/ Фото: Александр Корсаков,

Журналистам сегодня представили реконструированную и реставрированную загородную усадьбу Ваньковичей, что теперь находится в черте Минска, на улице Филимонова. Из объекта в аварийном состоянии усадьба за несколько лет превратилась в многофункциональный досуговый комплекс. В нашем материале - о том, что журналисты увидели во время экскурсии, а также мнение архитектора, работавшего над проектом.  Кроме того, вы узнаете, что об отреставрированном доме-усадьбе думает известный специалист по охране исторического наследия Антон Астапович.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Под толстым слоем полов - фрагменты паркета времен Ваньковичей


- Когда мы вскрыли полы, под толстым слоем полов мы нашли фрагменты паркета, который был таким, как мы с вами видим. Он восстановлен по образцу тех полов, которые были в этом здании. Это помещение раньше использовалось как бальная зала. Вместе с большой столовой это самые парадные помещения. Они были очень богато декорированы. Здесь находилось большое количество картин художников - современников Ваньковичей, более ранних произведений, изделий декоративно-прикладного искусства, коллекции часов, - архитектор Александр Коноваленко проводит экскурсию для журналистов по недавно отреставрированной усадьбе. По его словам, к работе над проектом были привлечены историки искусства и архитектуры, среди которых такие известные в архитектурной среде имена, как Владимир Денисов и Ольга Кукуня.
 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Архитектор проекта Александр Коноваленко

- Они занимались этим объектом и готовили историческое обоснование. Мне удалось связаться с родственниками Ваньковичей, которые живут в Варшаве, и они передали некоторые материалы. В частности, основные материалы мы получили из Варшавы от Дороты Метельской,
- рассказывает Коноваленко.

Реставрация дома-усадьбы Ваньковичей, который находится на пересечении улиц Парниковая и Филимонова, проводилась компанией "Юнивест-М", которая контролируется находящимся в опале Евросоюза бизнесменом Анатолием Тернавским. Инвестор потратил на этот проект 10 млн долларов. Правда, в 2009 году работы были приостановлены "в связи с перспективой строительства соседних домов". Так что к основным реставрационно-восстановительным работам удалось приступить только в 2011 году. За два с небольшим года практически разрушенная усадьба приняла нынешний вид.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

До начала восстановительных работ усадьба Ваньковичей действительно находилась в удручающем состоянии. Восточная стена и несущие конструкции были серьезно деформированы, кирпичная кладка была значительно разрушена; исказила форму сводов цокольного этажа штукатурка, нанесенная в конце 1990-х. Износ полов составлял 90%, были утрачены все первоначальные лестницы. Строительство Слепянской водной системы в 1980-х ликвидировало все следы планировки парка, который когда-то был перед усадьбой.  
 
Вид на усадьбу Ваньковичей до начала восстановительных работ. Фото предоставлены компанией "Юнивест-М"
 

- Аварийную часть здания было очень сложно восстановить. Сомневались, вплоть до заказчика, что это возможно. Конструкции проседали, разрушались и могли обрушиться в любой момент. Была выполнена очень сложная инженерная работа. Под часть здания была заведена монолитная железобетонная плита. Все нагрузки передали на новую железобетонную плиту. Таким образом нам удалось стабилизировать ситуацию и сохранить данную часть здания, - рассказывает о некоторых деталях архитектор Коноваленко. 
 
Историческая справка

Впервые имение Слепянка упоминается в письменных источниках 16-го века. В начале 19-го века Радзивиллы продали свое имение Большая Слепянка Ваньковичам, которые владели им вплоть до 1920 года. Первоначально имение было деревянным и имело много разных хозяйственных и производственных сооружений. На реке Слепне была сооружена целая система аллей и плотин, рядом с усадебным домом находился большой пруд. Каменный усадебный дом был сооружен только в первой половине 19-го века.

