/

Фота Марыны БЕГУНКОВАЙ
Фота Марыны БЕГУНКОВАЙ
Рейтинг вузов, составленный Министерством образования, оставил много вопросов как у обычных людей, так и у самих вузов. Как, например, вышло, что Белорусская академия искусств с традиционно высоким конкурсом оказалась чуть ли не в конце рейтинга, а региональные вузы, напротив, по рейтингу выше? TUT.BY разобрался в ситуации.

Напомним, что первое место в рейтинге занял Белорусский государственный университет, второе – Белорусский национальный технический университет, третье – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. В первую пятерку вошли также Белорусский государственный экономический университет (4-е место) и Минский государственный лингвистический университет (5-е место). Всего в рейтинге 48 позиций.

Как сообщалось ранее, цель составления рейтинга – оценить потенциал студентов I курса 2013 года. Для оценки учитывались как количественные показатели (количество абитуриентов, принятых в вузы за счет средств бюджета; количество абитуриентов, принятых на условиях оплаты, и др.), так и качественные показатели (проходной балл по специальности).

На официальном сайте Минобразования также разместили формулу, по которой высчитывался конечный результат:
 

 
На что реально влияют все эти показатели? "Что значит +400? Это три сертификата централизованного тестирования (ЦТ) плюс средний балл аттестата. Максимальное количество, которое может быть,– это 400 баллов: по 100 баллов за каждое испытание и по 100 баллов за аттестат. То есть все, кто шли без экзаменов, – победители республиканских, международных олимпиад, получили по 400 баллов. Учитывая, что у нас иностранцы, которые платят за обучение, не сдают экзамены, им тоже дали 400 баллов", - пояснили в Министерстве образования.

Выходит, успешность вузов оценивали так: специальности, на которые поступили бюджетники, и специальности, на которые поступили платники, соединили, и умножили эту цифру на процент выполнения контрольных цифр приема. К этой цифре приплюсовали еще два показателя: количество победителей олимпиад, поступивших без экзаменов и получивших автоматом наивысший балл при составлении рейтинга, и количество иностранцев-платников, тоже получивших наивысший балл от составителей рейтинга.
 
Если исходить из того, что, судя по формуле, рейтинг составлялся с целью выставить общую сумму баллов всем студентам вышеперечисленных вузов, то, например, какую реальную ценность имеют баллы иностранцев, которые часто и по-русски не очень хорошо говорят, особенно на первых курсах?
 
Есть и другие вопросы. Например, в Минском институте управления, который оказался на 40-м месте, хоть и говорят, что "в этом рейтинге нас все устраивает", но отмечают, что сам рейтинг, на их взгляд, "больше заточен под бюджетников, поскольку учитывалось количество бюджетных мест". "А если у нас только платники, так понятно, что мы в самом низу", - сказали в ректорате вуза.
 

Первый проректор БГАИ: "Что этот список вообще показывает реально в плане рейтинга? Конкурсы у нас высокие, тут вопросов нет"

А вот, например, Белорусскую академию искусств (БГАИ) сложно упрекнуть в том, что она заточена под какую-то определенную категорию студентов (платников либо бюджетников), потому что это единственная академия искусств в стране. Именно сюда каждый год традиционно высокие конкурсы. Тем не менее БГАИ в рейтинге Минобразования попала лишь на 34-ю позицию.
 
Первый проректор БГАИ Светлана Винокурова говорит, что не совсем понимает этот рейтинг. "Формула, что вы мне зачитали, - сложная и, на мой взгляд, бессмысленная. У нас есть специальности, которые только платные, бюджетных мест на них нет и не было никогда. И что? Я понимаю, когда берут платные и бюджетные места и считают отдельно. Но как их можно плюсовать? И что это реально даст вузу?" - не понимает она.
 
Светлана Винокурова отмечает, что любой рейтинг зависит от критериев, и они должны быть понятны. "По количеству если смотреть, то мы вообще окажемся на последнем месте. Можно еще считать, например, сколько поступило в вуз из военных семей, сколько из России, сколько мужчин, сколько женщин, можно по возрасту оценить и т.д. Например, к нам на художественный факультет после колледжа только берут, поэтому, если оценивать по возрастным критериям, окажется, что мы или очень старых берем, или, наоборот, окажемся передовиками, потому что у нас только очень опытные люди учатся".

"Что этот список вообще показывает реально в плане рейтинга? Конкурсы у нас высокие, тут вопросов нет. Одни из самых высоких: и на актерский факультет, и на дизайн. Наших трех курсов хватает, чтобы наших студентов приглашали работать на "Ауди" или в "Фольксваген". Это нас волнует. А среднестатистические подходы никогда не дают реальной картины. В вузах же культурного назначения есть еще и своя специфика, связанная с тем, что подготовка здесь по многим специальностям ведется близко к индивидуальной. Здесь массовая статистика не подходит", - добавляет Винокурова.
 
