Двухэтажные деревянные бараки довоенной постройки по-прежнему стоят в центре города, в них живут люди и из окон глядят на возводимые многоэтажки. Некоторые из них давно пора бы снести. Зато другие бараки достойны того, чтобы стать музейными экспонатами. TUT.BY разыскал по городу последние деревянные двухэтажки.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Согласно справке ЦСУ СССР Л.М.Кагановичу о состоянии городского жилищного фонда в 1940-1952 годах, в городах и рабочих поселках Советского Союза общая площадь обобществленного жилищного фонда (то есть, без частного сектора) составляла в 1952 году 221,9 миллиона квадратных метров. Из них 18 миллионов "квадратов" приходились на дома барачного типа, что составляло 8% от всего жилищного фонда. В бараках проживало 3,8 млн человек (в одной только Москве – 337 тысяч человек). Средний размер жилой площади на одного постоянно проживающего в городах и рабочих поселках на 1 января 1953 года в обобществленном жилищном фонде составлял 5,6 м², а для жителей бараков, получается, 4,68 м² на человека. Для многих жителей деревень, которые перебрались в барачное жилье городов и поселков, это было серьезным улучшением жилищных условий. Тем более хоромами бараки можно было считать после войны, когда многие жили в самых настоящих землянках и самодельных конурах, известных под названием "копай-город" (это когда, например, подкапывались под железнодорожную насыпь и иногда даже незаконно отводили туда электричество).

Бараки продолжали строить и после смерти Сталина, но в последние годы перешли на строительство бараков кирпичных. Во многих крупных городах бараки до сих пор населены людьми, и Минск – не исключение. Недавно отселили жителей нескольких двухэтажных кирпичных бараков по улице Жуковского. Эти здания были возведены в 1959 году, но сейчас уже признаны опасными для проживания. Вместе с тем в столице имеется не менее двух десятков деревянных двухэтажных бараков, часть из которых – вдвое старше своих собратьев по Жуковского. Несколько бараков находятся в самом центре города.

Самый известный барачный уголок в Минске – Грушевка. Бараками этот уголок начал застраиваться еще до войны, но летом 1944 года в ходе налетов советской авиации примерно половина домов сгорела. До 2007 года, пока не началась реконструкция проспекта Дзержинского, дожили два барака по адресам Дзержинского, 13 и Щорса, 28. Еще в конце 2010 года стоял барак по Щорса, 26 (Декабристов, 24), позже его снесли, но долгое время место оставалось пустым, и вот лишь сейчас там возводят фундамент новостройки. Дом напротив – Щорса, 24 (Декабристов, 13), и через дорогу - Щорса, 7 (Декабристов, 15) – тоже снесены не так давно. Сейчас в Грушевке осталось десять деревянных двухэтажных бараков, из которых один уже отселен по причине ветхости.
 
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

По улице Декабристов "прописаны" сразу шесть бараков. Единственный двухэтажный барак по нечетной стороне – дом №11 – построен в 1936 году, остальные появились в 1940-м. Интересно то, что если в соседних бараках на 8 квартир приходится 410 – 503 квадратных метра общей площади (51 – 63 "квадрата" на квартиру), то в этом общая площадь составляет уже 750 м², или по 94 "квадрата" на квартиру, хотя дома выглядят практически одинаково. Видимо, в тридцатых еще роскошествовали, а перед войной начали "ужиматься". Из окна второго этажа жительница пожаловалась журналисту TUT.BY, что их уже двадцать лет обещают отселить, да все никак.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Напротив стоит дом по Декабристов, 22. Рядом с ним теперь стройка, и, вероятно, вскорости жильцы бараков из окон будут видеть не улицу Щорса, а многофункциональный комплекс с бежевым вентфасадом.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Следующие два дома покрашены не в бордовую, а в охристую краску, хотя следы бордо видны в нижней части зданий (а один из участков стены и вовсе оранжевый). Видимо, покрасочные работы здесь проводятся самими жильцами не в соответствии с единой концепцией, а в соответствии с запасами краски в кладовых.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В домах по Декабристов, 18 и 14 побывала корреспондент TUT.BY Наталья Костюкевич и выяснила, что в бараках даже камины остались. Дом №18 в апреле нынешнего года едва не сгорел целиком, но спасатели успели потушить возгорание на кухне первого этажа.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

От дома по Декабристов, 16 когда-то начиналась улица Лермонтова, сейчас же этот кусочек никак не назовешь улицей.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

Окрестности дома 14 по Декабристов окопаны траншеями и завалены бетонными плитами – здесь вяло текут некие дорожные работы. С разных сторон старый барак начинают окружать высотки.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Чуть южнее, на улице Папанина, находятся еще четыре барака. Два здания по четной стороне построены в 1936 году. Покраску проводят кто как может. Часть оконных проемов давно уже заложена, как и в доме №14 по Декабристов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Дом по Папанина, 13 – самый молодой барак поселка: он построен в 1949 году.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

А его сосед по Папанина, 15 (Щорса, 20) отселен, а со стороны улицы заколочен. Часть обшивки кто-то уже успел утащить на свои нужды. В этом месте под ногами фотограф заметил копеечную монету 1987 года.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Со стороны двора картина уже не первый год выглядит так:

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На паспорте дома у многих из этих бараков в графе "следующий капремонт" значится "под снос". Но когда состоится переселение – неизвестно. 

