![]() |
Акция памяти пропавших детей, организованная гомельским отделением Белоруской организации Красного Креста. Лето 2013 г. |
"Не успеваем снимать листовки…"
На Гомельщине искать пропавших без вести милиции помогают участники неформального сообщества волонтеров "Симуран".Координатор проекта Виктор Кудрявцев подтверждает, что в последнее время подростки, уходящие из дома, - одна из категорий "постоянных клиентов":
– Но какого-то обострения на самом деле нет. Есть несколько конкретных подростков, которые постоянно бегают, мы постоянно их ищем, распространяем информацию, и потому создается впечатление, будто идет целая волна.
Как бы там ни было, проблема заслуживает внимания. Даже если ее создают буквально трое подростков, настоящих имен и фамилий которых мы не станем называть по этическим соображениям.
В этой беспокойной компании присутствует и девушка. Но самое примечательное – ребята знакомы между собой и несколько раз убегали вместе.
– Доходит до курьезов, – рассказывает Кудрявцев. – Нам сообщают, что подросток нашелся, мы начинаем снимать листовки. Но не успеваем их убрать, как поступает информация – снова сбежал – можно не снимать…
Сколько подростку ни бегать…
В последний раз один из мальчишек и девушка, назовем ее Юлей, также сбежали тандемом.Сперва из дома ушел парень и позвонил подруге – договорились встретиться. Пообщавшись, пришли к выводу, что "вместе весело шагать по просторам". Позже каким-то образом к ним примкнул парень из Могилева. Добрались до Минского района, где на какое-то время даже умудрились найти подработку – мойщиками машин…
Примечательно, что речь не идет о ребятах из неблагополучных семей. Их родители не злостные алкоголики, дети обеспечены необходимым, накормлены и одеты. Однако, очевидно, этого мало. Ведь что-то заставляет их уходить из дома снова и снова…
Ситуации в каждой внешне вполне приличной семье бывают разные. Да и поведение некоторых родственников подчас удивляет.
– Поразила сестра одного мальчика, которого мы как-то разыскивали, – делится Виктор Кудрявцев. – Больше всего ее интересовало количество лайков, просмотров, перепостов информации в Сети, показы по телевидению. А оставленный ею комментарий под ориентировкой на сайте был в духе: мой брат стал звездой интернета!
Или вот: нашли одного мальчишку. За ним приезжает отец. Я между делом поинтересовался: а где мать, почему не приехала? Ответ меня шокировал: "Она пошла к косметологу".
Иногда при общении с родными чувствуется, что они сами чего-то недоговаривают. Чтобы скрыть собственные "косяки". А потом случайно проговариваются о том, что 11-летний мальчик таскал на себе 30 килограммов лома, чтобы сдать в приемный пункт. То есть, они это знали и ничего не делали. Это как – нормально?
Когда побеги повторяются раз за разом, реакция некоторых родителей меняется. Они привыкают и к очередному уходу чада начинают относиться с буддистским спокойствием. Мол, побегает и вернется – не впервой. Иногда даже заявления в милицию поступают через неделю. Мысль о том, что к тому моменту ребенка может не быть в живых, очевидно, уже не вызывает былых эмоций…
![]() |
Координатор сообщества "Симуран" Виктор Кудрявцев |
Бери смартфон – пошли в побег…
Предугадать подростковый побег – задача не из простых. Та же Юлия после первого возвращения вроде бы многое поняла и даже изъявила желание присоединиться к деятельности поисковиков-волонтеров. Но вскоре сбежала снова – в компании с другим парнем, который также ранее уходил из дома. Примечательно, что в периоды "семейной жизни" девушка исправно ходила в школу и даже становилась призером предметных олимпиад.Заранее юные странники не готовятся: рюкзаков с провизией и одеждой не собирают. У кого-то есть личные деньги (или же им известно местонахождение домашней "кассы"). Подспорьем на первое время становятся дорогие телефоны, на покупку которых "раскручивают" родителей. Проданный за полцены мобильник помогает какое-то время не думать о хлебе.
Один из найденных в очередной раз беглецов рассказывал про неких "взрослых друзей", помогавших со всем необходимым. В другой раз пылкого юношу отыскали на подворье цыган. Поняв, что пришли за ним, он пытался укрыться на чердаке.
До бродяжничества в чистом виде у подростков, как правило, не доходит. Издержки вроде ночлега на бетонном полу общего балкона в одной из малосемеек – мелочь. Обычно умудряются надолго "зависать" у друзей с чересчур лояльными родителями, не докучающими расспросами: с чего вдруг приятель сына несколько суток не уходит ночевать к себе.
Следует отдать должное и подростковой фантазии, направленной на то, чтобы вызвать сочувствие у тех, кто может приютить. В душещипательных рассказах фигурируют злобные родители-алкоголики (либо лежащие в больнице), жестокие избиения за малейшую провинность или, к примеру, отчим-насильник (реально несуществующий в природе).
Узнав о последнем, шокированные люди обратились в милицию. Тогда и выяснилось, что их несчастная гостья находится в розыске как пропавшая без вести.
Другой герой симурановских листовок блеснул оригинальностью, поведав историю о неких "челкастых". которые держали его взаперти и каждодневно пичкали психотропами. На поверку все оказалось выдумкой.
