WWW.TUTBY.NEWS - наш запасной адрес на случай, если TUT.BY не открывается


/ Фото: Александр Васюкович,

Прогулку по аэропорту сегодня не назовешь приятной. Повсюду ведутся строительные работы: приходится дышать пылью и перекрикивать собеседников из-за шума. Сотрудники аэропорта сравнивают сложившуюся ситуацию с ремонтом в квартире."Представьте, что вы ремонтируете одну комнату, а в другой живете. Так мы и работаем". Как долго пассажирам придется терпеть неудобства и что их ожидает после окончания реконструкции? 



Минский аэропорт уже давно стал притчей во языцех для любителей покритиковать белорусскую действительность. Недавно он в очередной раз получил пощечину от российского блогера Ильи Варламова, который назвал здание аэровокзала "советским" и особенно выделил цветы в горшках, грязный пол и занавески с бахромой. Мы побывали в обновленных залах прилета и убедились в том, что после реконструкции от этих атрибутов советского прошлого не останется ни следа.


Зубр с клюшкой как предвестник больших перемен

Как и многие нерушимые вещи и явления в Беларуси, аэропорт взял курс на перемены с приближением чемпионата мира по хоккею. По словам сотрудников пресс-службы, по-настоящему глобальная стройка развернулась здесь летом. И с тех пор шум строительных инструментов не умолкает даже по выходным. Несмотря на то, что работа пока еще идет полным ходом, главный предвестник предстоящего спортивного форума – величественный зубр с клюшкой – уже взобрался на помост перед аэропортом и готов принимать гостей. 

Что касается помещений самого аэропорта, то на сегодняшний момент пассажиры могут наблюдать обновленные 3-й и 4-й секторы прилета, вип-зал, а также ресторан "Лайнер" - гордость службы кейтеринга. Другие объекты должны быть сданы поэтапно: к 1 марта строители готовятся завершить работы над 3-м и 4-м секторами зоны вылета. К 1 мая "освежат" 1-й и 2-й секторы прилета, а также откроют бизнес-гейты на 4-м этаже.

В целом к чемпионату мира планируется реконструировать примерно треть от всей площади аэропорта. Все остальные планы, в том числе строительство второй взлетно-посадочной полосы, долгоиграющие. Здесь не готовы говорить ни о конкретных сроках, ни о суммах, которые будут затрачены на реконструкцию. Главное, что просит подчеркнуть начальник пресс-центра аэропорта Александр Карабликов, на обновление здания не было получено "ни копейки от инвесторов". Реконструкция финансируется из республиканского бюджета и за собственные средства аэровокзала. 



Так будет выглядеть аэропорт после реконструкции

Ранее в прессе фигурировала информация о том, что за реализацию проекта брались китайские инвесторы. Все работы планировалось закончить до 2014 года – это и реконструкция самого здания, и строительство 2-й взлетно-посадочной полосы. Сообщалось, что китайская и белорусская стороны не сошлись на этапе согласования бюджета. Сначала была согласована сумма в 600 млн долларов, а затем проект был оценен китайцами в 1 млрд долларов. Указом президента №234 от 27 мая 2013 г. генеральным подрядчиком реконструкции Национального аэропорта Минск был назначен ОАО "Гроднопромстрой". Перед предприятием была поставлена задача за год выполнить тот объем работ, который китайцы планировали осилить за три года. Тем временем план по строительству второй взлетно-посадочной полосы, по мнению властей, находится "под угрозой срыва". 

Строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту под угрозой срыва - Калинин


Сортировать багаж отныне будет машина

Ближайший дедлайн для сотрудников аэропорта - это чемпионат мира. Нам с удовольствием демонстрируют обновленный зал прилета, пока еще совсем не обжитый - как комната, в которой не хватает мебели. Свидетель прошлой эпохи – только мраморная плитка на одной из стен. 



В остальном, убеждена начальник отдела по обслуживанию пассажиров Наталья Прокопенко, это вполне европейский уровень. Особенно восхищает женщину автоматизированная система обработки багажа. Если раньше наши сумки в белорусском аэропорту грузчики сортировали вручную, то теперь этот нелегкий труд будет поручен машине. 

- Скорость обработки багажа значительно увеличится (по предварительным оценкам, более чем в 4 раза. – TUT.BY). Автоматика позволит быстро проводить 5-уровневый контроль багажа, сортировать его и грузить в самолет. Таким образом, для трансферных пассажиров можно будет существенно сократить время стыковки в нашем аэропорту.



Специалист показывает нам зону, куда прибывают пассажиры. В этой части аэровокзала никогда не были предусмотрены лифты. Теперь же трансферные пассажиры смогут подняться на 3-й этаж (в зону вылета) за считанные секунды. У основного входа в аэропорт сейчас ведется монтаж 4 эскалаторов и 2 лифтов. Их размеры, обещают сотрудники аэропорта, позволят свободно передвигаться по зданию людям с ограниченными возможностями. Прямо сейчас идут переговоры об установке амбулифта – специальной кабинки, которая будет поднимать таких пассажиров прямо ко входу в самолет. Также закуплено шесть "новейших американских инвалидных колясок". Они позволят людям с ограниченными возможностями проезжать в самых узких коридорах аэропорта. Нашумевшее дело инвалида-колясочника, подавшего на дирекцию аэропорта в суд, видимо, дало свои плоды.

