Общество


Екатерина Маркович,

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Настало время создать мощную конкурентоспособную транзитную систему в Едином экономическом пространстве и Таможенном союзе. Такое мнение высказал заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк на форуме "Актуальные вопросы транзитных процедур на внешней границе Таможенного союза", который состоялся сегодня в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.

Заместитель председателя ГТК отметил, что в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза действует транзитная процедура, предусматривающая национальные механизмы обеспечения транзитных перевозок, национальный механизм документационного обеспечения, которые в целом не сильно разнятся от той процедуры, которая осуществляется в рамках Конвенции "Международные дорожные перевозки" (МДП, или TIR). "Говоря о диверсификации экспортного рынка Беларуси, нельзя забывать о том, что мы не должны являться заложниками некой одной транзитной системы, которая занимает монопольное положение на рынке транзитных перевозок", - считает он.

Книжка МДП, по словам Сергея Борисюка, является инструментом, который действует в трех областях. Это обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, безопасности перевозок, документ, используемый как в качестве перевозочного, так и таможенного документа. "Все эти области достаточно четко и подробно прописаны в Таможенном кодексе Таможенного союза, присутствуют соответствующие инструменты реализации в национальных законодательствах Беларуси и других участников ТС", - сообщил зампред ГТК.

По его информации, Конвенция МДП в подавляющем большинстве применяется исключительно для поставок грузов на территории государств постсоветского пространства. На территории ЕС действует своя транзитная конвенция и транзитный договор, который ничего общего с Конвенцией МДП не имеет. "Например, белорусский экспорт по Конвенции МДП вывозится на территорию стран ЕС только в 2% случаев, во всех остальных случаях используется национальная процедура, действующая на территории государств - членов ТС, поэтому можно сказать, что настало время для того, чтобы в рамках ЕЭП и ТС создать свою мощную конкурентоспособную транзитную систему", - подчеркнул Сергей Борисюк.

Взаимоотношения Беларуси в рамках Конвенции МДП осуществляются с ассоциацией БАМАП. "С этой организацией у нас нет никаких неурегулированных финансовых вопросов", - отметил Сергей Борисюк.

Заместитель председателя таможенного комитета также сообщил, что объем транзита через Беларусь ежегодно растет. Основная масса транзитных перевозок товаров осуществляется по процедуре МДП, при этом более 80% таких перевозок осуществляется в таможенные органы назначения в России.

Зампред ГТК напомнил, что в июле 2013 года Федеральная таможенная служба России (ФТС России) приняла решение об изменении с 14 августа текущего года условий помещения российскими таможенными органами товаров, перевозимых с применением книжек МДП, под таможенную процедуру таможенного транзита. Причинами принятия этих мер стала задолженность российской ассоциации международных автомобильных автоперевозчиков АСМАП перед федеральным бюджетом и несоответствие положений гарантийного соглашения между ФТС России и АСМАП законодательству Таможенного союза.

Если до 1 декабря текущего года не произойдет каких-либо изменений, то существует возможность возникновения ситуации, при которой на территории России будет отсутствовать гарантийное объединение, предусмотренное положениями Конвенции МДП, и, соответственно, книжки МДП не будут приниматься к оформлению российскими таможенными органами на всей территории Российской Федерации.

"Информационная кампания, уведомление бизнес-сообществ были проведены еще в июле текущего года. Кроме этого, до 1 декабря федеральные таможенные службы России поэтапно отменяли применение книжек МДП в различных регионах страны, в том числе в тех, которые находятся в непосредственной близости от линии государственной границы Беларуси с третьими странами", - сообщил заместитель председателя ГТК. Он подчеркнул, что в связи с этим дестабилизации на белорусских внешних границах не наблюдаются.

Перераспределения потока грузов, которые ранее следовали через российский участок внешней границы ТС на белорусский участок внешней границы союза, также не наблюдается, добавил Сергей Борисюк.
0061324