Поддержать TUT.BY
69 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Минчанина судят за протест 9−10 августа: бросил цветок в ОМОН, нанес ущерб «Минсктрансу» на 27 тысяч
  2. Опознана одна из девушек, которая часто появляется в окружении Лукашенко. Она тоже срезала ленточки во дворах
  3. «Сложно найти девушку, не все хотят тут жить». Как айтишник переехал в 120-летний дом на хуторе
  4. С 28 января снова дорожает автомобильное топливо
  5. Дмитрий Крук назвал сценарии для экономики в 2021 году и угрозы, способные их перечеркнуть
  6. «Понял, что поменял шило на мыло». Три уехавших врача рассказывают, как изменилась их жизнь после выборов
  7. На пациента, ударившего в «политическом конфликте» врача скорой в Бресте, завели уголовное дело
  8. «Цепкало участвовать не планирует». Экс-представитель штаба Цепкало хочет зарегистрировать партию
  9. Тест по роману Короткевича. Его должен пройти на 10 из 10 каждый белорус
  10. «Нет, алкоголем не пахнет вообще». BYPOL опубликовал свое расследование по факту смерти Романа Бондаренко
  11. «Любимая пациентка» доктора Менгеле. Как белоруска выжила после опытов палача из Освенцима и написала письмо его сыну
  12. Расследование по Бондаренко, крепкие парни в Новой Боровой, суды, приговоры и дача за 4 тысячи — все за вчера
  13. Как семья из маленькой деревушки спасла 42 животных — на зарплату лесника и пособие по инвалидности
  14. Конфликт в столичной маршрутке. Водитель хотел высадить пассажира из-за неприятного запаха
  15. Подорожают многие продукты и лекарства, обновят базу тунеядцев, повысят пенсии. Изменения февраля
  16. Бегуна из Новополоцка ждет суд за фото с забега Zombie Run. Соседи считают их «исключительно циничными»
  17. «Меня завезли в отдел, стали избивать». По делу о «коктейлях Молотова» дал показания 16-летний обвиняемый
  18. Расследование BYPOL о смерти Бондаренко, подорожание топлива, повышение пенсий. Что происходило в Беларуси 27 января
  19. Министр по чрезвычайным ситуациям Ващенко освобожден от должности
  20. Горный инженер из Могилева предлагает пешеходный туннель под Днепром — и это звучит круто. Он все рассчитал
  21. Приговор Верховного суда нельзя обжаловать. Защита Бабарико просит рассматривать дело в нижестоящем суде
  22. «Он держится, и я держусь». Девушка одаренного студента, осужденного на 4 года, ищет ему работу и стажировки
  23. Правозащитники опубликовали доклад о пытках в Беларуси
  24. Руководителей МЗКТ, МТЗ, БЕЛАЗа и других предприятий обвиняют в получении взяток от россиян
  25. «Я одна здесь уже 10 лет». История Галины, которая живет в мертвой деревне. Почти
  26. В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии
  27. «Не подпишешь — премии не увидишь». Письмо профсоюзов по санкциям подписали больше 110 тысяч человек
  28. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  29. Генпрокуратура опровергла задержание прокурора Витебска. Он уволен
  30. Минское «Динамо» проиграло дома нижегородскому «Торпедо»


/

Неделю назад минского школьника Никиту Храмцова проводили в последний путь. Мальчик умер на уроке физкультуры 147-й столичной школы. Мы узнали подробности трагедии и попытались выяснить, можно ли было помочь подростку. За два дня до смерти комиссия военкомата признала Никиту здоровым.

Никита Храмцов. Фото с сайта vk.com

В тот день Никита был в хорошем настроении, рассказывают одноклассники. Перед уроком физкультуры была география, подросток шутил, смеялся, он не выглядел бледным. А когда в спортивном зале школы началась пробежка, на втором-третьем круге упал.

Бежавшая за Никитой девочка рассказывает: "Это было начало урока. Прозвенел звонок, мы построились, прошли несколько кругов, размялись (походили на пятках, поднимали руки вверх) и только начали бежать легким бегом, когда это все случилось". Обычно физкультура в этом классе проходила так же: построение, разминка, легкий бег и потом – кто играет в волейбол, кто – в баскетбол. Никита всегда играл и активно занимался на физкультуре, говорят одноклассники.

