Общество


Если вы умеете виртуозно натягивать ватман на планшет, это нисколько не означает, что вы издеваетесь над современным электронным устройством. Скорее всего, вы просто архитектор, который успел отучиться и поработать в то время, когда понятие планшет означало чуть другое... Если вы знаете, насколько разными могут быть циркули, если вы использовали в своей работе рейсшину, то выставка, которую сейчас проводит Белорусский союз дизайнеров, для вас. Впрочем, даже если для вас все перечисленные понятия - темный лес, то прийти тоже стоит, потому как устроители выставки обещают интересно рассказать о мире профессиональных приспособлений, многие из которых ушли в прошлое.

На выставке, кроме реальных инструментов архитекторов и дизайнеров можно увидеть и несколько именно дизайнерских "штучек". К примеру, это перо-лопату дизайнер Дмитрий Сурский (он же председатель БСД) подарил своему коллеге, специализирующемуся на каллиграфии.

Работать врукопашную

Основной зал галереи Белорусского союза дизайнеров напоминает сейчас чем-то, с одной стороны, мастерскую Пифагора, а с другой - мастерскую художника [^]. До понедельника здесь можно увидеть выставку "Ватман. Кульман. Рейсфедер", а значит, окунуться в мир инструментов и приспособлений, без которых еще лет 20 назад не могли обойтись ни один талантливый архитектор, дизайнер, конструктор, художник и даже фотограф. Впрочем, многие из этих инструментов используются профессионалами и по сей день. На неделю приспособления стали выставочными экспонатами.

Член Белорусского союза дизайнеров (БСД) Виктор Сеньков начал для журналистов TUT.BY экскурсию по выставке.

- Все изображения на стенах – это не компьютер, не пигментная печать, а ручная работа. Это отмывки на планшетах, раньше архитекторы и дизайнеры работали в этой технике. Это акварель, гуашь. Например, эти проекты улиц Минска, которые не были осуществлены, создавались не на компьютере, а вручную.

Так мог бы выглядеть столичный район улицы Танковая.

А таким двухуровневым мог быть район улицы Немига.

В отдельной огромной папке - интерьеры, разработанные в свое время архитектором Александром Трусовым. Трусов называет свою папку - рукопашные работы. Все, что автор изображал долго и кропотливо, сегодня умеет компьютер, затрачивая гораздо меньше времени. Однако сказать однозначно, что нынешние архитекторы ничего не потеряли, упростив работу в профессии с помощью возможностей прогресса, тоже нельзя.

Этому кульману, произведенному в Англии, около 90 лет. На кульмане закреплены эскизы архитектора Владимира Короля. Кульман — устройство, которое помогает проводить прямые линии заданной длины под любыми углами в плоскости чертёжной доски. Название происходит от наименования немецкой фирмы Franz Kuhlmann KG, выпускавшей эти приборы.

Архитектор Александра Боярина рассказывает, что в чертежных делах компьютер хоть и удобнее, однако из-за него теперешние архитекторы и дизайнеры создают более "сухую графику". Профессиональный навык без специальных приспособлений начертить идеально ровный круг теперь наработать гораздо сложней. Впрочем, в обязательной программе архитектурных факультетов и сейчас осталось старое, дедовское, задание - нарисовать "ордер". Четко и аккуратно передать классическое изображение колонны со всеми ее составляющими, по архитектурным правилам, не используя при этом инструменты, создавая изображение на глаз.

Такой портфель в советские годы был признаком профессионального архитектора, особым знаком отличия. Организаторы выставки рассказывают, что случались ситуации, когда архитектора с дорогим портфелем мог остановить прохожий на улице и предложить перекупить статусный аксессуар.

Куратор выставки Артем Рощупкин показывает нам макет Юбилейной площади. Автор макета в начале девяностых именно так представлял себе улицы и дома в этом районе Минска и предлагал проект здания музея истории современного искусства на месте кинотеатра "Беларусь".

 

- Этот макет 1993 года, - рассказывает Артем уже о другом макете. - Когда мы его вешали на эту стену, мы его нещадно переворачивали, сверлили в нем болты и ни один человечек, ни одно деревце не упало. Все намертво там закреплено.

А Александра Боярина, сама вышедшая из семьи архитекторов рассказывает, что помнит, как ее родители кропотливо создавали такие макеты:

- Помню, с родителями грибы собираем, а они заодно срезают мох красивый. Из красивого мха получаются шикарные лесные массивы, прямо группами такими. Очень материал хороший и прочный. Детальки для многих макетов собирались долго и упорно - прикидывали, что из какой мелочи можно сделать, что на что похоже. Сейчас это все можно лазерной резкой вырезать из пенопласта, а тогда было по-другому.

