Общество


"Ну, я полетела. Не поминайте лихом", - очередная девушка исчезает за таинственной дверью, где заседает комиссия. Если повезет - она действительно полетит, став стюардессой. Через неделю тем, кто пришел на кастинг, позвонят и скажут "да" или "нет". Сложная профессия с романтическим ореолом не дает покоя некоторым представителям белорусской молодежи. TUT.BY поговорил со взволнованными кандидатами на роль бортпроводников "Белавиа" и узнал, откуда они пришли. 


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Потенциальную стюардессу встречает комиссия, в которую входят: заместитель генерального директора авиакомпании, начальник службы бортпроводников, а также уже работающие в воздухе стюардессы.

- Хуже, чем на экзамене. Там хотя бы знаешь, чего ожидать, - у стройной девушки у дверей актового зала на втором этаже офиса "Белавиа" - то, что называют метким словом "мандраж". - Надо было раньше идти. А то в последних рядах, отсидев тут два часа, так еще страшнее.

- Ну, девочки, я полетела. Не поминайте лихом,
- некоторое время спустя говорит другая и исчезает за таинственной дверью.

В среду и четверг в офисе авиакомпании "Белавиа" в очередной раз проходил кастинг - на собеседование приглашались люди, которые хотят работать бортпроводниками. Причем одного желания для допуска к собеседованию мало - нужно было принести с собой заключение врачебно-летной комиссии.

К навигации лета следующего года "Белавиа" нужно набрать (по теперешним подсчетам) примерно 50 человек. К нынешнему собеседованию соискатели подали 75 анкет. Однако на встречу с потенциальным работодателем 10 из них так и не пришли.

Теперешний кастинг из шестидесяти девушек и парней выделит "самых-самых" годных к работе в небе. Однако объявление о наборе бортпроводников и дальше будет висеть на сайте авиакомпании. И уже новые люди будут проходить строгую медкомиссию и где-то по весне у желающих летать снова будут от волнения мерзнуть руки.

Мы расспросили некоторых соискателей, чего они ждут от профессии бортпроводника и как так вышло, что их потянуло к такой экзотической работе.

"Ни разу не летала. Поэтому мне и не страшно"


Светлану Остапчик из Барановичей мы увидели уже в дверях, уже в пальто - девушка только что "отстрелялась". Говорит, потенциальные работодатели задают каверзные вопросы, но атмосфера в актовом зале доброжелательная.

- У меня высшее образование по двум иностранным языкам. Так что по-английски смогла легко поговорить. Я работаю сейчас в школе учителем иностранных языков. Но хочется чего-то более интересного, чтобы саморазвитие какое-то было.

- Но профессия-то эта сложная...

- Сложная. Но, знаете,
в школе у нас не меньше стрессовых ситуаций. Хотя здесь посерьезней все, наверное.

 На вопрос: "Сова вы или жаворонок?" - Светлана смеется:

- Вот там точно такой же вопрос задавали! Я сова, но если нужно, я проснусь и рано.
 
- Вам не страшно летать?
 
- А вы знаете, я ведь ни разу не летала! Поэтому мне и не страшно.

Девушки и парни, приходящие на кастинг, чаще всего слабо представляют, что их ждет в учебе и профессии. На фото - бортпроводники "Белавиа" во время учебы в Киеве.

"Волков бояться - в лес не ходить"

 
Вероника Соковнина на собеседование идти только собирается. Она сама из Постав, но сейчас работает в Минске. В последнее время работала официанткой в ресторане. Говорит, пока что основной сложностью стало прохождение медкомиссии. К некоторым врачам пришлось ездить в родной город, отпрашиваясь с работы, а потому на ВЛЭК ушло примерно полтора месяца.

- У меня знакомая стюардесса. Она уже шесть лет отлетала и посоветовала мне сюда пойти. Сама она очень хорошо о профессии стюардессы отзывается. Это единственная работа, где, на ее взгляд, она способна зарабатывать деньги, так она считает. Очень хорошие люди работают.

- Но встречаются-то всякие. Готовы ли вы, независимо от того, какой человек вам встретится на пути, быть с ним постоянно вежливой, улыбаться?
 
- Я работала в ресторане и понимаю, что нужно общаться со всеми приветливо и вежливо. Думаю, я справлюсь.
 
- Рассказывают, что бортпроводницам сложно выйти замуж - не все мужья поймут такой ломаный график работы. Не пугает этот момент?

