/

Родители одной из минских школ обратились к журналистам: новенький мальчик в первом классе своим поведением довел первую учительницу до увольнения и мешает учиться своим одноклассникам. Однако администрация школы мальчугана поддерживает и переводить на домашнее обучение не собирается.

Журналисты TUT.BY, разбираясь в проблеме, побывали и в школе, и дома у маленького баламута. О том, как истории гиперактивных детей обрастают слухами и страхами, и о том, как много в Минске таких, у кого на спине – моторчик, читайте в нашем материале.

Когда в шоколадном яйце-сюрпризе семилетнему Владу попался трехлопастной бумеранг и он тут же самостоятельно собрал его, мама Влада произнесла: "Про бумеранг мы в последнее время в семье часто говорим. Очень неплохо, чтобы о том, что наши поступки возвращаются бумерангом, помнили и другие люди".


Родители первого "Е": он должен учиться на дому!

В минских школах на этой неделе тише обычного: дети на осенних каникулах. В школу №132 нас позвали родители 1 "Е" класса. Они утверждают, что новенький мальчик Влад (имя изменено. - TUT.BY) мешает одноклассникам справляться с непростой программой, да так, что своим поведением довел до увольнения учителя высшей категории.
 
- В наш класс перевели мальчика 2 недели назад. Он пришел и уже на следующий день стал себя девиантно вести: агрессивно по отношению к детям, не слушает учителя, забивается под парту, подвывает и плачет. Ну, мы сразу стали обращаться к руководству, и учительница наша написала заявление, что она не согласна, чтобы этот мальчик у нее учился, - говорит одна из мам первого "Е" Анастасия Доманская.
 
Сейчас во время уроков рядом с Владом за партой присутствует кто-нибудь из учителей или школьный психолог. Но, по словам родителей, основные неприятности с его поведением случаются на переменах, когда сопровождающего рядом нет.
 
Родители 1 "Е" класса считают, что программа их начальной школы очень сложная, а потому то, что детям приходится отвлекаться на эмоционального Влада, - очень плохо для их учебы. По такому графику с Владом в конце четверти находился дополнительный учитель.

В нынешнем своем классе Владик успел проучиться до осенних каникул лишь две недели. 4 дня из этих двух недель его учительница Людмила Дрик была на больничном – у педагога случился нервный срыв. Женщина утверждает: о сложном характере будущего ученика администрация школы ей ничего не сообщала до того, как перевести к ней мальчика из 1 "Б" класса. Даже наоборот: администрация школы ее обманула, охарактеризовав Влада как "хорошего ребенка", считает учитель.
 
- Вот Владик ко мне пришел первый день, я его постаралась окружить вниманием, только на него целый день работала, - рассказывает преподаватель. - Сразу обратила внимание, что на всех уроках кричал, не выполнял мои задания. Ну, думаю, первый день только, посмотрю второй. Тем более что у нас был осенний праздник еврейский, мы его за стол свой посадили, угостили. Он тоже по-хамски себя вел за столом, у ребят вырывал стаканчики. Ребятам я объяснила: давайте в первый день его согреем, чтобы ему было очень хорошо в нашем классе. На второй день он уже даже первых пол-урока не выдержал. Залез под парту, начал разбрасывать игрушки – папа с мамой дали ему игрушки в школу. Ребята на него так посмотрели... Он в этот момент вскакивает, троих бьет! Я пока долетела, пока усадила... Кричит, что ему все надоело, и выбегает из класса. Урок сорван. Потом начинается урок физкультуры, ведем одеваться. Начинает ребят толкать, падает, чуть не головой бьется о цементный пол. Дети все говорят: смотрите, что он делает! А у него это такая игра была! Я попросила вахтера посмотреть за ним, а сама сбегала за психологом... В спортзале карабкался по матам, не знал, что ему делать, на стенку лез. Два психолога пришли, говорили-говорили. Еле уговорили и увели. Так он мне сорвал два урока. 

Кроме того, учительница рассказывает, что мальчик бросался на учителя физкультуры, о чем даже есть докладная записка.