В импровизированном телевизоре из оконной рамы организаторы выставки разместили миниатюрные работы архитектора Игоря Есьмана (среди его работ -  15-й  корпус БНТУ). Архитектор создал миниатюрные "мастерскую художника", "мастерскую конструктора", "мастерскую архитектора". Все устройства, воплощенные в самых мелких деталях, рабочие. Даже микро-карандашики на столе воображаемого крохотного мастера имеют грифель, остро заточены и могут писать.


Циркуль "народный" и циркуль золотой

Артем Рощупкин рассказывает, что отыскать инструменты архитекторов было не очень-то и просто. 

- Многим заслуженным архитекторам я звонил и у них ничего не оказывалось. Все зачастую оседало в проектных организациях. Парадокс в том, что у молодых архитекторов находятся в основном эти инструменты старые – от дедушек, от бабушек достались.

Счетные машинки в архитектуре тоже были нелишними.

На выставке можно увидеть многочисленные инструменты, сделанные собственноручно именитыми архитекторами и дизайнерами. Профессионалы пытаются подогнать циркули и прочие нужные вещи именно под свою руку, усовершенствовать их. Иногда усовершенствования просты "до безобразия", но именно оттого особенно талантливы.





 

- Самый мой любимый предмет со всей выставки – вот этот треугольник. Сделал его Павел Семченко, - рассказывает Артем Рощупкин, взвешивая в руке увесистый стальной треугольник. - Так изящно и тонко сделано и для применения очень простое устройство. Углы чертить или применять для резки бумаги. Обычная линейка, легкая, сдвигается легко в сторону, скользит. Приходится постоянно ее поддерживать, чтобы все получилось аккуратно. А этот треугольник кладешь и спокойно чертишь, даже на скользкой поверхности!

Все гениальное просто, как и самодельный циркуль, который висит на одной из стен.

Тот самый ивовый циркуль.

- Говорят, он сделан из ивы. На вершине циркуля оставлена кора, которая хорошо гнется. Щепочка вставляется в циркуль для фиксации. Есть такой дизайнер Вадим Авдеев. Он работает с деревом уже много лет. Этот циркуль он привез из своей деревни. Такие, простые, но нужные циркули делали обычные белорусы в наших деревнях, - рассказывает Александра Боярина.

Старинные циркули и готовальня самого Короля. Эти штуки создавали наш город


Куратор выставки Артем Рощупкин надеется, что когда-нибудь для похожей выставки удастся найти еще один необычный циркуль.

- Это так называемый "золотой циркуль". Мы пытались его достать, но если обычный "золотой циркуль" можно легко сделать самому, то достать "золотой циркуль", принадлежавший именитому архитектору, непросто. Это вообще вещь довольно уникальная и очень полезная для архитекторов и мастеров. Он помогал создавать пропорции. Только он был сложнее обычного – три ноги на одной плоскости. Если в промышленности выпускался, то ограниченным тиражом. Это очень точный инструмент и им в основном награждали. Насколько я знаю, этим инструментом наградили когда-то таких наших архитекторов как Георгий Заборский, Владимир Король.
Если бы такой циркуль получить для выставки, было бы очень здорово.

Ножницы для уничтожения документов. Сейчас на смену им пришла особая техника, которая нарезает из ненужных больше бумаг "лапшу".У председателя Белорусского союза дизайнеров Дмитрия Сурского - большая коллекция ножниц, часть из них представлена на выставке.

Александра Боярина рассказывает, что на открытие выставки пришло столько ностальгирующих по "ватману, кульману и рейсфедеру" людей, что выставочный зал всех не вмещал и знакомиться с экспозицией они могли по очереди:

Эскизы объемных букв, развешанные по выставочному залу, далеко не случайные и имеют интересную историю. Эскизы эти для названия станции метро "Пролетарская" делал художник-каллиграф Павел Семченко.
 
- У нас были заседания совета членов союза, когда собирали выставку. И каждый раз собрание заканчивалось тем, что архитекторы начинали обсуждать экспонаты, вспоминать, как чем пользоваться и с таким восхищением! А как я этим чертил! Просто все с этими предметами сидят по полтора часа и это такое удовольствие! 
 
В качестве "прически" и "колье" у фантазийного усатого человека из картона используются рейсфедеры. Рейсфедер - это чертежный инструмент для проведения линий.
 
Экспозиция будет интересной и просто для людей увлеченных темой "ретро". Продлится выставка до 17 часов субботы, 16 ноября, в зале галереи БСД по адресу Брилевская, 14. Сегодня, в пятницу, в 18 часов Белорусском союзе дизайнеров проведут мастер-класс по аэрографии. Запись по телефону БСД: 222 36 57 (городской).
0059804