/

55 лет назад – в феврале 1959 года  прошло первое представление в новом здании Белгосцирка, ставшем одним из символов столицы Беларуси. Но профессиональный цирк в Минске появился за сто лет до того. Первую цирковую труппу в Минск привез немецкий князь. Здание постоянного цирка поначалу соседствовало с храмами, а морских львов во время Второй мировой войны выпустили прямо в Свислочь. Об истории минского цирка рассказывает знаток истории города Владимир Воложинский.

Первое выступление профессионального цирка на территории современной Беларуси состоялось в 1853 году в балагане, развернутом в Троицком предместье. Представление давала труппа под руководством австрийца Карла Гинне. А привез ее в Минск немецкий князь Голинберг, чье имение находилось в деревне Дукора в 30 километрах от Минска. В последующие годы в городе периодически гастролировали различные иностранные цирковые труппы. Как правило, они выступали во временных помещениях - своего стационарного цирка в Минске не было вплоть до середины 1880-х годов. 
 

Цирк Никитиных

В 1884 году на Соборной площади появилось деревянное здание первого в городе цирка-шапито, известное как "Цирк братьев Никитиных".
 
Дмитрий, Петр и Аким Никитины, отцы российского цирка
Дмитрий, Петр и Аким Никитины, отцы российского цирка
 
Петр Александрович Никитин - один из братьев Никитиных, известных на всю Россию циркачей, - обратился к минскому городскому голове. Он "нижайше просил" разрешить ему построить деревянный цирк. 
 
Прошение на постройку цирка в Губернское правление
Прошение на постройку цирка в Губернское правление
 
Городские власти дали "добро", и уже через три месяца, 16 ноября 1884 г., здание цирка на 800 мест было возведено. Управлял строительством Александр Бочаров.
 
 
СВИДЕТЕЛЬСТВО
 
Дано сие от Минской городской Управы бывшему Молдавскому подданному Александру Максимовичу Бочарову, поверенному Саратовского мещанина Петра Александровича Никитина в том, что на выдачу Минским Губернским Правлением разрешения на открытие в городе Минске цирка на месте, отведенном Управой, между домами купца Свечникова, аптекой Натансона и домами купцов Мойсея Поляка и Вульфа Гецева, со стороны Городской Управы препятствий не имеется.

В чем надлежащие подписи приложением печати удостоверяются 15 сентября 1884 года.
 
Член управы 
Секретарь
Планы постройки первого стационарного цирка в Минске 

Программы выступления цирка Никитиных. Из фондов Музея истории минского цирка
Программы выступления цирка Никитиных. Из фондов Музея истории минского цирка
 
В 1885 году в Минск на гастроли со своей программой приехал Сципионе Чинизелли, отец которого, знаменитый Гаэтано, построил в 1876-1877 годах в Петербурге собственный каменный цирк (в нем часто можно было встретить Федора Шаляпина, Александра Блока, Александра Куприна). Кстати, в цирке на Соборной площади давали не только цирковые, но и театральные представления. 
 
Афиша цирка Чинизелли 1885 г. Из фондов Музея истории минского цирка
Афиша цирка Чинизелли 1885 г. Из фондов Музея истории минского цирка
 
Однако место для цирковых представлений - на Соборной площади (ныне - площадь Свободы) - было выбрано неудачно: по соседству находились храмы. Это вызывало недовольство как духовенства, так и прихожан. 
 
В конце 1885 года здание цирка с Соборной площади убрали, дабы не оскорблять чувства верующих. Сначала его разместили на Троицкой горе, позже - на Комаровском поле. В начале 1900-х годов цирк перебрался в Губернаторский сад (ныне – парк Горького). Здание находилось там, где сейчас стоит памятник пролетарскому писателю. Здесь выходили на манеж такие корифеи цирка, как Дуров, Никитины, Феррони, Танти. 
 
Афиша выступления гимнастов и воздушных танцоров на канатах, 1892 г.
Афиша выступления гимнастов и воздушных танцоров на канатах, 1892 г.
 
Афиша "большого интересного представления в пользу инвалидов при участии лучших артистических сил цирковой труппы", 1893 г.
Афиша "большого интересного представления в пользу инвалидов при участии лучших артистических сил цирковой труппы", 1893 г.
 
Афиша выступлений Ф.Ф.Молодцова – "первого русского всемирно известного канатоходца и танцора на высоко натянутом канате"
Афиша выступлений Ф.Ф.Молодцова – "первого русского всемирно известного канатоходца и танцора на высоко натянутом канате"
 
В конце XIX в. в городе часто устраивались шапито (разборные конструкции из легких мачт и натягиваемого на них брезента). По окончании сезона эти конструкции разбирали и увозили. В таком шатре, например, в 1890 г. выступал французский цирк Хука. Его представления давались на углу улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова).
 
