Общество


Фото: Александр Корсаков, TUT.BY,

Минувшей весной на швейном предприятии "ЭЛИЗ" произошла смена власти. И кресло начальника занял молодой руководитель из числа акционеров – 32-летний Андрей Валерьевич Жук. Он вспоминает, как в первый рабочий день в его приемной выстроилась очередь из иностранных кредиторов, которые боялись, что с ними не расплатятся по миллиардным долгам. А сотрудники один за другим несли заявления на увольнение. "На момент моего прихода здесь уже наступила критическая точка", - рассказывает директор.

Сейчас Андрей Жук говорит, что ситуация нормализовалась: выросли зарплаты, наладились отношения с партнерами… Корреспондент FINANCE.TUT.BY съездил в Дзержинск, чтобы посмотреть, чем сейчас живет предприятие, и узнать, по карману ли отечественные сорочки его сотрудникам.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

"У меня тоже раньше было мнение, что "ЭЛИЗ" – это что-то дешевое и несуразное"

За полгода работы Андрей Жук уже успел переодеться из заграничных сорочек в продукцию родного "ЭЛИЗа". И суть его бизнес-плана состоит в том, чтобы и остальные белорусы последовали его примеру и повернулись лицом к продукции отечественного легпрома.

- После назначения я попросил друзей и знакомых оценить нашу продукцию. Половина оказалась ей довольна, у других она вызывала если не отторжение, то недоверие. И это тенденция, - признает директор. – У меня тоже раньше было мнение, что "ЭЛИЗ" – это что-то дешевое и несуразное. Но сейчас я вижу, что наша продукция не хуже, чем у конкурентов, она просто не такая раскрученная. 
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Генеральный директор фабрики "ЭЛИЗ" Андрей Жук после назначения стал носить белорусские сорочки
 
Рубашку генеральному директору местные швеи скроили по спецзаказу в экспериментальном цехе.
 
- У меня 44 размер, поэтому сложно что-то подобрать из основной коллекции, - объясняет руководитель. – Но услуга индивидуального пошива доступна абсолютно всем. Просто о ней почти никто не знает. Но мы будем ее активно продвигать. Человек сможет прийти в магазин, там снимут мерки и сделают сорочку под него.
 
Точную стоимость такой "эксклюзивной" сорочки по индивидуальному лекалу на фабрике пока не определили. Но Андрей Жук говорит, что это будет не дороже 600 тысяч за штуку, в зависимости от ткани и особых пожеланий заказчика. Для сравнения: в Москве ценники на такую же услугу начинаются от 100 долларов.
 
- В Минске есть ателье, которые шьют сорочки за 500 долларов. Для меня это космическая цифра, - удивляется Андрей Жук.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

"Если мне кто-то объяснит, как пошить сорочку из дорогой ткани и в рознице продать ее за 15 долларов, то я возьму вас на работу..."

Тем временем цены на основной ассортимент сорочек "ЭЛИЗ" в рознице колеблются от двухсот до семисот тысяч рублей. И это еще не предел. Сегодня на фабрике работают над новым брендом премиум-класса. Продукция с новым лейблом обещает быть и того дороже.

 
- Люди считают, что белорусский товар должен быть дешевым и отдаваться чуть ли не бесплатно. А ткань, нитки, пуговицы, зарплата рабочим… Покупатель не понимает ценности товара. И это вина производителя, что мы не доносим этой информации до людей, - говорит гендиректор.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Андрей Жук называет себестоимость сорочки - это от 15 до 35 долларов. "ЭЛИЗ" шьет свои рубашки из тех же тканей, что и популярные мировые бренды. Сырье закупают в Голландии, Австрии, Турции, немного в Китае. Из белорусского в ход идет разве что лен и фланель. Цена за метр импортной ткани начинается от 6 евро. А верхнего предела нет. А на одну сорочку уходит в среднем 1,7 метра ткани. Отсюда и формируется цена готового изделия.

- Если мне кто-то объяснит, как пошить сорочку из дорогой ткани и в рознице продать ее за 15 долларов, то я возьму вас на работу, - предлагает руководитель.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Андрей Жук признает, что фабрика не выдержит ценовой конкуренции с продукцией, пошитой в Китае или Бангладеш. "ЭЛИЗ" собирается привлекать покупателя не низкой стоимостью своих сорочек, а высоким качеством и дизайном.
 
Провозгласив своим девизом слова "Мы меняемся!", директор отправил модельера фабрики на пару с маркетологом во Францию. Деньги, вложенные в эту командировку, здесь надеются окупить с лихвой. Тенденции европейской моды местный дизайнер уже готов воплотить и в сорочках, сделанных в Беларуси. Новая концепция продукции уже разработана, кое-что даже сшито.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Мы понимаем, что наш покупатель сегодня - это мужчина в возрасте и солидный в размере. В то же время тот, кто худее (я, например), уже с трудом может себе что-то подобрать. Мы разработали новую конструкцию сорочки. Она будет приталенной. И не только в названии, но и в реальности, - проводит работу над ошибками директор "ЭЛИЗ". - Разрабатывается новый дизайн детской сорочки, чтобы она была и по фигуре, и по размеру. К лету должны закончить эту работу. Наша задача – удовлетворить всех по качеству. Ну а в дизайне на вкус и цвет…

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

"Наши сорочки за границей продаются в два раза дороже, чем в Беларуси"

В год белорусская фабрика выпускает до миллиона изделий. Это 60% белорусского рынка сорочек. По крайней мере, так маркетинг докладывает руководству.
 