В усадьбе прошли детские годы белорусского художника Валентия Ваньковича (1800-1842 гг.).  Усадьбу часто посещали представители белорусской интеллигенции: Станислав Монюшко, Эдвард Войнилович, Винцент Дунин-Мартинкевич и Ян Дамель.

В конце 19-го - начале 20-го веков дом был реконструирован. В 1920-е годы его стали использовать как административное здание. На базе усадьбы был организован совхоз, а в усадебном доме была размещена Центральная картофелеводческая станция Научно-исследовательского института им. Ленина. После второй мировой войны в доме располагалась школа НКВД, затем тут был открыт Минский парниково-тепличный комбинат, а в 1960-1970-х годах здание  использовалось как жилой дом и клуб. В 1981 году усадебный дом Ваньковичей приняли под государственную охрану как памятник истории и культуры, а в 1988 году он стал памятником республиканского значения.  
Директор компании-генподрядчика "Ю-строй" Владимир Гуменюк рассказывает что такого сложного объекта у его компании еще не было

-  Жилищное строительство для нас не проблема, но именно работы отделочные высокого качества, реставрационные работы - это было впервые... Объект действительно очень интересен, именно с технической точки зрения. Мы сейчас с вами ничего не видим, но на самом деле здесь работает вентиляция, кондиционирование, камин. У нас огромнейшая кухня, которой позавидует любой ресторан в Минске, а мы с вами совсем не чувствуем ее запаха. Сложные инженерные решения нам необходимо было вписать в здание, которое с 16-го века неоднократно реконструировалось, разрушалось… В подвале мы идем по прекрасной керамической плитке, а под ней лежат огромные вентиляционные трубы. После этого объекта, думаю, мы можем взяться за объекты любой сложности. 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

По словам Владимира Гуменюка, самой сложной частью работы все-таки была отделка. 

- Мы работали с научным руководителем. Это здание единственное такое. Если обычный жилой дом на Каменной Горке или в Малиновке - это шаблон, то здесь подбирался цвет, подбирался оттенок, подбиралась глубина краски, например. Наносился цвет, делались пробные выкраски, смотрели, как это будет. Если научный руководитель не соглашался, то приходилось переделывать, потому что... ну не попали!

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Детская комната в усадьбе Ваньковичей

Представитель строительной компании говорит, что более 90% материалов, использованных на объекте, - белорусского производства. Однако есть и импортные: 

- Обои импортные, паркет российский, плитка из разных стран. Светильники есть белорусские, есть польские, есть итальянские. Мы исходили с точки зрения того, насколько все эти объекты подойдут к интерьеру...
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 

История повторяется: усадьба Ваньковичей снова станет местом встреч людей с достатком?

Как читатели TUT.BY наверняка уже поняли по фотографиям, в усадьбе сделан особый акцент на рестораны. Владелец объекта назвал это место  многофункциональным досуговым комплексом, в котором будут три зала ресторанов различных кухонь, а также помещения для банкетов, фуршетов, презентаций и концертов, летняя веранда [^].

В интернете уже появились упреки и опасения по поводу того, что для усадьбы выбрана такая досугово-ресторанная функция. Вот что думает об этом архитектор проекта: 

-  Этот дом погибал. У государства не было возможности вложить сюда средства. Нашелся инвестор – богатый, который был готов вложить сюда средства. Естественно, у него возникает какой-то коммерческий интерес. Но этим интересом, конечно, нужно управлять. Я им помог выбрать то близкое использование, которые было когда-то. Это был не жилой дом, это был загородный дом, где проводили время и культурно общались. Я так излагал концепцию, я ее придерживаюсь сегодня. К тому же нужно эксплуатирующей организации еще научиться всему: проводить выставки, мероприятия… Это дело времени, - говорит Александр Коноваленко. - Критические замечания были и есть, нормально отношусь. Они просто должны быть и помогают мне работать, помогают и в тех спорах с заказчиками, которые возникают.
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Вид на усадьбу Ваньковичей после восстановления
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Похоже, что авторы проекта действительно обращают внимание на качественный культурный элемент в обновленной усадьбе. Например, в бальной зале сейчас установлены рамы, в которых будут находиться копии картин. Тематический план художественной экспозиции разрабатывает Национальный художественный музей. 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Представитель предприятия "У-Рест" Андрей Маслов рассказывает о том, что в ресторане усадьбы уже представлены три кухни: паназиатская, австрийско-немецкая и высокая белорусская. И особо объясняет, откуда взялось слово "высокая". 

