Общество


Вчера в Гомельском районе похоронили 34-летнего Александра Уголика – водителя такси, который был убит в минувшее воскресенье неизвестным преступником. Траурный кортеж состоял из нескольких десятков автомобилей с плафонами на крышах и желто-черными шашечками на дверях. Проститься с коллегой приехали таксисты со всего города – и те, кто знал его лично, и те, кто узнал о случившемся из новостей.



Еще в понедельник водители такси в память о товарище ездили по Гомелю с включенной "аварийкой". В день похорон планировался сбор на площади Ленина. Однако Госавтоинспекция не санкционировала акцию из соображений дорожной безопасности.

Автомобили с раскраской и номерами различных фирм-перевозчиков заполнили переулок Бакунина, где жил погибший.






Александр Уголик работал в такси 155 "Альфа" три месяца, еще раньше занимался извозом в другой фирме. Коллеги говорят, что по характеру он был человеком замкнутым, но как сотрудник проявил себя с наилучшей стороны. В его адрес не поступило ни одной жалобы от клиентов.

– В тот вечер работы почти не было – заказов совсем мало, – рассказал корреспонденту TUT.BY сотрудник такси "Альфа" Вадим Зенько. – Мы стояли возле "Евроопта" на ул. Хатаевича и тут мне звонят – таксиста убили… Перезвонил в диспетчерскую – подтвердили.

Со знакомым полетели туда к медгородку, по дороге нас за превышение остановили сотрудники ГАИ. Объяснили ситуацию – они с нами поехали. Приезжаем туда, где тело нашли, я посмотрел – точно Саша…

Потом по навигатору определил, где его Opel находится, – в полутора километрах от того места.


Незадолго до случившегося Александр принял заказ от диспетчера и прибыл по адресу, однако клиент от поездки отказался. Заказ был снят. Около 23.00 таксист уехал, а уже в 23.40 обнаружили его труп.

Очевидно одно – в этот промежуток Александр взял пассажира "на борт" самостоятельно. То есть через диспетчера заказ не принимался. Иначе звонок и номер телефона были бы зафиксированы.

Имелось предположение, что Уголик мог подобрать клиента где-то в районе железнодорожного вокзала или ближе к центру. Поэтому остаток ночи сами таксисты мотались по местам, где, теоретически, могли оказаться свидетели…

Сторож организации, которая находится неподалеку от места обнаружения трупа, вроде бы слышал разговор на повышенных тонах и другие признаки ссоры. А затем один из ее участников сел в машину и уехал, второй остался лежать у дороги.








Коллеги погибшего убеждены: целью преступника была не машина. По их версии, он отъехал от места убийства, фактически загнав автомобиль в сугроб, лишь для того, чтобы проверить салон и тщательно обыскать куртку Александра. Да и сам Opel-Omega 1997 года выпуска не представлял собой ценного трофея.

В то же время, по мнению большинства, преступление не было спонтанным. И совершил его, скорее всего, не "обдолбавшийся" наркоман, а человек, который осознанно и целенаправленно готовился к нападению.

По слухам, к одному из таксистов незадолго до происшествия подходил странный клиент. Показывая, что он глухонемой, мужчина жестами объяснил:  нужно доехать до Москвы. Готов заплатить 500 долларов. Но когда водитель потребовал оплату вперед – "немой" вдруг утратил интерес к теме и ретировался.

– У нас используется украинская компьютерная программа, по которой можно было бы отследить маршрут Александра в тот вечер, – дополняет рассказ Вадим Зенько. – Но проблема в том, что мы можем следить за машинами таксистов только в онлайн – запись у нас не ведется. Нужная информация есть у украинских разработчиков программы. Я знаю, что уже пытались связаться с их службой техподдержки, но пока там не до этого. У них там – Майдан…

Мы также просим водителей держать рации, включенными в таком режиме, который позволяет слышать в "общем" эфире то, что происходит в салоне.

На автомобилях имеются GPS-навигаторы, однако почему-то многие водители не хотят его включать. Есть и тревожная кнопка, но и она как-то не прижилась. После этой трагедии ужесточим требования к водителям, чтобы все было в рабочем состоянии и использовалось строго по назначению. Вплоть до штрафных санкций или просто не будем ставить машины на линию.

По словам таксистов, говоривших о наболевшем, принятие кардинальных мер безопасности (как, например, оборудование защитных перегородок вокруг водительского места) упирается в финансы. Ведь подобные усовершенствования стоят дорого, а делать все придется за свой счет. Притом что не каждый уверен в перспективах.

Многие с опаской ждут будто бы грядущих новшеств, ужесточающих требования к пассажирским такси. Например, такие, как возраст автомобиля не старше 7 лет. Некоторые откровенно заявляют, что будут вынуждены пополнить ряды нелегалов.

Времена, когда таксист считался богатым человеком, говорят водители, давно прошли. Сейчас доходов едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами.

– Это только отморозки, как тот, что Сашу убил, думают, что у нас в кошельках прям миллионы при себе, – со злостью сплюнул в снег один из собеседников. – А на самом деле – иногда день стоишь, больше бензина на холостых спалишь, чем заработаешь…

При всех трудностях ремесла тема личной безопасности таксистов все же остается наиболее острой. Инциденты с неадекватными, как правило, пьяными, пассажирами случаются постоянно. Кто-то просто хамит, кто-то норовит спровоцировать драку. Есть и те, кто, сидя рядом, демонстративно достает нож и начинает многозначительно поигрывать им…

– Опасная работа, что тут и говорить, – констатировал один из коллег Александра, из-за ограды кладбища наблюдая, как родные прощаются с покойным. – Если уже вдруг напали, то нас не ранят – нас убивают…







Справка

В Гомельской области нападения на таксистов с целью убийства и завладения транспортом имели тенденцию в начале 2000-х. Тогда, с небольшим промежутком во времени, прокатилась волна схожих "по стилю" преступлений.

19 сентября 1999 года было совершено убийство жителя Жлобина, который работал на БМЗ, а в свободное время "таксовал". Позарившись на его "Ауди-80", компания из троих преступников, среди которых была и женщина, разработала многоходовый план. Водителя "заманили" в соседний  Буда-Кошелевский район и убили выстрелом в голову.

После чего труп закопали в поле, машину разобрали, порезав кузов автогеном и утопив в реке. Раскрыть преступление удалось лишь в 2003 году. Все это время погибший водитель числился пропавшим без вести.

В марте 2001-го был убит таксист из Мозыря. Чтобы завладеть его "Ауди", пассажир, угрожая обрезом, заставил водителя ехать в Наровлянский район и застрелил. В те же сутки преступника на похищенном автомобиле задержали сотрудники ГАИ.

В июне 2003-го в Гомеле на территории гаражного кооператива в 17-м микрорайоне был убит водитель одной из фирм-такси. Убийцы – двое парней 17 и 19 лет похитили его "Ауди", которую затем разобрали, а кузов сожгли.

Впоследствии перед судом предстал лишь один из преступников. Второй покончил с собой, отравившись выхлопными газами в гараже. Вместе с ним суицид совершил еще один парень, не участвовавший в убийстве.

Примерно в тот же период двое несовершеннолетних изуверски расправились с пожилым таксистом – жителем Светлогорска. Добычей стал принадлежавший ему "Форд".

Последнее (до нынешнего случая) убийство водителя такси на территории области датируется 2005-м годом. Кроме того, периодически случались разбойные нападения и ограбления.

А в начале текущего года водителя такси убили в Витебске

Граждан, которым что-либо известно об обстоятельствах совершенного преступления, просьба сообщить в милицию по телефону 102.