- Вы знаете, везде хорошо, где нас нету. Работая официанткой, я очень часто работала и по выходным, по разному графику. Везде сложно. Волков бояться – в лес не ходить.

"Прыгала с парашютом. И роуп-джампинг люблю"


Юлия Сулейманова родом из Борисова. У нее уже есть образование медсестры, а сейчас она учится на четвертом курсе вуза на ветеринарного врача. Она от комиссии, которая сегодня напоминает экзаменационную, уже вышла. Говорит, пытались отговаривать от работы стюардессой.

- Они предлагают закончить образование и приходить снова сюда. Я им объясняю: к тому времени у меня уже будет не тот возраст. Мне сейчас 24. Если еще год доучиться, потом два года отработки, то это надолго.

По поводу работы стюардессы иллюзий не питает. Но вот подруга работает на рейсах с весны - довольна.

- Это очень хорошо, когда человек получает удовольствие от работы. Но я понимаю, что о романтике речь не идет. И все-таки я люблю пробовать новое, я не могу работать, когда коллектив один и тот же, кабинет. Люблю новые впечатления и места.

Юлия в разговоре с нами как будто слегка грустит или просто волнуется, на ходу вспоминая, чего важного не сказала комиссии. Выясняется, что не поведала о своем смелом хобби - девушка однажды прыгала с парашютом. Еще ей нравится роуп-джампинг… Одним словом, высоты не боится.
 

"Бортпроводники устают сильно. Но это не сравнится со взлетом-посадкой. Ночное небо через окно иллюминатора..."

Олег Силичев родом из Минска. Этот парень из авиационной семьи. 

- У меня мама летала, 19 лет отработала стюардессой. Сейчас работает диспетчером в Национальном аэропорту. У нее об этой профессии только положительные отзывы. Да, есть минусы - бортпроводники устают сильно. Но это не сравнится со взлетом-посадкой. Ночное небо через окно иллюминатора... За все годы работы мама облетала весь земной шар.

- Но ведь чаще всего стюардессы даже не могут увидеть город, в который прилетают. А бывает, что и из самолета там не выходят.

- Но все зависит от рейса. Если посадка пассажиров на самолет быстрая, то ничего не посмотришь. Но иногда есть возможность немного осмотреться. Сделать какие-то выводы. Да даже о том, какой где аэропорт!
 
Сейчас Олег учится в Институте предпринимательской деятельности на экономиста-менеджера в сфере автосервиса. Уже четвертый курс, учится заочно. Однако авиация привлекает его куда больше. Мама тоже будет рада, если сын пойдет по ее стопам.

К слову, было время, когда в "Белавиа" мужчин в бортпроводники не брали. Теперь все чаще отдают предпочтение именно парням. Соискателей-парней тоже все больше. Правда, в четверг в компании более чем из двадцати девчат Олег был единственным мужчиной. А вот днем раньше, говорят, среди сорока потенциальных бортпроводников было 10 ребят.
 
- Кому больше профессия подходит? Мужчинам или женщинам?
 
- Ну я бы сказал - и тем, и тем. Открыть дверь самолета нужно – она не 2 килограмма даже весит. Она тяжелая, девушке это порой трудно сделать. А мужчине это легко. К тому же, думаю, элегантно будет смотреться, когда бортпроводники - мужчина с девушкой - вместе будут развозить напитки, - считает Олег. 

Английский молодой человек знает, но признает, что его еще стоит подтянуть.
 
С нынешнего года у бортпроводников "Белавиа" - обновленная форма. Летняя выполнена в розово-серых цветах, а зимняя - в более ярких. Зимняя форма - на снимке. Фото: Павел Поташников.
 

 "Много пьяных пассажиров: некоторые падают на накопители и багажные ленты"

 
Анастасия Скрипченко - из Минска. Выходит после разговора с летной комиссией и начинает эмоционально рассказывать, что там было. 

- "А зачем вам эта работа? У тебя два высших образования, работа, и ты пришла сюда? А ты не боишься, что понизишь свой уровень?" - так говорят. А я говорю: "Можно работать по образованию, но не получать от этого удовольствия никакого. А тут я пришла на ту работу, которую хочу".
 
К своей мечте Анастасия достаточно близка. Кроме хорошего английского, у нее еще и опыт работы в авиации. Она год отработала в службе досмотра в Национальном аэропорту "Минск". Однако сейчас решила немного сменить сферу деятельности и пойти именно в бортпроводники.