Афиша цирка А.Хука в газете "Минский листок" за 1890 г.
Афиша цирка А.Хука в газете "Минский листок" за 1890 г.
 

Цирк Девинье

В 1901 году новый стационарный цирк в городе выстроил антрепренер Девинье. Деревянное здание расположили на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь - Михайловский сквер). Первыми на его манеж вышли артисты братья Труцци (они гастролировали в Минске и в 1905 году). Братья Труцци держали цирки во многих городах России. У них выступали такие знаменитости, как клоун Анатолий Дуров, дрессировщик Владимир Дуров, борцы Иван Поддубный и Иван Заикин, клоуны Бим и Бом. Блестящими артистами были и сами представители известной цирковой фамилии. Так, "Минское слово" в 1911 году сообщало, что "Вильямс Труцци изумлял публику на своих чудных дрессированных лошадках". 
 
Вильямс Труцци - организатор, режиссер-постановщик пантомим и выдающийся дрессировщик
Вильямс Труцци - организатор, режиссер-постановщик пантомим и выдающийся дрессировщик
 
Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров
Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров
 
В начале XX века цирк был весьма популярен у населения. Во многом его успех определяли самые веселые люди - клоуны. 
 
Клоунский дуэт Бим и Бом
Клоунский дуэт Бим и Бом
 
Различные цирки, выступавшие в городе, конкурировали между собой. Для привлечения публики, например, делались ставки на зрелищную и популярную тогда "французскую борьбу". Сражения российских и иностранных богатырей проходили при аншлагах. 
 
Борец и будущий авиатор Иван Заикин
Борец и будущий авиатор Иван Заикин
 
Победителей ожидали весомые призы: за первое место – 600 руб., за второе – 400, за третье – 200. Прибегали владельцы цирков и к другим способам заманить зрителя. Например, Девинье завел у себя лотерею, где по входным билетам можно было выиграть довольно дорогой приз. Конечно же, счастливчиками становились лишь единицы. К слову, такой же коммерческий ход был применен в минском цирке и в 1920-е годы. Но тогда на устроителя лотереи обрушили гнев местные газеты. 
 

Советский цирк

Началом становления советского цирка считается август 1919 года, когда В.И.Ленин подписал декрет "Об объединении театрального дела". Говорилось в этом документе и о цирке. Советское правительство национализировало цирки и взяло на себя все расходы по подготовке номеров: изготовление реквизита, покупку животных, оплату труда режиссеров, художников, балетмейстеров и т. д. Важным шагом стало создание в 1927 г. в Москве Школы циркового искусства, позднее переименованной в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. 
 
В 1930 году минский цирк, расположенный в парке Профинтерн (с 1936 года - парк Горького), реконструировали - на его базе построили цирк-шапито на 1200 мест. 
 
В минском цирке выступал знаменитый дрессировщик Николай Павлович Гладильщиков. В 1927 г. выпустил первый в истории отечественного цирка забавный аттракцион с группой животных.
В минском цирке выступал знаменитый дрессировщик Николай Павлович Гладильщиков. В 1927 г. выпустил первый в истории отечественного цирка забавный аттракцион с группой животных.
 
Н.П.Гладильщиков во время номера "Борьба с удавом". В его цирковой группе уживались львица Фатима, удав Крошка, крокодил Карлуша, белый медведь, гиены, волки, собаки, птицы. Вся мировая практика циркового искусства не знала до Гладильщикова объединения столь разных хищников.
Н.П.Гладильщиков во время номера "Борьба с удавом". В его цирковой группе уживались львица Фатима, удав Крошка, крокодил Карлуша, белый медведь, гиены, волки, собаки, птицы. Вся мировая практика циркового искусства не знала до Гладильщикова объединения столь разных хищников.
 
Афиши с выступлениями Вязовых. В 1934 г. Вязов А.М. создал собственный уникальный, эксцентрический номер - "Воздушный полет с амортизаторами", принесший ему славу и вошедший в историю, как один из интереснейших номеров Советского цирка. Из фондов Музея истории минского цирка.
Афиши с выступлениями Вязовых. В 1934 г. Вязов А.М. создал собственный уникальный эксцентрический номер - "Воздушный полет с амортизаторами", принесший ему славу и вошедший в историю как один из интереснейших номеров советского цирка. Из фондов Музея истории минского цирка.
Образцы довоенных цирковых афиш, 1930, 1935 гг. Из фондов Музея истории минского цирка 

В 1939 году директором цирка стал Борис Ефимович Кабищер, руководивший им в течение 30 лет. Еще до войны его заслуги получили высокую оценку государства. Он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств БССР и награжден орденом "Знак Почета".
 