![]() |
Акция памяти пропавших детей в Гомеле, организованная гомельским отделением Белоруской организации Красного Креста. Лето 2013 г. |
"Они играются…"
– Что касается наших, гомельских "бегунков", в последнее время они стараются покинуть пределы города, – раскрывает тактику "постоянных клиентов" Виктор Кудрявцев. – У нас выработан определенный алгоритм, мы изучили их повадки и знаем, где нужно искать в первую очередь. Находим обычно в течение нескольких суток. Один раз местонахождение удалось вычислить почти как в кино. По свежему фото, которое тинейджер выложил на своей странице в соцсети. В кадр попала часть здания. С помощью специальной программы волонтеры изучили снимок и установили, где эта улица, где этот дом…
К слову, влияние интернета и соцсетей в частности - один из ключевых факторов проблемы. Ребята сидят в "паутине" настолько плотно, что даже во время побегов остаются в онлайне. С интересом наблюдая за тем, как их ищут, отслеживают количество лайков, увлеченно читают комментарии.
Там же списываются с единомышленниками. Иногда через записи о том, что "никто меня не понимает, жизнь – дерьмо и вообще, я хочу вскрыть вены". Среди комментаторов вмиг находятся сочувствующие – те, у кого "такая же фигня". После чего договориться о совместном побеге – вопрос десятка сообщений.
– Мое мнение – они играются. Им это интересно, для них это – развлечение, – резюмирует активист "Симурана". – Им просто в кайф поиграть с милицией, с нами, волонтерами… О чем говорить, когда девушка, уходя в побег, пишет у себя на стене: милиционеры, далее цитировать не буду – ненормативная лексика… Смысл же такой, что ищите, ищите – не найдете.
Милиция работает с последствиями
Начальник отдела разыскной работы управления уголовного розыска УВД Гомельского облисполкома Олег Дегтяренко подтвердил – массового характера проблема не имеет:– Это единичные случаи. Есть несколько подростков, которые и создают такую картину. Ни семьи, ни школы их контролировать не могут, ну а милиция уже работает с последствиями…
Каждый раз, когда поступает информация, мы направляем на розыск все силы. Это приоритет, ведь, как бы ни было, речь идет о несовершеннолетнем.
Что касается причин, каждый случай индивидуален, поэтому дать какие-то стандартные рекомендации сложно. Бывает, ссора с родителями, какой-то конфликт – к примеру, отец ударил за плохую оценку. Или же проблемы в самой школе.
Хотелось бы сказать и о последствиях. Это, прежде всего, постановка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних с осуществлением дальнейшего контроля со стороны милиции и школы. Также проводятся проверки, и если есть основания, родители привлекаются к административной ответственности.
Кроме того, несколько таких подростков в настоящее время с согласия родителей находятся на психиатрическом обследовании. Возможно, поведение этих ребят связано с какими-то отклонениями, и с ними будут работать специалисты.
Уйти нельзя остаться
О сложностях возраста, формах самовыражения и жажде приключений, которые толкают подростков на побег, говорит и практикующий детский психолог Татьяна Морозова:– Если уходы из дома происходят постоянно, то, скорее всего, имеет место расстройство поведения. В данном случае оно проявляется в склонности к бродяжничеству. С таким как раз и работают психиатры.
Касательно одноразовых уходов, как и в случае с демонстративными суицидальными попытками, можно говорить о стремлении привлечь внимание. В силу возраста подростки эгоцентричны – им кажется, что мир вращается вокруг них. Логика мышления примерно такова: раз меня не поняли, я уйду и все должны страдать.
Это может быть и формой мести родным. Или выплеском пассивной агрессии. Либо вовсе неудовлетворенной жаждой экстрима, приключений, которую необходимо как-то направить в нужное русло.
Налицо и эффект подражания. Ушел один подросток – его бросились искать, поднялся ажиотаж, кто-то другой считает, что это круто, и делает то же самое.
Говоря о рекомендациях родителям, отмечу – не существует какого-то чудодейственного лекарства, используя которое можно сразу решить проблему. Ведь и возникает она не в один момент, а назревает какое-то время. Причины стоит искать в микроклимате семьи.
Если между ребенком и родителями нет эмоциональной связи, доверительных отношений, не налажен диалог, произойти может всякое. Разговоры не должны сводиться исключительно к бытовым темам и строиться на постоянной критике и нравоучениях со стороны взрослого. Ребенок просто перестанет доверять.
У него должно быть пространство, в котором он сможет себя размещать – как личность. Должны быть какие-то обязанности, формирующие ответственность, а главное – чувство защищенности и того, что он является частью своей семьи. Все это в совокупности создает привязанность. Если же ее нет, то и дома, по большому счету, ничто не держит…
Другая крайность, способная спровоцировать уход, это гиперопека, чрезмерное окружение заботой и любовью. При том, что для периода в возрасте 16-17 лет вполне естественно стремление к самостоятельности, некоторое отстранение от родителей.
Когда же подростка "душат" любовью и указаниями, как и что нужно делать "для его же блага", чтобы уйти от этого, у него остается один способ - уйти физически.
![]() |
Акция памяти пропавших детей в Гомеле. Лето 2013 г. |