- Хочется все традиции белорусской кухни применить, начиная от пресловутых драников и заканчивая домашними вкусностями – сальтисоны, колдуны и прочее. Рынок общепита в Беларуси достаточно слабый, нету слаженных традиций. Высокая - потому что все это будет подаваться на красивых тарелках, с красивой презентацией, особое внимание уделено достойной форме официантов. Здание большое, очень сложное. Проект дорогой. Это как инструмент, который пока хорошо не настроишь, он никогда не заиграет красивую музыку.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Зал для фуршетов оборудован на бывшем чердаке

По словам Андрея Маслова, цены будут "чуть выше", чем в средних минских ресторанах:

- Это как купить дорогую одежду. Сделать это раз в какой-то период могут многие, но вы же не будете делать это постоянно. Так и с рестораном. Один раз сюда прийти в какой-то период смогут многие, а о том, чтобы ходить сюда каждый день, - это уже совсем другой разговор.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

В интернете можно найти новости о том, что еще в сентябре в ресторане усадьбы проходили закрытые вечеринки, например, корпоратив Volvo и дни рождения известных белорусов. Однако по этому поводу Андрей Маслов заметил:

- Сам ресторан начал работу только в начале октября. До этого мы "на своих" обкатывали кухню, работу всех систем. Без денег это делали, в тестовом режиме.
 
 Антон Астапович
Антон Астаповіч: "Можна ацэньваць аб'ект досыць станоўча"

Мы обратились за комментарием по поводу объекта к председателю "Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры".
 
- Абъект выкананы з практычна поўным захаваннем аўтэнтыкі канструкцый. Можна ацэньваць яго досыць станоўча. Канешне, у склаўшайся горадабудаўнічай сітуацыі, на жаль, там няма магчымасці рэгенераваць тэрыторыю сядзібы. Гэта сядзіба там ужо ў такім асяродку, які сфармаваны новабудоўлямі, і гэта вялікі мінус. Да таго ж цяперашнюю функцыю сядзібы я не разглядаю, паколькі я толькі з прававога пункту гледжання на ўсё гляджу. Права ў нас дазваляе рэалізаваць там любую функцыю. У будынку не адрэстаўравалі тыя інтэр’еры, якія там былі ў 19-м стагоддзі, таму што, па-першае, сядзіба перабудоўвалася – і да вайны, і пасля вайны . Але ж у асноўным вонкавая, фасадная рэстаўрацыя зроблена. Па інтэр’ерах па магчымасці пастараліся вярнуць планіроўку, якая там была. Але ж яна не да канца вернута ў сувязі з тым, что сучасныя нормы эксплуатацыі гэтага будынку не дазваляюць поўнасцю вярнуць аўтэнтычную планіроўку. Гэта завязана і на камунікацыях і на тэхнічных розных памяшканнях. Так, аб’ект дыскусійны, але я заўсёды кажу: чым больш з’яўляецца аб’ектаў, якія прадстаўляюць аб’ект дыскусіі, тым лепей. Таму што звычайна рэстаўрацыя ў нас робіцца так: уся аўтэнтыка грохаецца, робіцца навадзел і нават няма аб’екта дыскусіі. Тут жа аўтэнтыка захавана, навадзел там толькі кроўля і пэўныя інтэр’ерныя работы. 
 
{banner_819}{banner_825}
-10%
-30%
-10%
-30%
-40%
-10%
-30%
-30%