Поддержать TUT.BY
141 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Папа сказал: «Будешь делить имущество — ты мне не дочь. Я крысу не растил». Интервью с Таис Рыбакиной
  2. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  3. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  4. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  5. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  6. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  7. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  8. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  9. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  10. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  11. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  12. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  13. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  14. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  15. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  16. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  17. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  18. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  19. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  20. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  21. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  22. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит
  23. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  24. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  25. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  26. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  27. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  28. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  29. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  30. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах


Фото с сайта teachers.egfi-k12.org
Фото с сайта teachers.egfi-k12.org
Вслед за повышением доплат медикам минский Совет депутатов решил поддержать материально из городского бюджета и педагогов. Документ опубликован на Национальном правовом интернет–портале pravo.by. Дополнительные стимулирующие выплаты в зависимости от занимаемой должности учителя составят от 50.000 до 150.000 рублей. Например, родителям–воспитателям и приемным родителям вместо прежних 240 тысяч будут доплачивать 390 тысяч, классным руководителям в школах или кураторам университетских групп — 130 тысяч вместо 80 тысяч. Цифры, прямо скажем, не астрономические, но, отмечают педагоги, за пределами МКАД нет и этого, а дефицит кадров все ощутимее.

На недавней встрече с руководителями крупнейших белорусских СМИ Президент акцентировал внимание на зарплатах в бюджетной сфере, которые нынче на 120 долларов ниже, чем средняя по стране, заметив, что их потихоньку подтянут, и подчеркнув, что все зависит от экономики. Какие же могут быть "внутренние" варианты решения?


В планах — оптимизация


Недавно Белорусский профсоюз работников образования и науки обратился с наболевшим вопросом в Совмин. Упор сделали на то, что Закон "Об образовании" устанавливал четкие ориентиры для отрасли: объем бюджетного финансирования — не менее 10 процентов от ВВП, достижение уровня среднемесячной зарплаты педагогов не ниже, чем в промышленности, а профессорско–преподавательского состава — минимум в 1,5 раза выше. Подобные гарантии, к слову, фигурируют и в законодательных актах России и Украины. У нас после принятия в 2011 году Кодекса об образовании закон утратил силу, а в новом документе перечисленных ориентиров нет. Результат? В 2012 году объем бюджетного финансирования снизился до 4,9 процента ВВП, а соотношение уровня среднемесячной зарплаты в сфере образования и промышленности составило 65,6 процента. За январь — октябрь прошлого года — и вовсе 60,1 процента. Факт: с августа 2012–го образование прочно заняло предпоследнюю позицию среди других сфер по уровню начисленной зарплаты. Недавнее повышение на четверть тарифных ставок фактически "съел" рост педагогической нагрузки. Чего же ждать педагогам в ближайшее время?

Заместитель председателя Белорусского профессионального союза работников образования и науки Роман Дапиро говорит, что сложившаяся ситуация подталкивает к оптимизации отрасли. Сейчас от регионов ждут предложений, мол, ставку нужно сделать на внутренние ресурсы. Проблема еще и в том, что нет механизма, по которому сэкономленные финансы должны вернуться работникам образования.

Кому и сколько


О многочисленных обязанностях педагога под определением "само собой разумеющееся" уже сказано и написано немало. Как учителю заработать на таком "веере" всевозможных дел, в этом учебном году решили испытать на деле опять–таки в Минске — с сентября запустили пилотный проект отраслевой системы оплаты труда. В профсоюзе называют цифру: зарплату удалось увеличить на 20 — 25 процентов. Правда, не только за счет притока средств, но и за счет увеличения нагрузки — у некоторых учителей она по 31 часу в неделю, а это практически полторы ставки. Уже в июне эксперимент пересечет финишную черту. Тогда и придет время для углубленного анализа, куда двигаться дальше.