Людмила Дрик после этих первых дней стала категорически против того, чтобы ребенка окончательно переводили в ее класс:
 
- Как-то пришла мама этого Влада, и я ей говорю: знаете, я не психиатр, не психолог, не невропатолог и не милиционер. Я ничем вашему мальчику помочь не могу. И в мой класс я не могу его пустить, потому что мы здесь занимаемся учебой. А потом оказалось, что приказ о том, что мальчик должен учиться в моем классе, уже подписан. Вы представляете? Я говорю родителям класса: я сама подала заявление на увольнение, потому что я боюсь за жизнь ваших детей. Я не муха - долететь за секунду и предотвратить, чтобы он вилкой кому в глаз не ударил.

Присоединяется к недовольству и учительница, уже отказавшаяся учить Влада раньше – Светлана Лементуева. Она подробно описывает примеры плохого поведения мальчика на уроках и переменах. По ее же словам, мальчик плюется, в том числе дома – в сестру, дерется с одноклассниками.
 
Родители 1 "Е" очень опечалены тем, что Людмила Ивановна собирается уйти. К завучу, которая собирается ее заменить, относятся с недоверием, а присутствие Влада в классе соотносят с опасностью для собственных детей.

На вопрос об успеваемости непослушного ребенка учительницы отвечают обтекаемо: читать умеет неплохо, и вообще "зачатки интеллекта у него есть".

Главные претензии не к учебе, а к поведению малыша и к тому, что мама "им не интересуется".
 
Родители "Е" класса утверждают, что мама оставляет непослушного сына без присмотра после уроков: она попросила, чтобы Владик самостоятельно ходил из школы домой.

И учителя, и родители говорят: мама Влада не идет на контакт, не приходит на родительские собрания по вопросу воспитания сына. Слухов о том, какая же именно семья воспитывает Влада, в школе множество. Один из них: "кажется, он из многодетной семьи, где есть еще девиантные дети".
 

Директор и завуч: это гиперактивный ребенок, ему важно помочь

В другом кабинете школы № 132 о мальчике Владе мы услышали совсем другое. Директор Марина Брич и завуч Валентина Трубловская описывают его как хорошо развитого и умного ребенка. Они показывают заключение ВКК (врачебно-консультативной комиссии). Но учителя рассказывают: у Влада действительно есть особенность, которая характеризуется повышенной возбудимостью – гиперактивность.
 
Заключение ВКК: "По психическому состоянию показаний для оформления надомного обучения в настоящее время нет".
 
В 1 "Е" Влада посадили за последнюю парту, чтобы не мешал другим ученикам. Специалисты психоневрологического диспансера отмечают, что это категорически неправильно. Гиперактивного ребенка нужно сажать за первую парту - именно тогда он будет чувствовать себя более включенным в учебный процесс. Учитель с ним сможет проще и быстрее устанавливать контакт. А значит, именно сидя за первой партой, гиперактивный ребенок будет меньше мешать другим. Эти рекомендации от  ВКК - уже после посещения школы журналистами - администрация школы раздала учителям.


 
Администрация школы объясняет:
 
- Да, в "Б" классе у него были проблемы. Но там учитель второй категории работает, а в "Е" классе – высшей. К тому же "Б" класс в нашей школе интегрированный – там шестеро учеников занимаются с логопедом и ходят с другими ребятами только на некоторые общие уроки. А среди обычных детей двое таких же, как Влад, гиперактивных. Да, мы понимаем, что такие классы нужно разгружать все-таки, а не дополнять. И три гиперактивных ребенка, да еще и в интегрированном классе, наверное, было чересчур для той учительницы.

Директор и завуч были уверены – учитель высшей категории с вопросом адаптации Влада справится, поэтому и перевели именно в "Е" класс:
 
- Но, похоже, она просто не захотела. Да, это немного неудобный ребенок, но на то и учитель, чтобы разобраться и помочь. Адаптация у всех первоклассников в школе проходит по-разному, и нужно быть готовым ко всему.

Завуч Валентина Трубловская делится своим впечатлением от общения с мальчиком:
 
- Я ничего такого страшного, о чем рассказывают, в нем не вижу. Да, вначале ребенок мог встать и выйти с урока, ему трудно было высидеть на месте в силу того, что он гиперактивен. Но мы подружились. Я ему давала поручения, когда видела, что он утомляется. Вымой доску или позвони в колокольчик. В конце он меня уже хорошо слушал, - утверждает Валентина Трубловская.
 