Никита упал лицом вниз, даже не попытался выставить руки. "Я подумала, что он споткнулся, и даже переступила через него, посмеялась", - рассказывает девочка. Сразу же подбежали его друзья. Ученики позвали учителя физкультуры, который находился в конце зала. Мы пытались привести его в чувство, потому что думали, что упал в обморок, но Никита не поднимался. Все начали говорить, что нужно вызывать скорую. Друг Никиты набрал с мобильного номер скорой помощи, – рассказывает десятиклассница. Учителя физкультуры подносили к носу подростка нашатырь, легонечко били по щекам, говорит одноклассница.

Как сообщили в комитете по здравоохранению Мингорисполкома, бригада скорой медицинской помощи прибыла в школу через 11 минут после вызова, но могла только констатировать смерть мальчика. 

Приступ на соревнованиях

В детстве Никита активно занимался карате – около 5 лет, рассказывает его брат Максим. А примерно 4 года назад на соревнованиях по карате у Никиты был такой же приступ. Спасли тренеры: не дожидаясь вызванной скорой, они делали мальчику искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.  

Тогда скорая помощь увезла подростка в больницу. В поликлинике ему дали направление на всевозможные обследования: кардиограмму, томографию, рассказывает брат. "На Никиту даже вешали специальный прибор, - говорит Максим, - который фиксировал работу сердца в разное время суток". С прибором мальчик ходил неделю. В итоге в карточке у подростка написали "здоров". "Врачи списали все на подростковый возраст", - говорит Максим.

Однако в тот раз, говорит Максим, подростка не направили на УЗИ сердца. А сейчас после вскрытия в морге родственникам сказали, что "оно на 100% показало бы проблемы с сердцем".

Вскрытие показало, что у мальчика был врожденный порок сердца. "Дополнительные отростки, которых в норме не должно быть. С такими отклонениями при высокой эмоционально-физической нагрузке сердце может остановиться", - передает слова врачей Максим.

После случая на соревнованиях Никита бросил карате. Но в школьных соревнованиях участвовал. "Он играл в футбол, баскетбол, выступал за школу и район на соревнованиях. А еще участвовал в интеллектуальных играх и олимпиадах – Никита очень хорошо учился, у него были высокие оценки", - говорит брат.

Подросток редко болел, и везде ему ставили диагноз "здоров", так что был в основной группе по физкультуре.

Всего за 2 дня до смерти Никита прошел комиссию в военкомате

И тут поставили диагноз "здоров". "Просто поставили печать, и всё, - предполагает брат мальчика. - Я знаю, как там обследуют (Максим недавно отслужил в армии. – TUT.BY). На комиссии спрашивают, есть ли жалобы, если жалоб нет - всё. А Никита никогда не жаловался".

Максим говорит, что когда он проходил комиссию, тоже были подозрения на проблемы с сердцем. "Врачи сразу сказали, что нужно пройти дополнительное обследование на лучшей аппаратуре. А там, куда направили, что-то быстренько посмотрели и сказали, что все нормально, пойдет в армию".

"До приезда скорой Никита дышал"

Родственники мальчика не понимают, почему в школе Никите не оказывали первую медицинскую помощь.

Одноклассники рассказывали, что до приезда скорой Никита дышал. "Дети говорят, что он пытался дышать. А приехавшая скорая сказала, что он сразу умер, как упал", - говорит Максим. Следом за скорой приехал отец мальчика.

Брат приехал через час. Учителя говорили, что не имеют права даже дать таблетку, обязаны вызвать скорую и ждать, рассказывает парень. "Сказали, что это большая ответственность. А вдруг они будут делать массаж сердца и что-то повредят, от чего Никита умрет. Мол, их могут обвинить медики, - возмущается, -они боялись взять на себя ответственность".

