/

Новый факультатив могут ввести в школах Беларуси. Полное его название - факультатив по формированию жизненной устойчивости учащихся к социально неблагоприятным факторам "Мы сами". Это будет своеобразный курс выживания в сложном мире для детей в виде психологических тренингов. Темы занятий разные: "Чего стоит опасаться в жизни", "Я верю в себя", "Как общаться со сверстниками", "Взрослые меня не понимают", "Управление собой", "Что делать, если очень плохо", "Остаться собой", "Компьютерные ловушки", "Что такое зависимое поведение".

Каждое занятие будет проходить в форме психологического тренинга, игры. Сами ученики путем логических умозаключений, вспоминая жизненные ситуации, будут вырабатывать отношение к жизни. А основная задача – умение справляться с собой.

"Много ли наших людей знают, что делать, когда плохо? – рассуждает главный врач Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии кандидат медицинских наук Елена Мартынова. - Как справиться с жизненными трудностями? Как выстроить психологическую защиту в разных ситуациях? Половина взрослых об этом и не слышали. Не знают и о том, что есть два выхода. У некоторых либо в петлю, как у нас бывает, либо - алкоголь. А вот выстраивать внутренние установки люди не умеют".

По словам специалиста, психологи хотят научить детей управлять своей агрессией и другими негативными эмоциями, показать, как вести себя в горе, разъяснить, как лучше общаться, уметь сказать "нет", когда вовлекают в дурную компанию, противостоять социальному давлению… На это рассчитана программа.

Цикл будет состоять из 10 занятий. Вот пример занятия "Чего стоит опасаться в жизни". После приветствия дети сделают заросли из переплетенных рук и ног. Проход есть только в одном месте. Ребенку нужно пройти через трудности и преграды и найти выход. Потом дети расскажут, какие в жизни могут быть опасности. А потом каждый по отдельности составляет свои правила: что нужно делать, чтобы прожить гармоничную жизнь. Потом с помощью ведущего из всех списков составляют общий рецепт здоровой и счастливой жизни.

"Мы, как специалисты в сфере психического здоровья, заинтересованы, чтобы наше население меньше пило, гуляло. У каждого из нас есть дети. Хотелось бы, чтобы когда в школе есть какие-то проблемы, не просто приглашали инспектора по делам несовершеннолетних, он махал пальцем и говорил: "Будете пить – в тюрьму сядете". А чтобы в школе научили, что делать, когда тяжело…" - говорит Мартынова.

Только в Витебской области каждый год дети совершают до 40 суицидальных попыток. Основная причина самоубийств среди подростков – несчастная любовь. Программа направлена на снижение количества зависимых, уменьшение попыток суицидов и неврозов у детей и т.д.
Инициатором создания факультатива был Витебский областной центр психиатрии и наркологии. Специалисты собрали большую группу. Разрабатывали программу заведующий кафедрой психиатрии и наркологии БГМУ профессор Андрей Кирпиченко, ассистент кафедры психологии и педагогики БГМУ Ольга Касьян, главный врач Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии кандидат медицинских наук Елена Мартынова, заведующая детско-подростковым отделением Елена Данилова, заведующий психологическим отделением главный внештатный психолог управления здравоохранения Витебской области Николай Якушкин и два педагога из Витебского областного центра развития образования.

Программу апробировали в 5 школах Витебской области. Было очень много положительных отзывов детей (им было интересно), психологов, учителей, говорит Елена Мартынова. Дети ходили на занятия сами и с удовольствием. "У нас много положительных отзывов родителей".

12 ноября в Министерстве образования пройдет заседание, на котором, надеются специалисты, факультатив утвердят.