/ фото: Наталья Ошека,

Инцидент случился в ночь на 14 декабря в пивном ресторане "Жигули", который входит в состав культурно-развлекательного центра "Европа".


Все началось из-за беджа?

Подробности случившегося TUT.BY рассказал один из участников по имени Никита:

– Около часа ночи мы пришли туда компанией: четыре парня и две девушки. До этого отдыхали в другом месте, выпивали, но немного.

Заплатили за вход и прошли внутрь. Правда, я не платил, поскольку решил уже идти домой. Стал прощаться с друзьями, но мне не дали этого сделать – подошли охранники и начали выталкивать к выходу. Я подозвал друга Диму и сказал, что все – я уезжаю.

Охранники продолжали меня выталкивать… Я сам долго работал официантом, и такое поведение меня возмутило. Решил посмотреть на беджик охранника – собирался написать жалобу.

Мой друг стоял сбоку и не видел имени, поэтому он взялся рукой за бедж, чтобы повернуть к себе, а тот отцепился и стал падать. Дима поймал его на лету и протянул охраннику, извинился, что так получилось.

Тогда они уже вдвоем стали заламывать ему руки и выталкивать в сторону входа. Потом Дима высвободил правую руку, и тогда охранник, который был слева, заломал его и бросил на пол… Вот, собственно, с этого момента и начинается видео.


Я побью тебя, Дима…

Осторожно, ненормативная лексика!

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (9.55 МБ)

Запись, о которой идет речь, сделала на мобильник одна из посетительниц. Она же, не особо стесняясь, комментировала действия охраны. Запечатленная сцена "обезвреживания" якобы буйного посетителя происходит под бодрый шлягер 1990-х "Я люблю тебя, Дима". По злой иронии в это самое время другого, гомельского Диму с энтузиазмом мутузят охранники.

По словам Никиты, он умолял администратора вмешаться и прекратить потасовку. Пытались остановить ее и другие ребята из их компании. Однако их отпихивали, а одному из защитников также изрядно досталось.

В итоге милицию все же вызвали. В ходе разбирательств ребятам предъявили претензии за некое разбитое в ходе драки стекло. Как утверждает Никита, тут же был выставлен счет – миллион рублей. Откуда взялась именно эта сумма, кто и как производил "калькуляцию" ущерба, непонятно.

В ответ на слова, что таких денег в наличии нет, последовало предложение заплатить 300 тысяч, а на оставшуюся часть суммы оставить расписку. Парни отказались. Двое пострадавших и один из охранников поехали в милицию давать объяснения.

– Я остался и начал требовать книгу жалоб, но под различными предлогами мне ее не давали, – продолжает рассказ Никита. – А когда сказал, что дождусь закрытия и все равно получу ее, один из охранников пригрозил: "Ты ж понимаешь, что ты умрешь?"

Безрезультатной оказалась и попытка выяснить данные одного из охранников. Сняв бедж, тот отмалчивался, а затем пообещал принять меры воздействия. И предложил уйти. Другие в свою очередь дознавались, кто из посетителей сделал видеозапись. Очевидно, не для того, чтобы "скопировать" на свои телефоны. Однако найти видео не удалось – вскоре оно попало в сеть.

Впоследствии в комментариях к нему разгорелась бурная дискуссия, участие в которой приняли, в том числе, работники заведения. Не обошлось без мата, взаимных обвинений и даже, как утверждает Никита, угроз "забить стрелку и устроить разборку".

"Мы однозначно на стороне охраны. Они делают свою работу"

В КРЦ "Европа" комментировать инцидент отказались. Зато охотно высказались о моральном облике некоторых посетителей в целом:

– К сожалению, менталитет молодежи, которая посещает заведения такого уровня, удручает. Их позиция: "Я клиент, и я всегда прав". Причем все это в очень жесткой форме.

Из-за этого в последнее время очень сложно работать. Люди позволяют вести себя очень неадекватно – и по отношению к собственным друзьям, и к другим посетителям и, точно так же по отношению к обслуживающему персоналу. А сотрудники безопасности вообще вызывают у них какую-то бурную, нездоровую реакцию. К ним цепляются, пристают, оскорбляют…

Все это тяжело переносить, нам приходится оказывать им психологическую помощь. У нас даже есть специальная комната отдыха, где каждый из них может уединиться. Или же они могут собраться, обсудить что-то, пообщаться… Мы однозначно на стороне охраны. Они делают свою работу – защищают трезвых посетителей и персонал от пьяной, неадекватной публики.

Для культурного отдыха наших клиентов мы делаем все возможное, но если приходит человек из категории "я пришел – а где же драка?" то, сами понимаете…


Собеседник также заверила, что кадровый отбор в службу безопасности КРЦ "Европа" осуществляется самым тщательным образом.

Все включено

Впрочем, в течение недели вялотекущий конфликт разрешился. В милиции рассказали, что стороны пошли на мировую, отказавшись от взаимных претензий. Как говорится, все хорошо, что хорошо кончается… Вот только – кончается ли?

Ведь на самом деле проблема выходит далеко за рамки отдельно взятой потасовки. Конфликты между посетителями развлекательных заведений и охранниками в последнее время обрели характер устойчивой тенденции. Некоторые отдыхающие в этих самых клубах даже шутят: мол, "горячий прием" включен в "программу вечера". В качестве бонуса.