Борис Кабищер - первый директор минского цирка
Борис Кабищер - первый директор минского цирка
 
В ночь с 24 на 25 июня 1941 года во время немецкой бомбежки здание цирка сгорело. Первые бомбардировки также уничтожили цирковых зверей. В ту пору в Минске на гастролях была дрессировщица морских львов Ирина Сидоркина вместе со своими питомцами. С собой их забрать не смогли – и морских львов просто выпустили в Свислочь... Дальнейшая судьба зверей неизвестна. 
 
Цирковая труппа несколько дней пешком, под бомбежками пробирались к Витебску. Оттуда она была эвакуирована в Омск. В этом российском городе 6 ноября 1941 года открылся Белорусский цирк. 
 
Когда после войны цирковая труппа вернулась в Минск, Борис Кабищер отстроил заново здание сгоревшего цирка. Ему удалось привезти из Орла точно такое же деревянное здание, которое и водрузили на новый фундамент. По легенде, в качестве благодарности в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной (неслыханная роскошь для послевоенного времени). 
 
Палатка-шапито в парке Профинтерн в послевоенном Минске
Палатка-шапито в парке Профинтерн в послевоенном Минске
 
Уникальный снимок арены и зала восстановленного после войны цирка в парке Горького. Из фондов Музея истории минского цирка
Уникальный снимок арены и зала восстановленного после войны цирка в парке Горького. Из фондов Музея истории минского цирка.
 
Сохранившаяся афиша цирка в послевоенные годы
Сохранившаяся афиша цирка в послевоенные годы
 

Самый большой и красивый цирк в СССР

По окончании войны правительство СССР приняло решение о возведении в стране 20 стационарных цирков. Право стать первым предоставили Минску, отдавая дань вкладу белорусского народа в победу и восстановление народного хозяйства. 
30 октября 1954 года начались работы по строительству нового здания цирка (арх. В. Жуков) на пересечении проспекта Сталина (пр. Независимости) и ул. Я. Купалы. 
 
Архитектор, автор проекта В.Жуков и директор цирка Б.Кабищев за обсуждением проекта здания цирка, 1954 г. Из фондов Музея истории минского цирка.
Архитектор, автор проекта В.Жуков и директор цирка Б.Кабищер за обсуждением проекта здания цирка, 1954 г. Из фондов Музея истории минского цирка.
 
Первоначально здание цирка планировали построить на окраине города. Благодаря же стараниям оперной примы Ларисы Помпеевны Александровской он стоит в центре. Именно она добилась того, чтобы цирк, страстной поклонницей которого она была, разрешили строить на его нынешнем месте. Для этого она ходила к самому Н.С. Патоличеву (с 1950 по 1956 г. он был первым секретарем Центрального Комитета компартии Белоруссии).
 
Закладка нового здания цирка. Из фондов Музея истории минского цирка.
Закладка нового здания цирка. Из фондов Музея истории минского цирка.
 
Справа виден закладываемый фундамент под здание цирка.
Справа виден закладываемый фундамент под здание цирка.
 
Строительные леса вокруг здания цирка, фото 1958 г.
Строительные леса вокруг здания цирка, фото 1958 г.

Строительство было завершено в 1958 году, а открылся цирк 11 февраля 1959 года программой белорусского циркового коллектива. Этот день и является днем рождения современного Белорусского цирка. 
 
11 февраля 1959 г. состоялось открытие нового цирка. Из фондов Музея истории минского цирка.
11 февраля 1959 г. состоялось открытие нового цирка. Из фондов Музея истории минского цирка.
 
На тот момент это был самый большой и красивый цирк в СССР. Цирк имел зрительный зал на 1667 мест, диаметр арены - 13 метров. А бронзовые люстры, и поныне украшающие интерьер цирка, подарил Московский электроламповый завод в 1956 году. 
 
Фото конца 1950-х
Фото конца 1950-х
 
Пресса тех лет восторженно сообщала: 
 
"Широко раскинувшееся монументальное белое здание с колоннадой, увенчанное серебристыми куполами, органично вписывается в архитектуру центральной магистрали города. Гигантский купол (диаметр 42 метра), раскинувшийся над головами зрителей необъятным небосводом, не поддерживается ни одной колонной. Цирковая арена хорошо просматривается с любого кресла. Свыше двухсот разноцветных прожекторов позволяют установить сильный и яркий, почти естественный свет не только на манеже и под куполом, но и во всем огромном зале. Чудесная акустика. Богатое и весьма разнообразное оборудование цирка механизировано и автоматизировано. Цирк рассчитан для показа всех жанров: от грандиозных воздушных аттракционов до постановки водяных феерий…" 
 
Накануне открытия решено было создавать оригинальную белорусскую цирковую программу. В качестве художественного руководителя был приглашен Евгений Милаев. А с ним и его молодая жена - красавица Галина Брежнева. Она, кстати, сделала немало для минского цирка. Г. Брежнева уговорила знаменитую Анель Судакевич (звезду немого кино, а после - театральную и цирковую художницу) поработать с новой программой белорусского цирка. Программа, по словам очевидцев, получилась по-настоящему яркой и невероятно красивой.
 
