Виктор Саяпин,

В первые годы после войны в городе не хватало рабочих рук и стройматериалов. Горожане разбирали кирпичные дома, чтобы восстановить железнодорожный вокзал. Процветали полукустарные артели, которые насыщали рынок ширпотребом.

Возле главного входа на Скидельский рынок

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

Жигулевское пиво полилось рекой

Во время войны оказались уничтожены полностью или сильно пострадали стекольный, фанерный заводы, обувная фабрика и хлебозавод. От табачной фабрики остались коробка и часть оборудования. Та же судьба постигла и лесопильный трехрамный завод — уцелел он частично. А вот лесопильному заводу №1 повезло больше — сохранился полностью. Как и обе мельницы.

К середине октября 1945 года заработали два кожзавода, мебельная фабрика, чугунно-литейный завод, мельницы, кофейно-плиточная фабрика и маслозавод.


8 августа ожил пивоваренный завод, на котором до конца месяца сварили 35 тысяч литров жигулевского пива. В начале октября табачная фабрика произвела первую партию папирос.

Немецкие военнопленные помогали восстанавливать город

Обыденная жизнь гродненцев не отличалась разнообразием. Основная забота в то время — обеспечение семьи, домочадцев хлебом насущным. Предприятия с трудом восстанавливались, рабочих мест не так много.

Повсеместно, как на предприятиях, так и в строительстве, использовался труд немецких военнопленных, вплоть до самой их репатриации в Германию. Так, на изразцово-плиточном заводе №19 в августе 1944 года на производстве числилось 50 человек, а основной рабочей силой являлись военнопленные.

Катастрофически не хватало квалифицированных специалистов. Восстановление разрушенного городского хозяйства, возведение новых промышленных предприятий потребовало притока рабочих кадров. Главным образом пополнение происходило двумя путями. Во-первых, в город прибывали сельчане. Они шли в строители, поступали в школы фабрично-заводского обучения. Второй поток — специалисты, управленцы и члены их семей, которые приезжали не только из восточных областей БССР, но и со всех уголков Советского Союза.

Дома на Советской разобрали на кирпичи

В августе 1944 года на кирпичном заводе №20 работало 30 человек. Они вручную производили остро необходимые кирпич, черепицу, известь.

Положение со строительными материалами в Гродно сложилось крайне тяжелое. Кустарное ручное производство не удовлетворяло потребностей в материале. Поэтому приходилось частично или полностью разбирать разрушенные здания.

Например, 19 марта 1945 года Управлению строительно-восстановительных работ Белостокской железной дороги передают четыре дома в центре города — №№2–8 на улице Советской, чтобы вторично использовать стройматериалы при восстановлении вокзала, паровозного и вагонного депо, механических мастерских и служебных зданий. Причем УСВР Белостокской железной дороги должно было справиться с задачей к 15 мая 1945 года. Понятно, что от строений не осталось и следа. Впоследствии на их месте появился Дом профсоюзов.

Руины разбирали даже подростки

Разобрали не только эти дома. Существенным резервом стройматериалов стали разрушенные здания в районе нынешней Советской площади. Коммунальщики привлекали к разборке подростков и молодежь. Моя мама вспоминала, что выбранные из руин кирпичи складывали по сотням. Платили за это небольшие деньги.

Любопытно, что для горожан, занятых на восстановлении города, устанавливали нормы выработки. К примеру, за один час полагалось разобрать 60 штук кирпича при известковом растворе, а при сложном растворе — 40 штук. Норма очистки кирпича составляла соответственно 50 и 30 штук, а укладка в "клетки" — 325 штук за один час.
Спросом пользовался не только кирпич. Не менее ценными были балки, оконные переплеты, кровельное железо, рельсы и др. С мест разрушений их убирали под укрытия, укладывали штабелями.

Вид на Советскую площадь и улицу Крупской

“Красная звезда” выпускала ширпотреб

К концу 40-х годов в Гродно восстановлены и построены известковый завод, обувная и швейная фабрики, велосипедный завод, тонкосуконный комбинат, хлебозавод и молочный завод. Реконструировали городскую электростанцию.

В послевоенное десятилетие многочисленные артели обеспечивали горожан различными товарами и продуктами. В артели “Прогресс”, например, шили обувь, мастерили кухонные столы, табуретки, щетки и кисти. “Красный пищевик” делал повидло и варенье, колбасные, хлебобулочные и кондитерские изделия. “Красный металлист” — ведра, тазы, детские игрушки. “Химкрас” — крем для обуви, чернила для письма. “Металлист” — кровати, жестяную посуду. “Красная звезда” — головные уборы, чулки, носки, верхний трикотаж.

Эти кустарные производства выпускали такие необходимые для нормального быта "мелочи" и давали работу сотням гродненцев. К примеру, в артели “Красная звезда” на 1 декабря 1951 года в 6 небольших цехах работало 106 человек.

На чем ездили после войны?

Основным транспортным средством в первые послевоенные месяцы стала гужевая повозка. В начале 1945 года в городе насчитывалась всего лишь 91 единица автомобильного транспорта, в том числе 5 легковых машин и 8 мотоциклов.

Читайте также:

Кто получил меньше двух миллионов? В Нацбанке посчитали наши зарплаты
Азотовские детские сады передадут городу
Посетители подарили гродненскому зоопарку хамелеона

{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-21%
-50%
-30%
-30%
-90%
-10%
-50%
-10%
0063408