Общество


Пользователи одного из транспортных форумов нашли тендерную заявку "Минсктранса" на приобретение автобусов и троллейбусов. Им кажется, что стоимость машин завышена. TUT.BY попытался выяснить, почем нынче обходится городу один троллейбус.

На сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен вывешена тендерная заявка "Минсктранса" на приобретение 50 городских автобусов МАЗ-215, 15 городских автобусов МАЗ-203, 10 городских автобусов повышенной вместимости МАЗ-107, 25 пригородных автобусов МАЗ-203, 60 автобусов малой вместимости для перевозок в междугороднем сообщении, 25 одиночных троллейбусов и 25 сочлененных троллейбусов. Стоимость партии одиночных троллейбусов количеством в 25 штук определена в 67 890 000 000 белорусских рублей, или примерно по 281 000 долларов за единицу; сочлененные троллейбусы предполагается закупить примерно по 375 500 долларов. Транспортные форумчане утверждают, что простой троллейбус не может стоить так дорого, и приводят примеры цен за рубежом.

Мы покопались в новостях о тендерах и поставках троллейбусов в соседних странах за последние несколько лет:

октябрь 2012, Киев, Украина: соглашение на приобретение 23 сочлененных 18-метровых троллейбусов "ЛАЗ", стоимость каждого – 3 700 000 гривен, или примерно 463 000 долларов;

декабрь 2012, Киров, Россия: объявление тендера на поставку 10 низкопольных троллейбусов, победитель тендера поставит машины по цене в 6 900 000 рублей, или примерно по 226 400 долларов;

март 2013, Люблин, Польша: контракт на поставку 38 троллейбусов "Богдан", стоимость каждого – 571 000 долларов. После поставок выяснилось, что троллейбусы пришли с большим числом брака;

апрель 2013, Брянск, Россия: поставка 3 троллейбусов, стоимость каждого – почти 5 миллионов рублей, или примерно 159 000 долларов;

апрель 2013, Самара, Россия: поставка 16 низкопольных троллейбусов "Белкоммунмаш", стоимость каждого – 7 750 000 рублей, или примерно 250 000 долларов;

май 2013, Брест, Беларусь: поставка 3 троллейбусов "Белкоммунмаш" с дизель-генераторными установками, стоимость каждого – 2 650 000 000 рублей, или примерно 306 400 долларов;

июнь 2013, Уфа, Башкортостан, Россия: договор на поставку 100 кузовов троллейбусов "Богдан", которые будут выпускаться в Уфе под маркой "БТЗ-52679", стоимость каждого готового троллейбуса составит 8 миллионов рублей, или примерно 252 500 долларов;

июль 2013, Казань, Татарстан, Россия: поставка 31 высокопольного троллейбуса, стоимость каждого – 5 097 000 рублей, или примерно 154 000 долларов;

июль 2013, Душанбе, Таджикистан: выделение средств для закупки 15 троллейбусов "Тролза-5275 Оптима" (высокопольных), стоимость каждого – 637 000 сомони, или примерно 132 700 долларов;

август 2013, Киев, Украина: покупка 33 троллейбусов "Богдан" длиной 12 и 18 метров, средняя стоимость каждого – 4 миллиона гривен, или примерно 500 000 долларов;

август 2013, Ургенч, Узбекистан: поставка 9 троллейбусов Škoda 24 TR с дизель-генераторными установками, стоимость каждого – 392 677 евро, или примерно 521 800 долларов;

август 2013, Рига, Латвия: закупка 18-метровых троллейбусов Škoda 27 TR с дизель-генераторными установками, стоимость каждого – 807 645 евро, или примерно 1 073 000 долларов. Кришьянис Петерс, и.о. департамента транспортного сообщения Рижской думы, рассказал, что словацкий Злин купил аналогичные троллейбусы по 540 000 евро за штуку, болгарская София – по 549 000 евро, австрийский Зальцбург – по 720 000 евро, венгерский Сегед – по 799 500 евро, итальянская Парма – по 843 000 евро, американский Бостон – по 1 млн евро, а швейцарский Шаффхаузен - по 1,2 млн евро;

август 2013, Санкт-Петербург, Россия: завершение тендера на поставку 80 низкопольных троллейбусов; тендер выиграл завод "ТролЗа", стоимость каждого троллейбуса – 8 375 000 рублей, или примерно 253 800 долларов;

август 2013, Кременчуг, Украина: соглашение на поставку 10 троллейбусов "ЛАЗ Е183" длиной 12 метров по 2 020 000 гривен каждый (примерно 252 800 долларов) и 3 троллейбусов "ЛАЗ Е301" длиной 19 метров по 4 600 000 гривен (примерно по 575 700 долларов);