Участники первой цирковой программы в новом здании цирка
Участники первой цирковой программы в новом здании цирка
  
Первым дирижером нового цирка стал Борис Ипполитович Райский, которого по рекомендации маэстро Эдди Рознера пригласил на работу Борис Кабищер. Райский был не только дирижером цирка, но и композитором, написавшим музыку для многих номеров. Впоследствии он возглавил оркестр белорусского радио и телевидения, где к нему пришла настоящая слава.
 
Снято в начале 1960-х гг. Фото Иванова Н.А.
Снято в начале 1960-х гг. Фото Иванова Н.А.
 
В Минске с гастролями побывали многие знаменитые артисты советского цирка: Юрий Никулин, Карандаш, братья Запашные, Олег Попов, династия Дуровых, Игорь Кио…
 
Афиша с гастролями заслуженного артиста РСФСР Кио. Из фондов Музея истории минского цирка
Афиша с гастролями заслуженного артиста РСФСР Кио. Из фондов Музея истории минского цирка

 
Афиша с выступлениями легендарного Карандаша (Румянцева Михаила Николаевича)

В цирке работали известные деятели культуры: артист Евгений Милаев, художник Павел Масленников, дирижеры Борис Райский, Михаил Финберг.
 
Директора Минского цирка:

с 1939 по 1959 г. - Кабищер Борис Ефимович (1910-1959 гг.),
с 1959 по 1974 г. - заслуженный деятель культуры БССР Марасулов Михаил Михайлович (1921-1981 гг.);
с 1974 по 1984 г. - Смольский Леонид Александрович;
с 1984 по 1996 г. - Пашкевич Иван Семенович;
с 1996 по июнь 2013 г. - Бондарчук Татьяна Николаевна;
с июня по декабрь 2013 г. - Медведев Сергей Владимирович
с декабря 2013 г. по настоящее время - Шабан Владимир Анатольевич
 
декабрь 2008 г.
декабрь 2008 г.

С сентября 2008 года Белорусский государственный цирк находился на реконструкции и вновь открыл свои двери для зрителей в декабре 2010-го.

Медведев сфотографировал минский цирк и опубликовал фото в Instagram, июль 2012 года
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев сфотографировал минский цирк и опубликовал фото в Instagram, июль 2012 года
 

После реконструкции

В ходе реконструкции рядом с нынешним зданием цирка возведены новые корпуса. Построен шестиэтажный репетиционный манеж, позволяющий большему количеству артистов одновременно репетировать. В этом же здании расположилось кафе-столовая для сотрудников цирка, балетный зал на 300 кв. метров и полностью оборудованный пошивочный цех. Билетная служба перенесена в отдельный корпус. 
 
Интерьер обновленного цирка претерпел значительные изменения, приобретя классические элементы архитектуры дворцового декора, и выдержан в стиле 50-х годов прошлого века. 
 
Оркестр переместили на противоположную сторону: теперь он располагается над цирковым занавесом у входа на арену. А на месте оркестровой ложи теперь три вип-ложи. Манежей в цирке стало четыре - расположены они один под одним и являются сменными. Кроме того, созданы комфортные условия для четвероногих обитателей цирка. Для животных построены удобные стойла, лифт, даже гардеробные.
 
План зрительного зала реконструированного цирка
План зрительного зала реконструированного цирка
 
1 декабря 2010 года во вновь открывшемся после реконструкции Белгосцирке прошло первое представление. Артисты посвятили его работавшим над реконструкцией цирка строителям и их семьям. 
 
Площадь перед зданием цирка украсили скульптурные композиции. Автор работ скульптор Сергей Бондаренко. Перед центральным входом установлена шестиметровая колонна с балериной-наездницей на лошади.
 
 

А рядом привлекают внимание скульптуры цирковых персонажей.
 
 
"Пирамидка - перевёртыш"
"Пирамидка - перевёртыш"

Автор приносит благодарность коллективу рекламного отдела и работникам Музея истории минского цирка за оказанную помощь в подготовке материала.
 
Источники:
 
1. http://www.circus.by/ru/history/
2. http://www.ruscircus.ru/cel_zhizni_bratev_nikitinyh_687
3. ctv.by
-50%
-5%
-10%
-42%
-10%
-30%
-40%
-20%
0072330