются, что из затеи с электрификацией и скоростными электричками по типу московских "аэроэкспрессов" будет толк. К слову, от начала работ по электрификации 42-километрового участка Осиповичи – Бобруйск и до пуска электричек прошло почти два года. Здесь надо будет провесить "конташку" на вдвое меньшем расстоянии.
 
Между прочим, БЖД могла бы на базе аэропортовского поезда наконец-то сделать по-настоящему городские электрички – скажем, по маршруту Ждановичи – Минск-Пассажирский – Аэропорт. Но ведь может получиться и наоборот: как бы по примеру оршанских электричек не назначили отправление "аэроэкспресса" с Минска-Восточного.
-20%
-20%
-10%
-17%
-50%
-10%