1. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  2. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  3. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  4. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  5. Позывной «Птица». Удивительная история разведчицы Базановой, которая создала в оккупированном Бресте свою резидентуру
  6. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  7. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  8. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  9. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  10. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  11. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  12. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  13. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  14. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  15. Властям в апреле удалось пополнить резервы валютой. Белорусы отвернулись от доллара?
  16. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  17. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  18. Инфекционист — о поставках в Беларусь вакцины от Pfizer и BioNTech и реакциях на прививку от COVID-19
  19. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  20. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  21. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  22. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  23. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  24. «1700 рублей, СМС о зачислении пришло ночью». Какие выплаты в этом году к 9 Мая получают ветераны
  25. Арина Соболенко выиграла турнир в Мадриде, одолев первую ракетку мира
  26. Соседние страны выявляют все больше контрабандных белорусских сигарет. Какие партии были самыми крупными?
  27. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  28. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  29. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  30. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит


Антон Трофимович,

Фото: Анна Доморад, www.aif.by
Фото: Анна Доморад, www.aif.by
О том, когда в Минске появились первые пассажирские самолеты и как охрана гоняла людей, которые ходили через летное поле, рассказал Виталий Агафонович Романов. Когда он приехал по распределению в Минский аэропорт, здесь еще использовались довоенные самолеты ПО-2. В первом цеху авиатехнической базы, где через его руки прошли все новые советские самолеты - от "Ил-14" до "Ту-134", он проработал 36 лет. 
 

Довоенные самолеты 

Я приехал в Минск в 1958 году. Было 31 марта, но на улице лежал снег - еще декабрьский. С тех пор я специально наблюдаю за погодой в Минске. За 55 лет моих наблюдений ни разу зимний снег не долежал до конца марта. Не весенний, который выпал после того, как зимний снег растаял, а именно зимний. Только в этом году в первый раз за 55 лет такое случилось.
 
Тогда в Минском аэропорту еще стояли самолеты ПО-2 - военные кукурузники. Это самолеты Поликарпова - деревянные бипланы, которые летали и до войны, и потом всю войну. В конце 1950-х на них еще летали минские летчики: перевозили почту, отправлялись на санзадания.
 
Это был очень простой самолет: деревянные рейки, фанера и перкаль – пропитанная лаками хлопчатобумажная ткань. Его всегда можно было восстановить из подручных материалов. Сейчас самоделки сложнее, чем был ПО-2.
 

Первый пассажирский

В конце 1950-х пассажиров перевозили самолеты "Ли-2", созданные на базе американского самолета Douglas DC-3, и "Ил-12". Это были военные самолеты, переоборудованные под пассажирские. Кресла там были установлены полукустарным способом, жесткие, обшивки внутри не было.
 
Первым настоящим пассажирским самолетом был "Ил-14". Он поступил к нам в 1959 году. С мягкими креслами, внутренней обшивкой и трапом, на то время "Ил-14" был верхом совершенства. У нас их уже не осталось, но на Севере - на ледовой разведке - они до сих пор летают. Очень надежный самолет! У "Ил-14"  был еще поршневой двигатель, не реактивный. Очень удобный в эксплуатации, как и все самолеты Ильюшина.
 
В "Аэрофлоте" техника очень интересно распределялась. Наверное, за шоколадки. Бывало, из Волгограда нам отдадут "Ту-124", который к тому времени уже 30 тысяч часов налетал. А им дают новый самолет. Иногда и Минск получал новые суда, а свои старые кому-то отдавал. Но чаще нам давали самолеты из других аэропортов Союза.
 

Грязная работа 

За сутки к нам в порт прилетало штук шесть "Ан-10", штук десять - "Ил-2", и столько же - "Ан-24". Аэродром забивали так, что негде было встать. Большой парк у нас был. Только тяжелых самолетов было около 30.
 
Чем занималась смена авиамехаников? Мы встречали самолет, спрашивали у экипажа, есть ли у них неполадки. Затем нам надо было осмотреть самолет, открыть капот, проверить двигатель: не протекает ли, не прогорело ли что-нибудь. После этого заправляем масло, топливо и готовим к следующему вылету. Чужие экипажи, если терпимо, почти никогда не жаловались. Свои же мы обязательно полностью осматривали.
 
Фото: Анна Доморад, www.aif.by
Фото: Анна Доморад, www.aif.by
 
В обиде на "Аэрофлот" я только из-за одного. Туалетные системы у нас проектируют самые бездарные инженеры. И ни один главный конструктор никогда не поинтересовался, насколько технологичны они в обслуживании. Это самая унизительная работа для инженера технического состава гражданской авиации. Неисправности в этой системе могут привести к разгерметизации кабины. Когда заслонка негерметична, из нее вытекают нечистоты, на фюзеляже нарастает лед, который потом может сорваться и попасть в двигатели. Это вина не техников, а конструкторов. Но всегда списывают все проблемы на нас. Не знаю, как на "Боингах", но на всех наших самолетах - от "Ту-104" до "Ил-62" - всегда проблемы с туалетами.
 