Администрация школы утверждает: мама идет на контакт и старается помочь сыну.
 
- Маме было рекомендовано пройти всех специалистов. Мы с ней вместе ездили в центр коррекционно-развивающего обучения №2. Мы же не берем на себя ответственность ставить самостоятельно ему диагноз. Мы доверяем специалистам. Специалисты говорят: у него гиперактивность и истощение нервной системы именно на почве гиперактивности, - рассказывает завуч.
 
- Дети очень воспитанные в "Е" классе, они доброжелательно относятся к Владу, и спасибо родителям, которые их воспитали. Там мальчик почувствовал, что он может быть любим и может быть успешен. И он уже стал меняться. Нужно только немного потерпеть, - говорит директор Марина Брич. – Но мы стоим на страже, чтобы его никто не посмел унизить или оскорбить. Отношение родителей 1 "Е" очень прискорбно... Неужели родители думают, что их собственные первоклашки не бегают, не прыгают, не шалят и не дерутся?

О том, что педагог Влада, проработавшая в школе 18 лет, решила уволиться, в администрации школы сожалеют:
 
- Нам учитель первого "Е" объяснила увольнение проблемами со здоровьем.

Взять 1 "Е" соглашается сама завуч школы, уже подружившаяся с ребенком "с моторчиком":
 
- У меня родные в Америке, они рассказывают о том, в каких школах там учатся начальные классы. После урока те же первоклашки дружной гурьбой высыпают на улицу и творят там что хотят в специальном городке: с горками, лестницами. Они бегают, прыгают. Причем городок стоит на пенопласте, который не дает удариться. А гиперактивным детям как раз так и нужно выплескивать энергию, чтобы потом спокойно высидеть. А у нас же везде такие порядки: на уроке не бегай, на переменке не бегай, в школьном дворе не бегай, - заступается за детей Валентина Васильевна.
 

Мама Влада: "Ну когда нам наконец дадут жить?"

Мама Влада Ольга и по телефону прокомментировать ситуацию с сыном согласилась, и домой журналиста пустила:
 
- Вы простите меня, конечно, но когда нам дадут жить? Я работаю "два через два". Так вот, два дня я работаю, а другие два дня бегаю где-то и доказываю, что мой ребенок – нормальный... К тому же я делаю все, что мне рекомендует школа. Я слушаю, что мне говорят врачи. Дома у меня с ребенком вопросов нет. Когда он пришел в школу, я считаю, что мы попали сразу не к той учительнице, в "Б" классе. Она не нашла к нам подход. Я просила, чтобы она не делала каких-то поспешных выводов о нас. А потом закрутилось и дальше пошло. Может, новой учительнице что-то было сказано из "Б" класса о нас нехорошее. Не знаю… Правда, нынешняя учительница мне не звонила и не жаловалась на него. А та, что в "Б" классе была, и звонила, и жаловалась. Но она так жалуется, что я не понимаю, на что конкретно. Вот у моей подруги в школе ребенок-первоклассник. У него однажды запись в дневнике появилась: "Снимал на уроке физкультуры с других детей штаны". Это, я понимаю, замечание - все конкретно. Понятно, за что ругать. А тут как-то просто - кругом виноват.

- Я переживаю из-за этой ситуации, а потому, когда начались проблемы, я попросила поприсутствовать на уроках - чтобы посмотреть точно, что не так делает мой ребенок, - говорит мама. - Мне объяснили, что нельзя. И администрация школы составила график, по которому учителя дежурят рядом с ним.


Что касается агрессии, на которую жалуются оба учителя, Ольга объясняет ее так: 
 
- Психолог нам объясняет: если он чувствует, что против него настроены, что его не любят, то включается защитная реакция. Это свойство характера гиперактивных детей. И он не бросался на учителя физкультуры. Там вообще написано, в докладной, что он избивал учителя ногами. Ребенок семи лет! Он что, повалил его, что ли? Все дети балуются на физкультуре…

Сейчас Ольга водит Влада на тренинги в психоневрологический центр:
 
- Там восемь детей таких же гиперактивных, для них психолог проводит урок и детям объясняют, что сделал не так и как надо поступать в конкретной ситуации. Пока мы сходили туда два раза, а весь курс шесть недель. И мне рассказывают, что мой ребенок из всей группы лучше всех себя ведет. Он ни разу не садился на "скучный стульчик", это у них наказание такое. Он слушал и делал.