лето 2013, Кишинев, Молдова: кишиневское предприятие RTEC собирает троллейбусы из белорусских машинокомплектов, каждый готовый троллейбус стоит 159 000 евро, или примерно 210 000 долларов. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на замгендиректора "Белкоммунмаша" Игоря Романова сообщает, что готовый троллейбус белорусской сборки в базовой комплектации стоит не менее 200 000 долларов;

сентябрь 2013, Симферополь, Крым: контракт на поставку 56 низкопольных троллейбусов "Богдан Т701.10", "Богдан Т601.11", "Богдан Т701.15" в горном исполнении и "Богдан Т801.10" особо большой вместимости, средняя стоимость каждого – 2 650 000 гривен, или примерно 331 600 долларов;

октябрь 2013, Сумы, Украина: отменены торги по закупке двух троллейбусов. Девять поставщиков предлагали машины стоимостью от 1 600 000 до 1 825 000 гривен, или примерно от 200 000 до 226 000 долларов;

декабрь 2013, Бельцы, Молдова: договор о поставке 23 троллейбусов "Белкоммунмаш", стоимость каждого – 200 000 евро, или примерно 271 000 долларов;

декабрь 2013, Санкт-Петербург, Россия: аукцион на поставку 37 низкопольных троллейбусов, стоимость каждого – 9,7 миллиона российских рублей, или примерно 294 400 долларов. Тендер выиграл завод "ТролЗа" из Энгельса, снизив стоимость каждого троллейбуса до 177 000 долларов;

декабрь 2013, Чернигов, Украина: выделение средств на закупку 22 низкопольных троллейбусов, стоимость каждого – 1 900 000 гривен, или примерно 237 800 долларов;

декабрь 2013, Хмельницкий, Украина: выделение средств на закупку 46 троллейбусов, стоимость каждого – 1 739 000 гривен, или примерно 217 700 долларов;

Январь 2014, Винница, Украина: договор о поставке 40 троллейбусов "Богдан Т701", стоимость каждого – 1 891 000 гривен, или примерно 236 670 долларов.

Как видно, многие троллейбусы покупались существенно дешевле тендерной цены, о которой идет речь; в то же время некоторые машины обошлись покупателям существенно дороже: если верить латышскому чиновнику, швейцарцы купили троллейбусы стоимостью более полутора миллионов долларов каждый.

В тендерной заявке указано контактное лицо: Александр Анатольевич Камбалов. Он, а также начальник отдела транспорта "Минсктранса" Игорь Николаевич Кузнецов рассказали TUT.BY, что такая высокая цена – 280 000 долларов за одиночный троллейбус "Белкоммунмаш" модели 321 - может быть вызвана комплектацией машин. В частности, предполагается, что троллейбусы будут закупаться сразу с электронной системой оплаты проезда и с системой видеонаблюдения в салоне. Других подробностей (например, будут ли куплены троллейбусы с тиристорной или транзисторной системой управления тяговым электродвигателем), они не смогли сообщить.

Начальник управления маркетинга и продаж управляющей компании холдинга "Белкоммунмаш" Евгений Белокрилык на наши вопросы о цене троллейбусов сообщил, что стоимость продукции является коммерческой тайной. Вместе с тем он пояснил, что столь высокая цена может быть обусловлена несколькими факторами. Так, при поставке троллейбусов за рубеж в отпускную цену не включается НДС, который в Беларуси составляет 20%. Кроме того, ценник может сильно зависеть и от комплектации: тип и марка двигателя (переменного или постоянного тока), наличие и тип устанавливаемой информационной системы, наличие кондиционера и т.п., и от гарантийного срока, который устанавливается заказчиком (12 или 24 месяца), и от курса валют на момент начала тендера. С учетом этих сведений тендерный ценник в 280 000 долларов за одинарный троллейбус не кажется неоправданно завышенным.

Любопытно сравнить стоимость троллейбуса, скажем, с вагоном метро. Судя по данным последних лет, один вагон метро стоит от 800 000 до 1 миллиона долларов. В 2012 году, в связи с открытием трех станций метро, Минский метрополитен приобрел 7 составов метро по 5 вагонов за 308 миллиардов белорусских рублей. Стоимость одного состава – 5,31 миллиона долларов, или примерно по 1,06 миллиона долларов за вагон.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-35%
-33%
-25%
-10%
-35%
-20%
-35%
-20%
-20%