/ фото и видео автора,

Устройство локализации расплава активной зоны (или "ловушка расплава") в случае возникновения нештатной ситуации на АЭС предотвратит утечку радиоактивных элементов. Груз весит около 750 тонн и имеет не менее внушительные габариты. Высота некоторых агрегатов сопоставима с двумя автомобильными гаражами, которые поставили друг на друга. Для транспортировки устройства пришлось задействовать целый караван из четырех барж-рудовозов, каждую из которых тащит отдельный буксировочный катер.

Маршрут доставки пролегает по рекам России, Украины и Беларуси. Пообщаться с участниками экспедиции корреспонденту TUT.BY удалось в порту Речицы, где груз проходил таможенное оформление.



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (3.13 МБ)

С завода в Волгодонске груз для Белорусской АЭС прибыл в Херсон, затем – в украинскую столицу. Оттуда по Киевскому водохранилищу рудовозы потянули уже наши буксировочные теплоходы. Дальнейший маршрут пролегает по белорусским участкам Днепра и Березины.

На момент нашего приезда в порт Речицы командам теплоходов, в каждой из которых по пять человек, скучать не приходилось. Мотористы занимались двигателями. Капитаны решали бытовые вопросы - например, пополнение запасов провианта для камбуза.

Периодически судоводители названивали по мобильникам – все с нетерпением дожидались, когда прибудет топливозаправщик. Ведь чем скорее он заполнит баки горючим, тем быстрее караван продолжит путь.

Тем не менее, заглянувших "на огонек" журналистов встречают приветливо и, отвечая на многочисленные, подчас сугубо дилетантские вопросы, приглашают на чаепитие в кают-компанию.

– В рейсе мы уже четвертые сутки, – рассказал капитан одного из теплоходов Игорь Беспалов. – Груз, можно сказать, государственной важности, и это, конечно, дополнительная ответственность. Но, я уверен, все будет нормально. К тому же участок знаем очень хорошо. Все прошлое лето по нему ходили – возили грузы на строительство паромной переправы в Лоевском районе.

Главный специалист по безопасности судовождения "Белорусского речного пароходства" Виктор Полховский оценивает маршрут как "средней сложности". Рискованные участки есть, но пока их удается благополучно преодолевать.

Проблемы доставляют и некоторые мосты. Для прохождения под ними несколько барж придется притапливать. То есть, частично заполнять водой, чтобы добиться большей осадки. Ведь мосты строились давно и не рассчитывались на то, что в будущем под ними предстоит ходить судам с такими крупными грузами.




По словам капитана-механика "Днепро-Березинского предприятия водных путей" Валерия Барковского, до прохождения каравана очистили судовой ход - провели что-то вроде разведки "речным боем", во время которой замерялись перекаты, на карте отмечались опасные места, а дно очищалось от упавших деревьев.

Впереди самый сложный отрезок – река Березина, богатая на крутые повороты и местами довольно мелкая. Безопасно проводить по ним рудовозы, тем более когда приходится идти в тесной связке – высший пилотаж речного судовождения. Поэтому в караване участвуют только опытные экипажи из портов Гомеля, Бобруйска и Речицы.

На капитанской рубке бобруйского теплохода гордо красуется имя собственное – "Сильный", начертанное также на красных спасательных кругах. Его собратья по речному флоту скромно довольствуются номерами. Присвоение персонального имени, оказывается, дело не одного дня. Процедура требует согласований и утверждений, а все названия регистрируются в установленном порядке.

Сами команды теплоходов сейчас желают одного – чтобы погода не преподнесла неприятных сюрпризов. Таких, как туманы или снегопад, что под занавес навигации весьма вероятно. Бывают и штормовые предупреждения. На реках серьезные волнения маловероятны, а вот на водохранилищах очень даже вполне – там большое пространство и мощный ветер способен создать достаточно сильную волну.

Задача, поставленная перед речниками Белорусского пароходства, оказалась не из простых. Впрочем, доставка груза по суше была бы еще сложнее.

Во-первых, потребовался бы сверхмощный транспорт, оси которого выдержат такую нагрузку. Во-вторых, вопрос, выдержат ли ее дороги и в какое состояние придут после прохождения такого эскорта… В-третьих, экономически водный путь всегда считался дешевле.

Выгрузка агрегатов также будет представлять собой целую инженерную операцию. На корме каждой баржи придется срезать металлические конструкции и часть ограждения. Затем рудовозы притопят, чтобы они осели, сравнявшись с уровнем причала. После чего на борт загонят специальные платформы-тягачи, которым и предстоит перевезти на сушу.

Попрощавшись с экипажами и пожелав счастливого пути, спешим в соседний, Светлогорский район. Чтобы увидеть четвертую баржу из каравана. Ее удалось заправить и отправить еще вчера, но далеко она не ушла.

Удивляться этому, впрочем, не стоит. С учетом массы груза и ряда специфических нюансов идти получается со скоростью порядка 6 километров в час. И это в лучшем случае. На ум приходит народное "тише едешь - дальше будешь".

Рудовоз с зеленой "цистерной" и трудолюбиво толкающий его буксир застаем недалеко от деревни Якимова Слобода. С судна нас также замечают и приветствуют протяжным воем гудка-сирены. Возникает почти детское желание помахать в ответ рукой. Разве что музыка на теплоходе не играет...

Это первый, но, вероятно, не последний доставляемый по воде груз для строительства белорусской АЭС.



















{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-50%
-30%
-70%
-10%
-50%
-10%
-80%