Общество


Фото: БЕЛТА
Сложившаяся в Беларуси сеть общего среднего образования с экономической точки зрения является неэффективной. Такое мнение высказал сегодня министр образования Сергей Маскевич на парламентских слушаниях на тему "Совершенствование законодательной базы национальной системы образования в современных условиях", которые проходят в Палате представителей Национального собрания, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам министра, в законодательстве отсутствуют какие-либо показатели, стимулирующие экономное расходование средств в сфере образования и одновременно гарантирующие бюджетную обеспеченность с привязкой к обучаемому или учреждению.

"В классе, например, может быть один учащийся. И таких классов в стране сегодня еще 322. В них работают около 600 учителей", - рассказал министр.

В последние годы Минобразования совместно с Министерством финансов подготовило ряд нормативных правовых актов, призванных изменить ситуацию и задать вектор на повышение экономической эффективности функционирования системы образования, при котором результаты работы учреждений образования будут коррелировать с расходами государства и заработной платой работников. "Сегодня мы проводим пилотные эксперименты и обучаем руководителей. По нашим расчетам, приведение в действие разработанных подходов позволит в течение четырех лет увеличить показатель средней наполняемости класса с 17 до 19", - отметил Сергей Маскевич.

Он подчеркнул, что учреждения общего среднего образования занимают особое место, так как именно в школьные годы происходит развитие и формирование личности молодого человека. "Мы перешли на новое содержание общего среднего образования, пятидневную учебную неделю и шестой школьный день для занятий в секциях, кружках, проведения воспитательных мероприятий", - рассказал министр. Он отметил, что белорусская модель общего среднего образования трехступенчатая: I (начальное образование), II (базовое) и III (среднее). При этом подчеркнул, что обязательным для каждого ребенка является общее базовое (9 лет) образование. И на сегодняшний момент сеть учреждений общего среднего образования включает 15 видов учреждений и удовлетворяет запросы учащихся и их родителей.

"Тем не менее, анализ мировой практики доказал целесообразность оптимизации типов учреждений общего среднего образования, необходимость определения базовых знаний, умений и навыков учащихся после каждой ступени, что в свою очередь приведет к завершенности курса обучения на каждой ступени", - считает Сергей Маскевич. В частности, он предложил III ступень ориентировать, в основном, на приобретение знаний, необходимых для дальнейшего обучения в вузе, сделав при этом ее профильной. "Над этим вопросом работает в настоящее время Министерство образования. Первые шаги уже сделаны: усилена подготовка по иностранным языкам; учреждения образования могут за счет факультативных занятий увеличивать количество учебных часов на III ступени общего среднего образования на изучение физики, математики, химии, биологии", - рассказал он.
Нужные услуги в нужный момент