Ольга сожалеет, что учитель 1 "Е" решила уйти, так как сама о ней хорошего мнения и понимает тревогу родителей:
 
- Но я бы на их месте такой категоричной не была. Пускай у нас с Владиком эта адаптация будет самой большой проблемой в жизни. Вы почитайте, что такое гиперактивность. Постепенно годы идут на нашу пользу, и он успокаивает себя и становится обычным человеком.

Влад: "Вот чем заняться, когда нечем заняться?"

Сам первоклашка Влад, похоже, и не догадывается, насколько сильный спор у взрослых разгорелся из-за него.

 
 
Пока мы с мамой Влада обсуждаем проблемы в школе, он успевает переделать многое. Собрать конструктор, нарисовать денежку, прочитать вслух стихотворение про апельсин. Делает все осмысленно, с интересом, но быстро. А иногда подбегает к балконной двери и пытается заглянуть за стекло. Выясняется, что на балконе закрыты некоторые его игрушки – маме пришлось их туда убрать, чтобы не отвлекали от серьезных школьных дел.
 
Такие деньги Влад рисует для того, чтобы поиграть "в магазин" с сестрой. Говорит, что не все товары в этом магазине продаются за деньги, некоторые - совершенно бесплатно. Потому что - "магазин-то волшебный".
  
О школе и об уроках Влад со мной говорить не хочет. На мой вопрос отвечает коротко и задумчиво: "Там скучно". А вот об одноклассниках, в том числе о тех, с которыми дерется, говорит охотно:
 
- Друзей - человек пять пока… Максим, Варя, Глеб иногда, девочка по фамилии Зайцева, я подзабыл, как ее зовут. И друг динозаврик еще есть, пятый. Мама, можно мы его достанем опять? – тихонько просит Влад.
 
Динозаврик – это игрушка, которую тоже пришлось убрать с глаз долой.
 
Вот пазл из больших деталей, который Влад сложил вместе с мамой, папой и младшей сестрой...
 
А вот пазл побольше, из мелких деталей, который он сейчас складывает сам. Правда, несколько деталек затерялось, чем мальчик расстроен.
 
От Влада я узнаю, что "мальчики, когда вырастают, становятся мужчинами, а девочки – принцессами"
 
Кем может стать гиперактивный ребенок, который сегодня кажется миру неудобным?

Кто вел себя как человек с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания:

Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Лев Толстой, Генри Форд, О'Генри (которого немецкий врач Генри Хоффман описал как чрезмерно подвижного ребенка и назвал его "непоседа Фил").
 
Дэвид Нилман, основатель компании JetBlue Airways, говорит: "Мой мозг, страдающий от дефицита внимания, ищет лучшие способы сделать ту или иную вещь. Вместе с неорганизованностью, медлительностью, неспособностью сконцентрироваться, синдром дефицита внимания обеспечивает творческий потенциал и готовность к риску".
Мы собираемся пройтись к детскому саду – забрать младшую сестру Влада. В прихожей мальчик ищет обувь. На обычном месте ботинок нет, на одной полке, на второй – тоже почему-то нет… Малыш сначала нетерпеливо хмурится в поиске и на глазах даже появляются слезы.
 
- Нет, я все понимаю, Влад. Ну ты ж обувайся сам, а то что будет, когда стареньким станешь? – шутит мама.
 
В ответ на шутку мальчуган смеется. Слезы тут же исчезают. Ботинки находятся, мальчик проворно и быстро их надевает. Сам.
 
Мы идем в детский сад за сестрой Влада, он то и дело рассказывает сюжеты мультфильмов, которые когда-то смотрел. Пересказывает их с увлечением, активно показывая, как именно вели себя герои.
 
