Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Рекомендация МВФ прекратить давление на коммерческие банки в вопросах обязательного финансирования посевной весьма разумна и кстати. В нормальной экономике не должно быть подобной практики. Чиновник, спускающий указания коммерческому банку, не несет персональной или корпоративной ответственности перед вкладчиками в случае его банкротства.

При невысокой рентабельности производства и небольших доходах населения национальные сбережения остаются мизерными. Так, в прошлом году соотношение срочных рублевых депозитов к ВВП составило 1,1%, тогда как в 1990г. - 25%. Но даже при этих скудных ресурсах банки должны иметь право выбора кредитоспособных клиентов. Ведь положение сельского хозяйства на протяжении последних 11 лет только ухудшалось. Ограничение деятельности колхозов и совхозов лишь усложняло их состояние, и за одну посевную ничего не исправишь. Нужен системный подход к реформированию АПК.

Это задача не одного года, а двух-трех пятилеток. В любом случае, если у хозяйств нет собственных источников, им придется занимать деньги либо сокращать объемы производства. Коль скоро у банков будут занимать только эффективные колхозы и совхозы, то все остальные должны поддерживаться через беспроцентные бюджетные ссуды или безвозвратные дотации. Других путей нет.

Безусловно, сегодня можно сохранить жесткую кредитно-денежную политику, если правительство и Национальный банк достигнут целей, заявленных в "Прогнозе социально-экономического развития" и "Основных направлениях социально-денежной политики". Для реализации мониторинговой программы МВФ необходимо организовать контроль за выполнением решений правительства. И самое главное - не менять курс, иначе получится так, как бывало раньше: принимаются хорошие решения, их выполнение не контролируется. А потом все говорят, что решения были неудачными. На самом деле они просто не были реализованы.

Вспомните, сколько в России было красивых заявлений о реформировании экономики, но реальная практика сводилась к текущим делам, и результаты не оправдывали ожиданий. Логика проста. Большую работу надо делать каждый день, не сворачивая с выбранного пути.

Правительство на прошлой неделе не просто согласилось с МВФ. Это согласие проявляется в действии. Уже нет нажима на Нацбанк по эмиссионному кредитованию сельского хозяйства. Достигнута договоренность о сокращении дефицита бюджета и его кредитования Нацбанком. Другой вопрос: хватит ли решимости не свернуть с выбранного пути? К сожалению, период предвыборной кампании не является оптимальным для реализации таких программ. А без политической поддержки ни одна экономическая программа правительства не может быть успешно реализована.

Рекомендации МВФ вполне реальны. В нашей стране чиновники достаточно "управляемы". Если будет решение правительства запретить давать непродуманные и вредные для экономики указания, никто их, по крайней мере, в явном виде давать не будет. Возможно, будет давление через участие в банковском капитале. Скажем, министр финансов как председатель совета "Беларусбанка" или министр сельского хозяйства как председатель совета "Белагропромбанка" будут склонять управляющий персонал к тому, чтобы, так сказать, повернуться лицом к колхозам. Но это все - в рамках действующего законодательства. Если большая часть руководства банка видит, что есть достаточное основание доверять колхозу, то кредит выдадут. Но это будет уже не прямое бездумное понукание, когда чиновник не отвечает за свои действия, а более осмысленное принятие решения.

Все процессы в сфере управления инерционны. В течение этого года, вероятно, будут еще иметь место подобные случаи. Но если будет налажен жесткий контроль за выполнением решения правительства, через год никто не будет давать прямых указаний, стараясь все кредиты выдавать обоснованно.

Если все же давление не прекратится, в каких-то банках действительно может возникнуть кризисная ситуация. Но я не ожидаю больших потрясений. Тем более что случившееся с банками "Белбалтия", "Поиск" и "Белкомбанк" - это полезные для многих уроки. Подавляющая часть наших банкиров реально оценивает свое положение и видит его лучше, чем кто-либо другой. В банках достаточно специалистов, чтобы удержать их от кризисных явлений.

Программа мониторинга МВФ предусматривает выполнение правительством и Нацбанком собственных решений без всякого финансирования со стороны фонда. И только после этого будет рассмотрен вопрос о программе stand by, в рамках которой можно получить кредиты. Речь может идти о получении кредита в 2002г. Однако не это главное. Важнее то, что мониторинговая программа предусматривает качественные изменения макроэкономической, финансовой политики Беларуси. Если она будет реализована, не исключено, что кредит МВФ вообще не потребуется.

Стабилизация курса белорусского рубля произведена без кредитов международных финансовых организаций и почти без внешних займов правительства. Достаточно было нормализовать эмиссионную и процентную политику, как результат не заставил себя долго ждать.

Важно, чтобы кредитный и инвестиционный рейтинг страны повышались. Потому что отдельно взятый кредит можно быстро "проесть", не достигнув стратегической цели. А качественно изменив внутреннюю политику, можно получить гораздо больше иностранных инвестиций. Это является главной целью экономической политики любой страны в стадии трансформации.

Белорусская Газета
0058648