В то же время именно такой рейтинг "может сказаться на вузе". "Как будто мы вуз непрестижный. Но, думаю, он не испугает абитуриентов наших, а если испугает, то нам будет только легче, если не 11 человек на место будет, а 8. В этом плане Академия искусств абсолютно не переживает, что оказалась на 34-м месте, потому что Академия – это престижное учебное заведение, которое признано не только у нас в стране. Ректор наш недавно вернулся из Санкт-Петербурга. 14 или 15 академий мира пригласили на Ассамблею вузов искусства, в том числе БГАИ. Украинцев, например, там нет".


Частный вуз: "Рейтинг однобокий и не отражает реальной картины"

В одном из частных вузов, оказавшихся в конце списка, согласились прокомментировать результаты рейтинга, но попросили не ссылаться на сам вуз. "Немаловажно, что Минобразования было недовольно международными рейтингами, где наши вузы были в конце, и поставило задачу разработать этот рейтинг. Он однобокий и не отражает реальной картины "рейтинга вузов", мы уже обсудили это на кафедре", - поделился своим мнением преподаватель вуза.
 
Реальную картину, по его мнению, могли бы составить следующие показатели: процент приглашенных преподавателей из зарубежных вузов, процент удовлетворенности студентов качеством обучения, процент трудоустроенных по специальности выпускников. "Другой вопрос: кто у нас собирает такие данные? Пока никто, - говорит преподаватель. – У нас в вузе, например, лекции читают лекторы, приглашенные из Германии, Великобритании и др., мы им платим деньги. Наши студенты ездят на конференции в европейские страны, участвуют в программах обмена студентами. Единственный момент – с трудоустройством. Частные компании наших студентов берут активно, а на госпредприятиях скажут: "А почему же вы в частный вуз пошли? Могли бы эту же специальность закончить в БГУ".
 

Минобразования: "Этот рейтинг просто показывает, куда пошла основная масса абитуриентов"

Так почему же рейтинг именно такой? Кто его составлял и почему выбрал именно эти критерии? Как стало известно TUT.BY, рейтинг составлялся с участием сотрудников рейтингового агентства при БГУ. Его руководитель – Михаил Ковалев, который также является деканом экономического факультета БГУ. TUT.BY попросил его о комментарии.
 
"Формула, которая есть на данный момент, скорее отражает размеры вуза. Вузы большого размера здесь получают преимущества", - сказал Михаил Ковалев.
 
Если говорить о студентах-иностранцах в этой формуле, то, считает Ковалев, в данном случае дело - не в знаниях иностранцев, а в развитии экспорта образовательных услуг. "Для страны нет ничего более важного, это приоритет этой пятилетки. Считается, что победители олимпиад и иностранцы для вузов важны, и те вузы, которые привлекли таких студентов, получили дополнительные баллы. Правильно, привлекайте (таких студентов. – TUT.BY) и в другие вузы!", - сказал он. Именно поэтому за каждого иностранного студента независимо от его знаний в рейтинге "назначили столько же баллов, сколько и за лучшего белорусского".

"Это абсолютный рейтинг, - еще раз подчеркнул Михаил Ковалев. - Число абитуриентов ограничено, и набрать большое количество студентов – это значит проявить большие усилия. А если у вас маленький набор, но вы даже его не сумели набрать, это и говорит об усилиях вуза. В какой-то степени частным вузам хорошо, им не надо план выполнять государства по бюджетному набору. Вузы, которые не выполнили план, получают фактически штрафные очки".

В то же время, добавляет профессор, возможно, надо публиковать и другие рейтинги. "Я бы на месте министерства не только этот рейтинг опубликовал. Посчитаны рейтинги и по другим показателям. По этой формуле вузы так ранжированы, напиши другую формулу - будут ранжированы иначе", - сказал он.
 
"Составители рейтинга оценивали только приемную кампанию нынешнего года, а не общий рейтинг вузов, поэтому там учитывались такие показатели, других там не должно быть. Оценивалось только качество проведения самой вступительной кампании, - пояснили TUT.BY и в пресс-центре Минобразования. – Рейтинг составлен не для того, чтобы показать: одни вузы плохо сработали, а вторые хорошо. Этот рейтинг просто показывает, куда пошла основная масса абитуриентов. Пытались расставить акценты, куда ушли абитуриенты, куда они поступили".

Стоит сказать, что университеты мира оцениваются, как правило, по показателям научно-исследовательской работы, включая количество лауреатов Нобелевской премии и ученых с мировым именем, академических достижений и количества статей по вопросам естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, опубликованных в ведущих научных изданиях. Учитывается также процент приглашенных иностранных преподавателей и т.д.
{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-10%
-20%
-10%
-30%
-15%
-25%
-19%
-10%
0063042