Недалеко от Грушевки, в районе пересечения улицы Железнодорожной с проспектом Жукова, есть еще несколько бараков. Дом по Железнодорожной, 11 окрашен в непривычный для бараков Грушевки зеленый цвет. Первый этаж здания выглядит покинутым, на втором в окнах установлены стеклопакеты [^], стоят решетки. Какая-то офисная жизнь там еще ведется.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

Следующий дом вроде бы кирпичный, но очень уж подозрительно похож на своего соседа. Если обойди здание, становится понятным, что барак просто маскируется, но сущность его пробивается из-под кирпичей.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

В двух остановках отсюда есть замечательный переулок Автодоровский. Он достоин того, чтобы и его признали историко-культурной ценностью, как переулок Северный. Деревянных домиков тут немного, с полдюжины, но все они очень ухоженные и аккуратно покрашенные. "Яндекс-панорамы" сюда не забрались, и пешеходы сюда почти не сворачивают. А зря: место очень живописное. Переулку посвятил стихи поэт и публицист Анатолий Аврутин, лауреат премий имени Симеона Полоцкого и Чехова, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств:

[…]
Гудел переулочек… Ставни скрипели.
Здесь плакали чаще, чем сдавленно пели.
И ясень качался над шиферной крышей.
Шуршали в подполье голодные мыши.
А рядом, вся будто из боли и стонов,
Больничка, где с трубочкой врач Спиридонов.
[…]
Неужто же век, что так злобен и гулок,
Задул, как свечу, мой родной переулок?
Здесь нынче чужие, кирпичные лица.
И солнце в корытах давно не дробится.

Для нашего обзора переулок примечателен тем, что тут находятся два деревянных барака. Дом №4 имеет конструкцию, которую мы еще встретим, - возможно, это был некий типовой проект подобных домов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Соседний дом уникален не только как барак, но и вообще как памятник архитектуры, ведь он построен аж в… 1900 году! Здание, которое можно принять за школу (возможно, как школа оно и строилось), сейчас принадлежит Белорусской железной дороге и вмещает 17 квартир совокупной площадью 484 метра. Выходит, что на каждую приходится всего по 28,5 "квадрата" общей площади… Дом пережил многие более поздние здания и, похоже, переживет и Московский автовокзал. Странно, что таблички "Охраняется государством" на нем до сих пор нет.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

У самого начала проспекта Дзержинского еще год назад находились Матвеевская улица и переулок. В прошлом октябре там начали вырубать деревья ради очередной стеклобетонной высотки, а вскоре и сами домики снесли. По переулку Матвеевскому, 8 находился бордовый деревянный барак с кое-где заложенными оконными проемами.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

Улица Вирская начинается с тупичка возле развязки улицы Чкалова и Могилевской. В самом начале, у железной дороги, находится бордовый дом №3 почти той же конструкции, что и барак по Автодоровскому переулку, 4, только в боковой пристроечке этого дома по три больших окна на обоих этажах с каждой стороны, зато нет выхода с торца. Жизнь в этом доме еще слабо теплится на втором этаже.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

На другом конце улицы в результате строительства развязки улиц Вирской, Брилевской и проспекта Жукова деревянный барак оказался на холме. В бараке по адресу: Брилевская, 44б размещаются несколько фирм, которым, конечно, позарез нужна железная лестница, ведущая в окно второго этажа.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BYФото: Александр Лычавко, TUT.BY

В самом центре Минска, у перекрестка улиц Немига и Клары Цеткин, как бельмо на глазу и как памятник успешного жилищного строительства столицы стоят еще два барака. Дом по Карла Либкнехта, 17а – самый молодой в нашем обзоре: он был построен "всего" 60 лет назад, в 1953-м. По крайней мере одна квартира на втором этаже еще жилая, стоят цветы и привинчена спутниковая антенна. Рядом с бараком – кладовочки и бывший огородик, на котором периодически "вырастают" лишь бутылки от плодового вина.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В соседнем доме серого цвета журналистка TUT.BY тоже бывала. Этот барак 1939 года постройки (Карла Либкнехта, 21) может похвастаться удобствами: туалеты в квартирах, а кое-где даже и ванная на кухне. Помимо квартир, в здании числятся и некие конторы, а торец здания украшают сразу три спутниковые тарелки. Интересно, что на 8 квартир приходится аж 1747 квадратных метров общей площади – по 218 "квадратов" на каждую.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На другом краю города пока еще можно застать два двухэтажных барака. Голубенькое здание по улице Кузьмы Чорного, 27а уже опустело, но еще не снесено. Когда-то здесь размещался паспортный стол, и автор получал здесь, в комнате на втором этаже, свой первый паспорт.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Соседний барак – Кузьмы Чорного, 29б, выделяется желтыми оконными решетками на зеленых стенах. Здесь еще живут несколько офисов.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Город продолжает прирастать Каменной Горкой и прочими панельными гетто, осваиваются новые территории за МКАДом, но в самом центре Минска продолжают доживать свой век семидесятилетние деревянные двухэтажные бараки, которым, как видно, сносу нет. Похоже, инвесторам невыгодно расселять жильцов из этих квартир, проще отхватить кусочек внутри уже обжитого микрорайона, чтобы и сети не тянуть, и со сносом-расселением не возиться. По крайней мере мы надеемся, что двухэтажное многоквартирное великолепие по Автодоровскому переулку не уничтожат бездумно, а объявят памятником архитектуры.
0062016