Напрямик - через летное поле 

Аэропорт был в тех же границах, что и сегодня. Вокруг него было какое-то ограждение, но люди, которые жили рядом, через него всегда перелезали и ходили через летное поле. Рядом, на улице Рижской, строили дома для работников аэропорта. И люди ходили на работу прямо через полосу. Никого самолетом не сбило, но охрана людей постоянно гоняла. Где-то в 1970 году поставили забор, но люди и через него лазили. В конце концов со временем как-то отучили.
 
Взлетную полосу постоянно наращивали. Нарастили до 1800 метров. А для "Ту-154" нужно 2500 метров, и его у нас не сажали. Поэтому и перенесли основной аэропорт за город.
 
Вообще аэропорт в центре города - это чревато. Слава богу, ни один самолет не упал в городе. Только случалось - выкатывались самолеты за полосу. Однажды "Як-40" выкатился вообще в конец полосы. Мы бежим встретить самолет - а его все нет. Уже конец полосы, а самолета нет! А получилось так: самолет выехал за взлетную полосу, проехал 200 метров по грунту и скатился с обрыва. Мы его нашли в кустах. Тогда никто не погиб, но одна женщина, как вылезла из салона, жаловалась, что за год уже в третью аварию попала. Я ей говорю: "Вы больше не летайте самолетами - не рискуйте чужими жизнями".
 

Пилоты брали покататься 

После того как самолет налетал 300 часов или после смены двигателя его надо было испытать на высоте. Во время таких облетов в кабину часто подсаживались и работники аэропорта - просто покататься. Но после трагедии во Владивостоке - там техники перепутали тяги управления рулями, и самолет разбился со всей бригадой, которая села покататься, - с этим делом стало строже. Да все равно: это только сначала было интересно, а потом надоело. Ничего особенного в полете нет.
 
Мы и без того часто летали. Если кому-то надо куда-то добраться, то только на самолете. В командировку - на самолете, в отпуск - на самолете. У нас были скидки - через 10 лет работы давали бесплатные билеты на любой рейс в СССР. И в 1979 году во время отпуска я устроил себе такой тур: Минск -Алма-Ата- Ташкент - Фрунзе. Попал в места, где я ребенком жил во время эвакуации.
 
Таким же образом летали в Иркутск, Владивосток, на Камчатку. Моя жена работала в Белорусском управлении гражданской авиации, у нее тоже были бесплатные билеты. Только она работала в кабинете, а я - в дыму и масле. Но права у нас были одинаковые.
 

На Кубу не пустили 

Многие летали и за границу бесплатно. У меня тоже была такая возможность. Была у нас туристическая путевка на Кубу. Но когда рассматривали мою кандидатуру, мне припомнили мое выступление на партсобрании. Я тогда выступил против введения дубинок в советской милиции.
 
Начальник аэропорта говорит: вы, мол, хороший специалист, семьянин, но не всегда правильно понимаете политику партии и правительства. Мы с ним поговорили, и мою кандидатуру утвердили. Но билетов мне не хватило.
 
Позже, когда я был начальником техотдела, начальником смены, все мои инженеры летали в командировки. Кто на месяц, кто на три. В основном в Африку. Там они обслуживали самолеты и вертолеты, получали валюту, привозили автомобили. А мне ни разу не предлагали. Негласно меня не выпускали.
 
А когда уже был пенсионером, друг мне предложил поездку в Африку. Там надо было обслуживать "Ил-18", и у меня как раз был допуск к этому самолету. Но я отказался. Вот когда я работал, то слетал бы. А сейчас - уже неинтересно. После 1993 года я уже никуда не летал.
 

В тему 

29 октября 2012 года из аэропорта Минск-1 вылетел последний рейсовый самолет. По словам Дмитрия Меликяна, генерального директора РУП "Национальный аэропорт Минск", сегодня Минск-1 принимает только авиационную технику, которая прибывает на ремонт в Минский авиаремонтный завод, и чартерные рейсы бизнес-авиации. Из-за дефицита стоянок в Национальном аэропорту Минск некоторые воздушные суда также отправляют на стоянку в Минск-1. Аэропорт продолжит функционировать все время, пока здесь будет работать авиаремонтный завод, который собираются выводить на территорию Национального аэропорта Минск. После этого на территории Минск-1 планируют построить жилой комплекс.
-20%
-30%
-50%
-90%
-10%
-20%
-50%
-25%
-14%
-7%
-25%
0069757