Только Гомель с начала года "отметился", как минимум, трижды. В августе произошла драка в гомельском гипермаркете "Евроопт" на ул. Хатаевича. (К слову, это был редкий случай, когда после огласки конфликта руководство торговой сети признало "перегибы на местах" и уволило сотрудников).

В ноябре закончился кровопролитной схваткой конфликт в Rocket Club: пострадавший гомельчанин уверен, что его избивали работники охраны, несмотря на то, что администрация клуба это отрицает.

Ранее волна подобных случаев прокатилась и по Минску, в том числе со смертельным исходом. Охрана столичных гипермаркетов и ночных клубов усердно доказывала нанимателю, что не зря ест свой хлеб.

В общем, вопрос мирного сосуществования клиентов и персонала назрел в проблему, которая, как и всякая, имеет множество составляющих.

Вышибай – не вышибай… 

Прежде всего, очевидно, речь о профессиональном уровне охранников, которых на самом деле правильнее называть "помощниками администратора". Впрочем, суть не в формулировках. А в том, что сам институт этой деятельности в Беларуси находится если не в младенческом, то в детском возрасте.

О том, кто такие "вышибалы", еще в конце 1980-х у нас не слышали. А когда услышали, похоже, восприняли этот термин слишком буквально. С тех пор охрана вышибает по поводу и без. Причем весьма топорно. В основном за счет численного перевеса и грубой силы.

Когда согнувшегося, пытающегося прикрыться руками человека, подпрыгивая, бьют коленом или наносят удары ногами уже лежачему, это меньше всего напоминает "задержание правонарушителя". Скорее – драку в школьном коридоре или под стенами сельского клуба, где цель не усмирить, а "вырубить" соперника.

По здравой логике, охранник должен быть борцом – эдаким Стивеном Сигалом, способным эффективно и без травм обездвижить оппонента и удержать до приезда милиции. А не бойцом без правил, ведущим личный счет количеству нокаутов и выбитых зубов.

При этом выдавать отечественным "секьюрити", скажем, наручники и резиновые палки, было бы опрометчиво. Иначе, судя по их тактике и непоколебимой решимости, с полдесятка клиентов каждую ночь будут прикованы к батареям отопления. Закованного ведь и бить легче…

Второй момент – как ни банально, морально-психологическая устойчивость. Нет сомнений, что часть посетителей ведет себя именно так, как рассказала одна из руководителей "Европы" – хамят, цепляются, провоцируют… Но по-другому вряд ли когда-нибудь будет. Пьяный есть пьяный, а для большинства посетителей клуба, учитывая его предназначение, это нормальное состояние.

Среднестатистическому трезвому человеку сложно сдержать эмоции, когда, дыша в лицо перегаром, его оскорбляют, грозят уволить и хватают за одежду. Под воздействием таких факторов желание врезать у мужчины возникает на уровне рефлексов.

Именно поэтому охранник и не должен быть "среднестатистическим", а иметь высокий порог чувствительности к поведению пьяных клиентов. Это сложно. Но должно осознаваться еще до устройства на эту отнюдь не сахарную работу…

Пока же возникает ощущение, будто большинство руководствуются неким "кодексом пацана". Согласно которому, на неправильное слово в твой адрес следует отвечать хуком в челюсть. А то свои не поймут и уважать перестанут.

Само собой, охранник клуба не может быть рефлексирующим интеллигентом, боящимся рукопашной схватки как огня. Но и получать садистское удовольствие от той части работы, которая касается крайних мер, тоже не должен. Однако, кажется, получает.

Достаточно было единожды понаблюдать, как в малолюдный вечер в одном из заведений Гомеля парни с детским восторгом вспоминали подробности вчерашнего "махача", чтобы понять простую вещь… Для них работа охранником не только способ заработка, но и фактически легальная возможность подраться. Не опасаясь при этом последствий в виде статьи за хулиганство.

Теоретически проблему можно было бы решить росчерком пера – обязав клубы заключать договора на постовую охрану с Департаментом охраны. Чтобы за порядком следили не "самоучки", а милиционеры в форме. Но на практике присутствие стражей порядка в подобных заведениях вряд ли реально.

Весьма сомнительно, что постоянного присутствия милиции захочет сама администрация. Да и посещаемости это не будет способствовать. По крайней мере, со стороны того контингента, из-за которого и нужна охрана в принципе. Очевидно, это довольно значительная часть клиентуры.

Можно представить, и во что превратятся дежурства милиционера (очевидно, не одного) в каждом из таких клубов. В беспрерывное составление административных протоколов, для "разгребания" которых понадобится создавать целое отделение. А количество дел по фактам неповиновения и сопротивления сотрудникам милиции завалит ближайший отдел Следственного комитета.

Кстати, еще один аспект темы – как раз таки отсутствие жесткой реакции правоохранительной системы. И, как следствие, – отсутствие громких процессов в отношении охранников, превысивших свои довольно туманные полномочий. Или же – против устроивших дебош хулиганов-посетителей.

И то и другое могло бы давать мощный профилактический эффект, заставляя призадуматься тех, кто идет в клуб (развлечься или на работу), чтобы размять кулаки. Но, скорее всего, подобные истории будут происходить регулярно.