Общество


Вчера появилась информация о том, что депутаты одобрили поправки в Воздушный кодекс. Согласно поправкам, теперь белорусские авиакомпании могут применять на своих рейсах так называемые невозвратные тарифы. Сразу же появились предположения, что в Беларуси могут появиться собственные лоукосты. Замдиректора авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец объяснил, что на самом деле означает введение невозвратного тарифа.

Если оперировать простыми словами, то невозвратные тарифы означают, что если человек раздумал лететь, деньги за билет ему не вернут. Раньше белорусские авиакомпании устанавливать невозвратные тарифы не имели права. Теперь они могут их устанавливать. Правда, в ограниченном количестве: не более 30% невозвратных тарифов от установленных на маршруте воздушной перевозки.

Игорь Чергинец отмечает, что эти поправки касаются именно белорусских перевозчиков.

- Например, для нас, для "Белавиа", такие поправки полезны, потому что иностранные авиакомпании, которые выполняют рейсы сюда, в Минск, не особо обращают внимание на наш Воздушный кодекс и у них всегда были невозвратные тарифы. Иностранные компании летали с невозвратными тарифами, тот же Vuelling прошлым летом, испанская авиакомпания, лоукост. Я думаю, что там большинство тарифов, если не все - невозвратные. И они применялись на рейсах с регулярностью. Наши поправки для них ничего не изменят. Мы же до сих пор невозвратные тарифы не имели права устанавливать... Для нас - это способ конкурентной борьбы с компаниями, которые невозвратные тарифы применяют.

Как напомнил Игорь Чергинец, в этом году и россияне внесли в свой Воздушный кодекс поправки, позволяющие устанавливать невозвратные тарифы российским перевозчикам.

- Отразится ли это существенно на карманах пассажиров? Появятся ли большие скидки?

- Я бы не сказал, что с сегодняшнего дня, с момента введения в действие поправок, надо пассажиру сидеть и ждать, что тарифы опустятся на 5, на 7 или на 10%. Нет, само по себе это не приведет резко к снижению тарифов, к увеличению или к чему-либо. Рынок сработает постепенно. Где-то компании отреагируют одним способом, мы на это будем реагировать другим. Это процесс постепенный. И сказать, что это как-то очень заметно будет - нельзя. Например, наша акция по скидкам на 25 направлений с 15 января будет гораздо более заметной, чем влияние этих поправок.

- Но за счет невозвратных тарифов у авиакомпании будет возможность больше зарабатывать на одном рейсе?


- Естественно, это приведет к этому, да. Просто будет более гибкая тарифная политика со стороны авиакомпании по отношению к другим авиакомпаниям и к пассажирам тоже.

По словам Игоря Чергинца, поправки в Воздушный кодекс, по сути, узаконили один из элементов гибридной модели, которую внедряет сегодня для установления тарифов на билеты "Белавиа".

Кстати, как сообщает РБК, российские авиакомпании в 2012 году недополучили более 1 млрд долларов из-за отсутствия невозвратных тарифов на билеты. В связи с этим Минтранс разработал поправки в Воздушный кодекс РФ, которые позволят авиакомпаниям продавать невозвратные билеты. По оценке российского министерства, эта мера позволит снизить цену на билеты на 10%.