Тем временем у педагогов в регионах созрели предложения. Ведь каждая профессия имеет свою специфику, по которой и оценивается труд. Скажем, работа каменщика не только измеряется количеством уложенных кирпичей, но и зависит от внешних условий: температуры воздуха, ветра, осадков, высоты, качества раствора и кирпича. У работников образования тоже специфические показатели. Недавно Петр Грушник, первый заместитель министра труда и соцзащиты, заявил, что впереди серьезная модернизация системы оплаты труда в бюджетных организациях. И уже есть наработки, в том числе планируют дать больше свободы руководителям госучреждений. Проще говоря, цифра в расчетном листке бюджетника будет зависеть от двух факторов — тарифной ставки и того, что организация сможет определить для каждого в зависимости от его вклада в общее дело. Но каждый ли учитель имеет шанс получить прибавку в расчетном листке? Ставку уже сейчас, пишут в редакцию педагоги, при распределении денежных бонусов делают на тех, чьи ученики ходят в победителях олимпиад или оказались среди набравших 100 баллов на ЦТ. Вроде логично. Но что делать, скажем, учителям начальных классов, которые и закладывают фундамент будущих успехов?

Или такая задачка: лучший результат будет у математика, работающего в физико–математическом классе или в филологическом? А если учитель занимается с детьми, которые не попали ни в одно из этих направлений? Не все так просто и с выпускниками, набравшими максимальные баллы. Выходит, если у ученика в сертификате 92 из 100, учитель плохо сработал? Но что греха таить, многие отлично сдают тестирование благодаря курсам и репетиторам. А по физкультуре или астрономии, скажем, и вовсе ЦТ не проводится... Кстати, приходится слышать от учителей, что премии за подготовку победителей республиканской олимпиады берут из премиального фонда школы. А значит, чем больше достойных кандидатов на поощрение, тем она меньше для каждого в отдельности. Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики из Жлобина, предлагает такой вариант: распределить премиальный фонд пропорционально занятому школой месту в районе, тогда и стимул появится, и премиальный фонд у лучших вырастет.

К слову, учителя информатики еще помнят, как им доплачивали "за вредность". Все–таки для учеников расписаны поминутные нормы работы за компьютером, а вот педагог весь день находится в кабинете в окружении десятка работающих компьютеров. Со временем доплата превратилась в такой мизер, что дороже было считать ее, чем получать. И если в наш век повальной компьютеризации вопрос, стоит ли возвращаться к прежней практике, спорный, то языковеды, проверка тетрадей у которых сегодня является лишь частью часов на ставку, явно заслуживают за этот вид работы особого поощрения. Отдельная тема — заработная плата технических работников: допустим, операторы в школах Гомельской области получают в месяц около 1.400.000... Начисление заработной платы директорам школ и их заместителям тоже хорошо бы еще раз продумать. Да, им разрешается вести еще по полставки, но, объясняют нам учителя, если директор или его заместитель ведут уроки, то они не тарифицируются и во время каникул и больничных не оплачиваются. Каково это — при достаточно скромной ставке, бездне обязанностей и огромной ответственности браться за подобную подработку? Наверное, взвешенные ответы, сообща найденные "стратегами" и "практиками", и есть тот самый внутренний ресурс, который ищет система образования.

Кстати

Еще один из самых обсуждаемых аспектов зарплаты — переаттестация. Вот педагог по физкультуре из Бобруйска Александр Конюхов пишет: "Если в советские времена уровень оплаты труда зависел от образования и стажа, и это было справедливо, то теперь я должен при стаже более 60 лет доказывать уровень своего мастерства. Учитель либо есть, либо его нет". Когда–то была даже категория учителей–исследователей... Между прочим, Анатолий Сафонов в свое время придумал балльную систему аттестации работников образования, тестировал ее и готовил диссертацию. Суть в том, что каждому работнику, от учителя до директора школы, начислялись баллы за фактическую работу — за открытый урок, победителя конкурса, оформление рабочего кабинета, экскурсии с учениками и походы плюс обязательно баллы за стаж.
Читать статью полностью на портале "СБ": http://www.sb.by/post/158470/
-12%
-30%
-20%
-50%
-15%
-30%
-52%
-20%
-20%
-33%