Колясочник против Национального аэропорта. Опасный "стульчик" использовать не запретили, иск удовлетворен частично


Пассажиров больше – очереди на регистрацию меньше?

Наталья Прокопенко обещает, что после реконструкции очереди на регистрацию в зоне вылета станут значительно короче. Вместо 26 регистрационных стоек будут оборудованы 44, а сама система регистрации станет электронной. Будет организован единый пункт досмотра таможенными и погранслужбами, а также консульскими пунктами по выдаче визы. 

Схема реконструкции здания аэропорта

Расширение пропускной способности аэропорта - уже давно производственная необходимость: на протяжении 5 последних лет пассажиропоток прирастает ежегодно на 20 процентов. В 2013 году аэропорт обслужил порядка 2 млн 200 тыс. пассажиров. Говорят, что такого количества гостей здесь не было с 1991 года. Поэтому в первую очередь аэровокзалу нужны были площади. За счет реконструкции планируется "прирасти" на 9 тыс. квадратов (сегодня аэропорт располагает площадью 75 тыс. квадратных метров). С запуском новых залов здесь планируют принимать ежедневно по 12-13 тысяч пассажиров, что сопоставимо с потоком людей, который наблюдается во время Олимпиады в аэропорту Сочи. 

- Не будет перегородок, к которым мы все привыкли, когда зона досмотра багажа разделяет пассажиров и провожающих. Пассажир сможет подойти к стойке регистрации, сдать багаж, получить посадочный талон и снова пойти гулять по аэропорту до момента посадки, сходить в кафе, попрощаться с провожающими.

Еще в ноябре прошлого года в левом крыле здания была сдана в эксплуатацию обновленная вип-зона площадью около двух тысяч квадратных метров (против 250 метров – до реконструкции). По словам заместителя генерального директора по производству Василия Корнева, вип-персоны будут иметь отдельную площадку для автомобилей и отдельный выход на перрон. К их услугам – комфортабельный конференц-зал, бар, 3 VIP- и 4 СIP-комнаты, компьютерный зал. Также здесь планируется открыть элитные магазины белорусских сувениров и алкоголя. От Нацбанка получено разрешение на прием любой валюты. 




Сотрудники аэропорта, работающие в новых условиях, с удовольствием рассказывают о плюсах ремонта: большое пространство, хорошее освещение, отдельная комната для курения. Надо сказать, VIP-зона действительно, производит приятное впечатление, главным образом, благодаря ненавязчивому интерьеру.
 
 
А вот так будут выглядеть бизнес-залы на 4-м этаже. Раньше они находились в секторах вылета и были стеснены в условиях. Например, во 2-м секторе в бизнес-зале не было туалета и нужно было переходить в эконом-класс. И таких нюансов было немало, после реконструкции планируют их устранить.

Обед в столовой аэропорта – 30 тысяч, в ресторане – 300

О том, что гостей чемпионата мира нужно будет вкусно покормить, здесь осведомлены. Число посадочных мест в объектах общественного питания планируется увеличить. В "чистой зоне" (зона, которая находится после пунктов таможенного и паспортного контроля) откроют 5 баров экономкласса и 3 бара бизнес-класса. Прямо сейчас идет разработка меню. В качестве пилотного проекта недавно запустили продажу продуктов глубокой заморозки, например, драники с сосиской или омлет с фасолью. Это "экономвариант", но пока такие закуски продаются не очень хорошо. 

В правом крыле здания пассажиры смогут пообедать в отреставрированном ресторане "Лайнер" и небольшой столовой. Начальник службы кейтеринга Олег Духнов воодушевлен переменами. Он показывает нам подносы с нескользящей поверхностью: "Смотрите, все для людей!". Плотный обед здесь будет стоить около 30 тысяч рублей. В ресторане средний чек - в районе 300 тысяч. Хорошо продаются блюда белорусской национальной кухни, их в меню порядка 20 наименований. Пиво предлагают преимущественно белорусское, чтобы познакомить пассажиров с традициями отечественного пивоварения. 



Кстати, "Лайнер" уже сейчас работает круглосуточно. Над дизайном интерьера здесь знатно потрудились. Встречает гостей импровизированная "взлетно-посадочная полоса", смоделированная на полу из подсветки. У входа в ресторан – изображение самолета "Белавиа" в 3D – его уже облюбовали любители позировать для фото. В самом заведении бросается в глаза большое количество хрусталя на потолке – наследие прошлого. Его тщательно вымыли и сохранили в интерьере, видимо, в память о советском времени.



После реконструкции в аэропорту можно будет купить "от иголки до сложной электронной техники"

Одна из немногих смотровых площадок в аэропорту разместится в споттинг-баре – на этаж выше от "Лайнера". Здесь планируется сделать клуб "для самых ярых поклонников хоккея". Олег Духнов рассказывает о том, что в баре будет много больших телевизоров и качественный звук. 