Раньше в каждой школе и детском саду на постоянной основе работала медсестра. Но несколько лет назад указом президента медсестры были выведены из штатного расписания школ. И теперь медсестра из поликлиники "ведет" несколько школ сразу, то есть не присутствует в школе постоянно.

Медсестра, закрепленная за 147-й школой, работает на 6-7 школ, сказали в администрации учреждения. На момент трагедии в учреждении она отсутствовала.

Должны ли учителя оказывать медпомощь?

Молодой учитель физкультуры, у которого на уроке все и случилось, работает в 147-й школе всего чуть больше месяца. До Нового года физкультуру у класса вела женщина. Ей пришлось уволиться, после того как на уроке в зале мальчик залез на баскетбольный щит и упал с него. Как рассказывают школьники разных классов, у мальчика треснула кость руки. "Учитель отпустила мальчика домой, хотя должна была что-то сделать", - объясняют причину увольнения дети. В самой школе ситуацию не комментируют.

А что должен делать работник учреждения образования, если ребенку нужна медицинская помощь? Подобные вопросы возникают у многих родителей.

"Однажды моего ребенка сильно "обсыпало" после прогулки в детском саду, - рассказывает мама детсадовца. - Воспитательница стала раздевать его перед сном и рассказала о сыпи по всему телу у малыша медицинской сестре. Все, что та сделала, позвонила мне и попросила принести справку о том, что ребенок не заразен. Я, конечно, возмутилась. А если бы ребенку резко стало совсем плохо: аллергия – это не шутки. На что медсестра ответила, что антигистаминное средство она дать не могла. В аптечке у нее только парацетамол и то - никакие средства она давать ребенку не может, мол, я не доктор".

Другая родительница передает сказанное ей работниками учреждения образования: "Медсестер нет, и если хоть что-то случится с ребенком, мы не должны оказывать помощь. Мы должны только вызвать скорую и ждать ее".

Действительно, в Кодексе об образовании сказано, что помощь ученикам должны оказывать учреждения здравоохранения: "Обучающимся в учреждениях общего среднего образования (домов-интернатов, суворовских училищ и так далее), профессионально-технического, среднего специального и высшего образования медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством государственными организациями здравоохранения по месту нахождения соответствующего учреждения образования".

Работник учреждения образования несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося, который находится в учреждении во время организации образовательного процесса, консультируют в Министерстве образования.

Общие рекомендации, как и в каком случае можно оказывать медицинскую помощь, есть в программе курса медицинской подготовки, который проходят в 11-м классе школы. Такая программа есть и в педагогических университетах, говорит специалист министерства.

Но помощь помощи – рознь. Остановить кровь, наложить шину, обеспечить неподвижность сломанной руки, дыхание рот в рот - учитель может, потому что правила первой медицинской помощи распространяются на всех, не только на учителей, считают специалисты.

"Если ребенок бежал и разбил нос, учитель будет останавливать кровотечение. А вот если на глазах у ребенка начала развиваться аллергическая реакция, работник должен быстро вызвать скорую помощь. Но ни в коем случае не давать таблетку. Откуда педагог может знать, а вдруг у ребенка аллергия на эту таблетку?"

В серьезных случаях педагог не всегда способен сориентироваться, какая помощь необходима и своими действиями может навредить, отмечают в министерстве.

Конкретно, какую медицинскую помощь учитель может оказать сам (и при необходимости вызвать скорую), а в каком случае – обязан только вызвать скорую помощь и ждать врачей, похоже, в инструкциях не прописано. "На уровне Министерства образования таких инструкций нет", - сообщили в министерстве.

В законе "Об охране труда" указано: "работник немедленно сообщает нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих, учащихся, несчастных случаях, произошедших в учреждении, оказывает содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения". Это же прописано в должностных инструкциях учителей 147-й школы, сообщают в администрации.

"В данном случае школа оказала всю необходимую доврачебную помощь, - комментирует случившееся директор 147-й школы Петр Меланич. - После гибели мальчика ни одного обращения правоохранительных органов и Следственного комитета в школу не было".
-20%
-30%
-20%
-50%
-80%
-20%
-20%
-50%
-25%
-25%