- Я увидела, что из себя представляет работа в авиации. Это не та романтика, о которой говорят. Это тяжелый труд, который надо выполнять, большая ответственность. Но мне нравится. Я работаю в группе досмотра. Это те люди, которые первыми встречают тех, кто будет на борту. Досмотр багажа, ручной клади и паспортный контроль. Много пьяных пассажиров приходит, некоторые падают на накопители, на багажные ленты. Начинают драки и выхватывают паспорта. И ты обязан держаться. Как бы тебя ни унижали, приходится улыбаться. Очень много пишут жалоб на то, что ты просишь избавиться от каких-то вещей. А все потому, что многие пассажиры не знают, что можно брать в самолет, а что нельзя...
 

  "Но диспетчером я пока работать не хочу, мне хочется полетать"

 
Анна Ширко успела отучиться в Минском авиационном колледже на авиадиспетчера.

- Но диспетчером я пока работать не хочу, мне хочется полетать. 

- А почему вы пошли в авиацию? Причем сразу на диспетчера. Это семейное?

- Нет, это просто как-то изнутри идет. Если говорить, что кому-то работа бывает по душе, то для меня будет по душе именно эта,
- объясняет девушка.

Считает, что для авиационных работников важны такие качества: пунктуальность, самоконтроль, стрессоустойчивость. И здоровье, конечно:

- Когда поступала на диспетчера, проходила медкомиссию. Чего только не проверяли: УЗИ внутренних органов, пазухи носа. Зрение должно быть идеальным. Если ты всем стандартам соответствуешь, то ты годен для работы диспетчером. Похожие требования для бортпроводников.


"Спрашивают, как я буду добираться до аэропорта"


Анастасия Санкович из Минска, выйдя из зала собеседования, поначалу даже не может вспомнить вопросы, которые только что задавали - так волнуется. 
 
-  Я забыла все, что у меня спрашивали... Хотя они были обычные: по поводу семьи, по поводу того, как буду добираться до аэропорта.

Служебного автобуса для бортпроводников авиакомпания не предоставляет, поэтому вопрос "Как добираться?" задается всем. Стюарды и стюардессы ездят на работу на личных авто или кооперируются и подвозят друг друга - если смены совпадают.

- По образованию я экономист-менеджер, на данный момент работаю официантом. Зашла на сайт "Белавиа" абсолютно случайно и увидела, что будет набор. И решилась!

- Есть ли параллель между этими профессиями?
 
- Немножко схожие только в том, что связано с общепитом. Но этого мало. А вот отличия, естественно, будут, потому что главная обязанность бортпроводника – это сохранность пассажиров на борту, ответственность за них.
 
Конкурс на бортпроводников становится жестче. "Белавиа" признает, что с вежливостью персонала порой бывают проблемы

Заместитель генерального директора по маркетингу авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец говорит, что главное, что оценивает комиссия на собеседовании - навыки общения: "Примерно так, как девушки общаются с ними, стюардессы, скорее всего, будут общаться и с пассажирами. Пытаемся предопределить. Конкурс у нас становится жестче, потому что не всегда у нас все хорошо на борту именно в плане общения нашего персонала с пассажирами. Ищем обязательно симпатичных людей, с хорошими навыками иностранного языка". 
 
Начальник службы бортпроводников Светлана Котенко говорит, что в последние два дня шло много молодежи с хорошим знанием языка. Однако проблема иностранного языка все равно стоит серьезно: "Не все знают на таком уровне, который нам нужен. У нас все рейсы международные. Соискателям, которые не дотягивают до нужного уровня, мы предлагаем подучить язык и приходить в следующий раз. Так как медицинский сертификат действует два года, они могут в течение двух лет приходить на любые кастинги. Но в процессе, как многие думают, подтягивать английский язык не получится. Обучение на курсах идет частично на английском языке, тестирование – тоже на английском. Чтобы нормально все понимать, нужен 4 уровень".

Еще один добрый знак она описывает так: "Одно время было чуть что - сразу говорили "мечтаю с детства". И все прямо "мечтали с детства" стать бортпроводниками. Радует, что в этот раз люди шли многие целенаправленно, зная, что им нравится в этой профессии и чего они от нее хотят".
{banner_819}{banner_825}
-98%
-30%
-10%
-30%
-10%
-15%
-20%
-20%
-10%
-10%