Возвращаемся в коридоры "старого аэропорта". Специалист соглашается, что многие вещи здесь напоминают "сельпо", например, собственный магазин аэропорта, где до сих пор не внедрена система самообслуживания. "Это все будет переделано к чемпионату мира, придут новые арендаторы", - уверяет нас собеседник. После реконструкции в аэропорту можно будет купить "от иголки до сложной электронной техники". Круглосуточно будут работать новые расчетно-кассовые центры, пункты обмена валют, банкоматы. 

Поэтапно полностью заменят системы отопления, кондиционирования и освещения. Сотрудник пресс-службы Татьяна Минченко рассказала, что когда во время испытаний отопление включили на полную мощность, "это был настоящий ад".  Мерзнуть пассажирам аэропорта отныне вряд ли придется. Как и страдать от недостатка информации. В здании аэропорта будут установлены новые ЖК-мониторы и цифровые рекламные панели с технологией "тачскрин". 

В Национальном аэропорту "Минск-2" холодно. Сотрудники, закутанные в телогрейки, объясняют — в рамках реконструкции строители разрыли теплотрассу. Какие еще неожиданности подстерегают пассажиров?


Машина скорой помощи, капсулы сна и единый диспетчерский пункт такси

На этом перечень изменений, которые ожидают аэропорт уже в ближайшее время, не заканчивается. Чтобы уменьшить вероятность несчастных случаев в аэропорту, была приобретена машина скорой медицинской помощи с современным оборудованием. До 3 млн долларов планируется потратить в этом году на закупку современной техники наземного обслуживания и светосигнального оборудования. На территории всего аэропорта будет внедрена новая система видеонаблюдения. 

В преддверии чемпионата мира администрация аэропорта также вплотную займется автомобильным движением. Планируется создать систему контролируемого въезда на привокзальную площадь. Время парковки на территории аэропорта будет фиксироваться. Первые полчаса-час (сколько именно, пока обсуждается) можно будет провести на стоянке бесплатно. За время сверх заявленного лимита нужно будет платить. Увеличат и количество мест на парковке. 



Кроме того, планируется  организовать единый диспетчерский пункт такси. Администрация аэропорта ведет переговоры с несколькими операторами такси, чтобы у пассажиров была возможность заказать машину прямо в аэропорту по минским ценам. Это значит, что трансфер из аэропорта должен стать дешевле, а "диким таксистам" придется искать другие лакомые места. 

Что касается комфортного ночлега, то пассажирам по-прежнему придется ехать за этим в Минск. Помимо комнат "Матери и ребенка", никаких гостиничных мест в аэропорту не предусмотрено. По-прежнему пассажиры могут бронировать места в гостиницах в Минске на сайте airport.by.  В свою очередь, сотрудники аэропорта предоставляют гостям трансфер до столицы. Рассматривался также вариант закупки капсул сна, широко распространенных в других аэропортах мира, но пока это предложение повисло в воздухе. 

Sleepbox в аэропорту Шереметьево. Фото: computerra.ru

Озвученные планы кроме как "наполеоновскими" назвать не получается. Трудно представить, что все это будет реализовано уже к маю. Особенно если учесть тот факт, что аэровокзал продолжает обслуживать около 5 тыс. пассажиров в сутки. Гостей аэропорта здесь просят войти в положение и высказывают абсолютную уверенность в том, что все работы будут закончены в срок. Говорят, что новое здание будет напоминать аэропорт во Франкфурте. А это один из лучших аэропортов в мире. 

- Мы увидели сходство уже после того, как началась реконструкция. Запросили варианты оформления, сравнили интерьеры и обнаружили, что не очень, собственно, от них отличаемся.

Пассажиры жалуются: "Реконструкцию начали, а людям условий нормальных не обеспечили"

Пока сотрудники аэропорта берут пример с Франкфурта, таксисты рассказывают, что уже устали слушать жалобы от пассажиров. Внезапно начавшаяся реконструкция многих застала врасплох.



- Попробуйте поднять багаж на 3-й этаж по лестнице? Сейчас подъезда на машине нет, людям приходится таскать тяжелые сумки в руках. А когда вылет из первого сектора, им нужно идти через весь аэропорт. 

- Многие жалуются на то, что не хватает мест в залах. Бывает, люди сидят на подоконниках. Реконструкцию начали, а людям условий нормальных не обеспечили. К тому же начали, как обычно, поздно. 

- Очень мало информации, люди не могут найти остановку на тот же автобус, постоянно приходится отвечать на вопросы, информационная часть страдает. 

- А новый зал прилета – вы были там? Там вода течет по стенам (журналисты такого не наблюдали. – TUT.BY). Когда снег таял, все текло.

- Самый главный недостаток нашего аэропорта – это то, что прилетает мало самолетов. Люди летают и через Киев, и через Вильнюс, и через Москву. А у нас очень дорого. 



А у вас есть претензии к работе аэропорта Минск-2? Какие пожелания следует учесть сотрудникам аэропорта в ходе реконструкции? Делитесь своим мнением в комментариях. 
-10%
-15%
-30%
-19%
-15%
-50%
-35%
-5%