- А куда это они идут по миру? – заворожено спрашивает мальчуган про детскую экскурсионную группу, которая идет нам навстречу.
 
Ольга убегает в здание детского сада за дочкой, я протягиваю мальчугану конфету – отыскалась в рюкзаке. Большая такая, грильяж. Влад смотрит на нее и говорит, что и сам бы съел, "наверное вкусная":
 
- Только я лучше Дианке отдам, потому что она маленькая, а я сегодня уже ел без нее киндер-сюрприз. Не могу же я с ней не делиться и быть жадным.

Сама четырехлетняя Дианка брата видеть тоже явно рада, особенно с конфетой.
 
- Мы с ним дружим, но по-всякому бывает, - рассказывает девочка. – Он хороший, он меня на руки берет и на коленки садит в автобусе. Чтобы мне было видно, что за окном. А то я маленькая и мне с моего места не видно.

"Школа близко от дома совсем, и он действительно ходит домой сам. Именно администрация школы настояла на том, чтобы сын не оставался на продленку - при гиперактивности усидеть бы на уроках. Еще и психолог мне советует, чтобы мы ему давали больше поручений и больше возможностей учиться ответственности. Все хорошо: отзванивается и рассказывает, когда идет: "Мама, я прохожу это вот деревце, этот вот дом..." - рассказывает мама мальчика.

Пока Дианка катается на одной карусели во дворе, ее старший брат Влад успевает прокатиться на двух и громко помечтать о третьей, что стоит на другой площадке. В конце нашего общения он уже хочет идти со мной за руку. И неожиданно сам одной фразой объясняет сложности своего характера, над которым бьется сейчас с десяток взрослых:
 
- Тетя, а можно теперь я вам задам вопрос? Он меня очень давно мучает, этот вопрос…
 
- Ну задавай, конечно.
 
- Вот скажите, а чем бы таким заняться, когда… нечем заняться?
 
Что говорят специалисты?

В 2012 году в детский психоневрологический диспансер обратились за помощью по поводу гиперактивности родители 632 детей, за 10 месяцев 2013 – 572 ребенка. Специалисты утверждают: на самом деле таких детей гораздо больше. Просто они остаются в когорте тех, кого в школе и дома считают просто непослушными.
 
Замглавного врача по медицинской части Ольга Литвинова отмечает, что детей с гиперактивностью становится все больше.
 
- Причин тут множество, и в том числе это те детки, которых мы выхаживаем недоношенными. И ранние какие-то проблемы во время беременности сказываются, и проблемы во время родов. Скорее всего, влияет совокупность факторов. Появляется на свет гиперактивный ребенок. А дальше идет задача, естественно, работы и организации режима игры, учебы и жизни гиперактивного ребенка, - говорит специалист.

Также Ольга Литвинова объясняет, почему специалисты стараются оставлять гиперактивных ребят в коллективе:
 
- Почему мы максимально стараемся этих детей держать в коллективе, а не выводить на дом? Потому что дом не является панацеей. Дома ребенок еще больше разучивается социализироваться. У такого ребенка страдает организация деятельности. Да, чисто формально дома проще: учитель один на один с ребенком, родителя постоянно не клюют за его поведение. Но этот плюс перевешивает огромный минус, когда ребенка вытащили из среды, из коллектива. Потом родители и общество сталкиваются с теми же, если не большими, проблемами.

Гиперактивность конкретного малыша, советует специалист, нужно не подавлять, а регулировать и порой использовать.
 
- Те учителя, которые находят подход, они активно задействуют этих детей, привлекают к различным видам деятельности. То есть, используют их гиперактивность в нужном русле… Мы рекомендуем родителям, если нет противопоказаний медицинских, такие виды спорта, как хоккей, футбол. Там, где мальчишка может бегать, выплеснуть свою бурную энергию, исчерпать ее. Одна из рекомендаций – меняйте часто вид деятельности, потому что ребенок истощается.

По словам Ольги Литвиновой, от психологических тренингов с гиперактивными детьми есть толк, но основная работа ложится на плечи, в первую очередь, родителей и, во вторую очередь, учителей. И это, конечно, непростой труд.
-30%
-20%
-50%
-8%
-25%
-10%
-28%