/ фото автора,

Седьмого ноября после затяжного ремонта на минском железнодорожном вокзале открылся конкорс — зал ожидания над посадочными платформами. Праздничная шумиха осталась позади, помещение наполнилось людьми, и самое время проверить, что может зал ожидания предложить пассажирам.

Конкорс и несуразного вида гостиница «Экспресс» стали первыми новыми объектами реконструируемого железнодорожного вокзала — затеянные еще в 1985-м, к началу девяностых они уже, как говорится, распахнули свои двери для посетителей. Вот так выглядел конкорс в 1991 году.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Несколько лет назад сдать обновленный конкорс обещали летом 2011 года, но белорусы давно привыкли к переносам сроков строительства, так что задержка более чем в два года никого не удивила. Может, хоть внутреннее содержание порадует?

В середине двухтысячных, незадолго до закрытия зала ожидания на ремонт, пассажиры запомнили его таким: справа от входа — книжный магазин, по бокам зала во всю его длину — кресла, в середине — уйма магазинчиков, а в противоположном торце, под табло с расписанием, — кафетерий. В киосках-павильонах в центре зала можно было купить все, что угодно: и газеты с журналами, и продукты в дорогу, и «перекус» на месте, и игрушки, и сувениры, и технику, и многое другое. Тут же были аптека и узел связи.

Сейчас изменилось почти все, за исключением кресел по бокам зала. Центральное место — там, где раньше размещался торговый городок, — теперь занимает огромная информационная стойка и тумбы с растениями. За стойкой скучают один-два специалиста-«информатора». Похоже на гостиничный «ресепшн» (даже часы с временем в разных городах на это намекают), и люди сюда подходить не спешат. А еще центральная часть зала очень скользкая, нередко у пассажиров буквально разъезжаются ноги. Не исключено, что в скором будущем работники вокзала будут шлифовать эти глянцевые поверхности.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

От всей торговли осталось лишь три заведения: магазинчик «Белсоюзпечати», магазинчик сувениров и кафе за пафосными стеклами черного цвета. А лекарства продавать некому.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Пассажиры сидят на стульях и почти никуда не ходят — потому что и ходить-то практически некуда.

Временно выйдем из зала ожидания и посмотрим на траволаторы — движущиеся дорожки. Когда конкорс впервые открыли более двадцати лет назад, посетители подивились траволаторам — это была диковинка, экспериментальная модель одного из ленинградских предприятий. Уже буквально через год конструкции поломались, и только старожилы помнят дорожки едущими. Два десятка лет траволаторы не работали, но обновить их обещали уже давно. Так, еще во время установки навесов над платформами весной 2008 года сообщалось, что три новых иностранных траволатора появятся буквально через несколько месяцев. Прошло несколько месяцев, конкорс был закрыт на ремонт, но про траволаторы регулярно напоминали. Зимой 2010 года информагентства писали, что новое оборудование уже закуплено, и в 2011-м начнется его монтаж. Журналистка телеканала СТВ Екатерина Забенько поведала, что пассажиров с сумками повезут чешские дорожки и что зовутся они почему-то «трансволаторами». В другой раз говорили, что траволаторы уже будут китайскими. Когда 2011 год «просрочили», стали называть новые даты: установить траволаторы обещали в мае 2012-го, а пустить пассажиров в конкорс — к концу того же года. Как бы там ни было, а сейчас на вокзале установлены траволаторы американской фирмы Otis, которая, впрочем, имеет сборочные предприятия и в Чехии, и в Китае. А предприятие «Гомельлифт» на своем сайте утверждает, что монтаж траволаторов на вокзале — их работа.

Возможно, без китайцев не обошелся перевод инструкции, потому что в одном месте значится слово «палета», а в другом — уже «полета». Правильное написание — все же через «а».

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

После шумихи во время открытия из трех траволаторов работает только один — тот, что ближе к основному зданию вокзала. И едет он мучительно медленно — ровно две минуты, так и тянет пойти пешком. Но люди почему-то пешком не ходят, все стоят и терпеливо ждут, пока дорожка доедет до конца, — видимо, пока еще осваивают диковинку; кое-кто фотографирует на телефон.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Возвращаемся в основной зал. Освещение кажется тусклым, и это отнюдь не потому, что мы только что пришли с улицы. Если посмотреть на фото зала в день открытия, то видно, что тогда работали все лампы, а сейчас вертикальные светильники выключены. Читать в таких условиях некомфортно.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Три года назад нам обещали: «оконные витражи займут все пространство от пола до потолка, а число мест для пассажиров увеличится почти вдвое — с 300 до 500». Разумеется, никаких витражей не установили. Обычные окна, через которые можно наблюдать неспешное строительство дополнительных платформ для «городских электричек».

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Посчитали мы и лавочки. Сидячих мест — 324.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В дальнем торце зала висит большое (3×9 метров) табло с расписанием, продублированным в том числе и для иностранных гостей. Еще летом 2007 года Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь принял постановление «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по транслитерации географических названий Республики Беларусь буквами латинского алфавита», и если работники метро уже научились правильно писать названия станций латиницей, то работники БЖД почему-то не спешат соблюдать закон. Возможно, не смогли найти в компьютере нужные шрифты. Название «Belsauzdruk» на двери газетного магазина тоже смущает.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В зале установлены несколько электронных справочных терминалов. На первом этаже вокзала у подобных терминалов частенько стоит очередь, а здесь к ним никто не обращается. После длительной попытки им воспользоваться мы, похоже, поняли, почему.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

С помощью терминала можно получить доступ к расписанию электричек и пассажирских поездов (через сайт rw.by), расписанию городского транспорта (через сайт minsktrans.by), достопримечательностям Минска (через сайт interfax.by). Попытки выйти во «внешний» интернет путем перехода по ссылкам на сторонние ресурсы успехом не увенчиваются. Скажем сразу: нормально пользоваться устройством практически невозможно. От поверхности стекла терминала до собственно дисплея с нарисованными элементами интерфейса визуально — несколько сантиметров. Если такой огромный зазор сделан ради антивандального исполнения, то почему же тогда весь терминал качается от прикосновений, как осина на ветру? Из-за такой разбежки палец постоянно попадает не туда, а сам интерфейс ощутимо «тормозит». Нажал на букву — а на экране она не появилась. Нажал еще раз — появились сразу две буквы. Аналогично и со стиранием символов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Палец касается стекла. До букв — солидное расстояние. Редкое слово удается написать без ошибок
 

Время от времени терминал выдает ошибку, связанную с отсутствием в системе почтового клиента (?!)

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В целом сайт расписание ищет, но делать это очень, очень неудобно. Быстрее сбегать на первый этаж и поискать поезда через тамошние терминалы — они хоть тоже очень далеки от совершенства, но все намного удобнее, чем эти. Еще любопытно, что экранные кнопки увеличения и уменьшения масштаба не влияют на величину шрифта, а просто увеличивают или уменьшают размеры белого поля по бокам страницы. Потрясающий подход.

Изучение достопримечательностей оставило двоякое впечатление. С одной стороны, карту-справочник дополняют сами пользователи, поэтому там можно найти, например, даже хранилище башенных кранов. С другой стороны, в разделе «Что показать иностранцу» нет вообще ничего. Занавес.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

{banner_819}{banner_825}
-20%
-99%
-20%
-20%
-30%
-10%
-21%
-50%
-20%
-25%
-10%