40% своей продукции фабрика отправляет на экспорт. Половина из этого – давальческие заказы. Белорусская фабрика одевает в униформу всех сотрудников российского "Ашана", авиакомпании "S7". Раньше в этом списке был и Национальный олимпийский комитет страны-соседки. В "ЭЛИЗ" ходят и работники "McDonald's".
 
- Наши сорочки за границей продаются в два раза дороже, чем в Беларуси. Россияне, когда заходят в наши универмаги, покупают сразу по несколько рубашек и говорят, что у нас здесь социализм, - рассказывает Андрей Жук.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY 

В ближайшее время фабрика собирается расширить географию поставок и одеть в свои сорочки латышей, чехов и казахов.
 
Предприятие обещает делать новые шаги и навстречу белорусам. Будет расширяться сеть фирменных магазинов, более того, они при приобретут фирменный стиль. Также в планах на ближайшие месяцы – ввести дисконтные карты и подарочные сертификаты.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
- Есть мысли развивать франчайзинг. Но делать это в нынешнем виде – это опозориться. Сначала нужно навести в порядок на своих торговых объектах и научиться работать, - строит планы Андрей Жук. - Мне не нравятся наши магазины. В той же "Столице" до недавнего времени был бардак. Сейчас начинаем автоматизировать там кассовое оборудование - раньше учет вели в книжках. Сегодня продавцы, пока не откроют коробку, даже не знают, что у них на складе лежит.
 
А на складах предприятия сегодня лежит около 200% месячной нормы выпуска.

- В декабре немного лучше ситуация, но в ноябре не было торговли никакой. Все стали в обменники в ожидании чего-то предрождественского.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY


"Швеям проще пойти в магазин, стать за прилавок и получать сразу от 4 миллионов"

Андрей Жук вспоминает, что когда в первые месяцы работы взял в руки зарплатные ведомости, то прослезился. Некоторые сотрудницы получили миллион-полтора в месяц.
 
По официальным данным, расчетники местных работников заметно потяжелели: за полгода средняя цифра выросла с 2,5 до 3,8 миллиона.
 
- Сегодня некоторые швеи зарабатывают до семи миллионов. Но таких немного. Это сотрудницы с большим опытом и высоким разрядом, - раскрывает финансовую информацию директор. - Но те, кто только приходит, не может быстро заработать много. И они не видят перспектив. Им проще пойти в магазин, стать за прилавок и получать сразу от 4 миллионов. Конкурировать с такой зарплатой нам сегодня сложно. Важно выровнять нижнюю грань, чтобы была заинтересованность молодежи работать швеей. Если мы не будем этого делать, люди просто уйдут. И я их понимаю.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Работницы в цехах озвученной средней зарплате в 3,7 миллиона, мягко говоря, удивлялись.
 
- Может, кто и получает. Но у меня два миллиона в месяц выходит, - рассказывает термоотделочница Ирина.
 
Суть ее работы заключается в том, чтобы утюжить уже готовые сорочки перед упаковкой – не меньше сотни за смену. По нормам на каждую можно тратить не более пяти минут.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Термоотделочница Ирина утюжит по сто рубашек за смену: на каждую уходит не более пяти минут
 
Оператор швейного оборудования за то, что каждый день пришивает пуговицы на сотни рубашек, получает в конце месяца 2,4 миллиона. У раскройщицы Светланы выходит чуть больше – 2,8 миллиона. 

- Роста зарплат я сильно не заметила. Правда, теперь вовремя выплачивают - раньше были задержки, - рассказывает девушка.

Директор обещает с 1 января поднять зарплаты рабочих в цехах на 20%. При этом доходы руководства останутся прежними.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY


"Можно сегодня выплатить дивиденды акционерам, а завтра закрыть фабрику..."

Новый директор постепенно расплачивается с долгами, которые остались в наследство от прежнего руководства. За полгода фабрика смогла смогла сократить кредиторскую задолженность почти на 9 миллиардов рублей.
 
Вместе с этим началась и модернизация производства. Помимо оборудования, пришлось менять даже окна и двери, потому что дуло со всех сторон.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

- Все деньги, которые зарабатываем, направляем в производство. Можно сегодня выплатить дивиденды акционерам, а завтра закрыть фабрику, - говорит директор. - Я работаю, чтобы гордиться и собой, и фабрикой… Сейчас некоторые даже говорят мне: "Спасибо!" Это очень приятно.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY