/

О визовых вопросах говорил сегодня с белорусскими журналистами в Вильнюсе министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус. Тема актуальна хотя бы потому, что литовское посольство в Минске за день выдает визы более чем одной тысяче человек. За 11 месяцев белорусам литовцы выдали 180 тысяч виз.


"Мы не собираемся с этого зарабатывать, хотя цены на визы очень высокие"
 

По словам министра, половина выданных литовцами белорусам виз – долгосрочные. И 40% - бесплатные.
 
- У нас очень гибкие законы и исключения можно делать, если поездка просветительская, культурная или спортивная. Мы не собираемся с этого зарабатывать, хотя цены на визы очень высокие.... Но тут мы уже ничем не можем помочь, - сказал он.
 
Министр Линкявичус напомнил, что несколько лет назад Еврокомиссия предложила Беларуси начать переговоры по упрощению визовой политики. Однако ответа от Беларуси не последовало.

Но тут следует напомнить, что на недавнем саммите Восточного партнерства Владимир Макей заявил о том, что Беларусь готова начать переговоры по упрощению визового режима. Судя по всему, эти переговоры однажды-таки должны начаться. Однако большей конкретики тот же министр иностранных дел Литвы по этому поводу дать не может. "Мяч на вашей стороне", - говорит он.

Белорусские власти отвечают по поводу упрощенного порядка проезда в приграничье: "Мы еще не готовы"

- Есть согласованный порядок, и мы завершили все процедуры со своей стороны насчет упрощенных поездок в приграничные территории – 50 километров. Я точно знаю, что у белорусских властей нет никаких дополнительных требований. Сам спрашивал не раз - может, еще что надо сделать. Сказали, что нет, все сделано, но "мы еще не готовы". Вот это "еще не готовы" я не могу понять и не могу ответить, что это, - пояснил Линкявичус.
 
Между тем белорусских туристов в Литву приезжает, по словам министра, около 400 тысяч. По его словам, в некоторых литовских центральных магазинах "больше машин с вашими номерами, чем с нашими".

Виз "за покупками" Литва выдавать не будет
 
Прозвучал вопрос журналистов о том, почему Литва не может, как Польша, выдавать белорусам визы "за покупками", таким образом привлекая в свою экономику еще больше денег и давая возможность белорусам приобретать более дешевые товары. На него министр ответил достаточно критично по отношению к Польше.
 
- За покупками? Нет таких виз. Такой схемы нет в Шенгене. Как они это сделали – вы у них спросите. Но это не меняет дела – цифры растут, люди едут... Процесс идет. И он настолько идет, что, я знаю, в вашем руководстве предлагают налог ввести. Так что надо не переборщить. Если введем визу за покупками, то сразу появится какой-нибудь дополнительный взнос, чего мы бы вам не желали.
 
По словам министра, для ввода визы "за покупками" нужно будет нарушить шенгенские правила, а Литва этого делать не будет. Из конкретных мер, которые может сейчас предпринять Литва, чтобы облегчить получение виз, – расширение консульских служб в Беларуси.
 
Если в консульстве 2 минуты на то, чтобы принять решение, "то это не дело, конечно"

 
- Консульское обслуживание - это не конвейер. Если у человека по 2 минуты на то, чтобы принять решение, то это не дело, конечно, - сказал министр.
 
На встрече прозвучало замечание по поводу того, что электронная регистрация на сайте литовского посольства работает не слишком хорошо. И во всю идет развитие странного бизнеса – по продаже за большие деньги мест в очереди в посольство, за получение регистрации и других "визовых благ". К слову, по визовому законодательству посредники по оформлению виз не могут брать за свои услуги более половины стоимости визы. Министр Литвы пообещал рассмотреть проблему.

Литовцы признают, что на погранпереходах много проблем с инфраструктурой


Недавнюю новость о том, что некоторые погранпереходы между Беларусью и Литвой, которые сейчас носят локальный характер, будут расширяться и через них смогут ездить все граждане, Линкявичус прокомментировал так:
 
- Подтверждаю, что есть такие мысли, но тут нужна инфраструктура и нужны инвестиции на дороги. Если будет грузовой транспорт через них ездить, то нужно инвестировать в дорогу, и это так быстро не получится. Но это будет решаться. Некоторые такие пункты уже открываются для легковых автомобилей и пустых грузовых автомобилей.
 
Однако министр иностранных дел Литвы добавил, что еще много нужно сделать по инфраструктуре тех постов, которые уже существуют.

- Те, кто уже ездил (хоть сам я могу ездить без очереди) видят, что сложно, особенно зимой. И надо делать с обеих сторон, в том числе и электронную границу. Если работать с одной стороны только, то ничего не получится.