Новость дня


Верховный суд Беларуси в скором времени начнет рассматривать любопытное дело. Американская компания ICS Penetron International требует признать недействительным право белорусской компании "Парад" на производство гидроизоляционной продукции под названием "Пенетрат". Белорусы в свою очередь все претензии отвергают, так как их товарный знак получил правовую охрану не только в Беларуси, но и за границей, и считают, что таким образом компания, имеющая производство в РФ, желает избавиться от серьезного конкурента на рынке СНГ.



Американский вопрос

Права на производство строительной химии под брендом Penetron принадлежат американской компании ICS Penetron International, которой руководит Роберт Ривера. В 1990-х годах его партнером на российском рынке стал Игорь Черноголов. После того как объемы продаж начали расти, было принято решение организовать производство "Пенетрон" в России. Новый завод построили в Екатеринбурге. Поэтому нынче вся продукция под маркой Penetron, поступающая на рынок России и СНГ, делается в этом городе.

Выход на рынок белорусского "Пенетрата" возмутил российскую компанию. Они задались целью лишить товарный знак "Пенетрат" правовой охраны в Беларуси и, таким образом, запретить производство гидроизоляционных материалов под этой маркой.

Однако 25 октября 2012 года апелляционный совет при Национальном центре по интеллектуальной собственности Беларуси отказал ICS Penetron International в удовлетворении возражения.



В соответствии с белорусским законодательством, "не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, сходные до степени смешения с зарегистрированными ранее". В НЦИСе полагают, что "по критериям фонетического, графического и семантического сходства сравниваемые обозначения не являются сходными до степени смешения".

С данным решением в ICS Penetron International не согласились и решили искать правду в вышестоящей инстанции. Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Беларуси назначила первые слушания на 25 ноября.

Ключевой аргумент американской компании состоит в том, что "участники рынка утверждают, что потребители путают товары, маркированные товарными знаками "Пенетрат" и Penetron". "Это указывает не на абстрактную вероятность смешения, а на конкретные свершившиеся факты смешения товаров", считают в ICS Penetron International.

В компании "Пенетрон-Россия" заявили, что "тут не надо быть большим специалистом в производстве гидроизоляции, чтобы понять кто прав, а кто нет". "Достаточно взгляда на наше ведро, и на белорусское. И все станет понятно, кто у кого скопировал идею. Penetron производят уже лет 50, а ваш продукт - без году неделя", - сказал представитель российской компании.

Белорусский ответ

ЗАО "Парад" было создано в 1995 году Павлом Радюкевичем, имя и фамилия которого сложились в название фирмы. В компании утверждают, что идея разработки проникающих гидроизоляционных материалов родилась в 2008 году при проведении работ на одном из крупных предприятий Беларуси. На то время в стране использовалась проникающая гидроизоляция различных иностранных производителей. Вскоре потребность белорусского рынка в подобных материалах была оценена в больших объемах. Минстройархитектуры одобрило создание производства импортозамещающего материала. В итоге выпуск продукции был налажен на заводе в Дзержинском районе в деревне Гричино.

В компании "Парад" считают, что "при разработке своей продукции не нарушали прав третьих лиц". Ведь товарный знак "Пенетрат" зарегистрирован в кириллице в отличие от регистрации "Penetron" на латинице. Ни международные эксперты при регистрации белорусского знака в Польше, Казахстане, Украине, ни Национальный центр по интеллектуальной собственности Беларуси не увидели здесь нарушений.



В белорусской компании также отмечают, что название "Пенетрат" происходит от английского слова "penetrate" (проникать внутрь), а финальная часть "ат" ассоциируется с суффиксом "-ат", который в современном русском языке имеет одно из значений "химические соединения, содержащее элемент, названный мотивирующим словом" (например, аммиакат, алюминат и т.д.).

В "Параде" уверяют, что не стали копировать западные аналоги, а при помощи ученых из БГУ разработали "аналогичный по техническим характеристикам и свойствам гидроизоляционный материал с использованием белорусского сырья", что позволило "стать очень конкурентоспособным по цене". Компания "ежегодно инвестирует до 5% своих оборотных средств в научно-исследовательскую деятельность".

В "Параде" говорят, что продукция "Пенетрат" используется на объектах таких компаний, как "Беларуськалий", "Торговый центр Ждановичи", "ГродноАзот", Мозырский НПЗ, недавно применялся при строительстве "Чижовка-Арены" и Дворца Независимости, то есть там, где нужна особая "защита бетона от воды и агрессивных сред".

В белорусской компании утверждают, что "как только мы вышли на рынок России, открыв склад в Подмосковье, и начали конкурировать, тут они (ICS Penetron International) и увидели некое сходство".

В "Параде", где работает около 100 человек, считают, что решение по жалобе затрагивает интересы всего трудового коллектива и ставит под угрозу выполнение планов, направленных на выпуск импортозамещающей продукции для внутреннего рынка Беларуси. Кроме того, "возможное аннулирование международной регистрации товарного знака поставит под угрозу наращивание экспорта".

Объем белорусского рынка проникающих гидроизоляционных материалов эксперты оценивают в 5-7 млн долларов.
0061512