Павел Мартышенко,

Фото с сайта websmi.by
Фото с сайта websmi.by
В последние дни жизнь безбилетников и контролеров в городском транспорте усложнилась. Первых потому что с 1 октября штраф за безбилетный проезд вырос до 65 000 тысяч рублей. Вторых — потому что изымать штрафы у безбилетников на такие суммы стало сложнее. Подействовало ли увеличение штрафа? Какие уловки используют минчане, чтобы не платить? Все это выяснил корреспондент "Р", побывав в рейде с тремя бригадами "Минсктранса".
 
Мы начинаем рейд с остановки на Партизанском проспекте, недалеко от главного здания филиала агентства "Минсктранс". Со мной контролеры пассажирского транспорта Светлана Ажар и Эльвира Зеленкевич.
 
Заходим в первый автобус. Контролеры пробивают "контрольку". В автобусе не слишком многолюдно, на некоторых сиденьях разлита вода.
 
— Сейчас составим рапорт, — говорит Светлана Ажар. — Это вина тех, кто не закрыл окна в автобусе во время мойки. Работу контролеров часто связывают с выписыванием штрафов, но, кроме этого, мы проверяем действия работников "Минсктранса": следим за чистотой в салонах, наблюдаем, приезжают ли водители по расписанию. 
 
В этом автобусе безбилетников нет. Выходим и садимся в другой.
 
— У нас каждый день разные маршруты, — поясняет Светлана Ажар. — Лучше работать в разных точках, а то могут и выследить. У меня был случай: иду как-то с работы — и тут останавливается авто: из него выходит человек и фотографирует меня. Только потом вспомнила, что на прошлой неделе оштрафовала его, причем со скандалом.
 
На глазах у контролера сидящая женщина прокомпостировала талон. Контролер говорит ей, что талон погашен несвоевременно, и пассажирка соглашается выплатить штраф.
 
— Люди часто держат талон непробитым до последнего, — говорит Светлана Ажар. — Однажды видели женщину, которая приготовилась по полной программе. Села рядом с компостером и вложила в него билет, не пробивая. До сих пор не понимаю, как она нас не заметила?
 
Часто встречаются безбилетники с поддельными удостоверениями. Когда человек умирает, изымается его паспорт, но все остальные документы остаются на руках у родственников. Льготные документы провоцируют некоторых людей использовать их. С документов делают ксерокопии или просто вклеивают новую фотографию в чужие удостоверения. Иногда школьники передают свои справки студентам. Впрочем, у каждой возрастной группы свои хитрости.
 
Был случай, когда человек показал удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, хотя на вид ему было лет 50. Его передали в милицию. За подделку документов могут и уголовное дело возбудить.
 
Проехав одну остановку, снова сменяем автобус. Внутри многолюдно. В задней части салона мужчина, ехавший без билета, отказался оплачивать штраф. Контролеры вывели безбилетника и настойчиво предложили ему заплатить. Вначале разговор шел спокойно, но вскоре безбилетник начал кричать, размахивать руками и ругаться матом. Затем мужчина ушел, так и не заплатив штраф.
 
— Мы имеем право задерживать безбилетников за административное нарушение до прибытия милиции, — расстроенным голосом говорит Светлана Ажар. — Но на практике контролерам, большинство из которых женщины в возрасте, удержать какого-нибудь бугая невозможно. А если их несколько?
 
— Я как-то наткнулась на целую компанию безбилетников, — вспоминает Эльвира Зеленкевич, контролер пассажирского транспорта. — Зашла в автобус на остановке "Ангарская". Попросила одного из безбилетников оплатить штраф, в ответ он говорит: "Кто за то, чтобы выкинуть контролера из автобуса?" Пришлось от них отойти.

На остановку прибывает очередной автобус, в котором контролеры выявляют нескольких безбилетников. Двое из них отказались оплачивать штраф, ссылаясь на нехватку денег.
 
— Бывает, что, действительно, не хватает денег, — поясняет Светлана Ажар, — но чаще нам врут, а кое-кто из принципа не платит. Один безбилетник мне заявил, что "борется так с государством".
 
— Некоторые пассажиры требуют показать наряд-задание, — говорит Ирина Зыль, начальник смены. — Мол, ты не должен здесь работать. Но контролер не обязан показывать наряд-задание кому-либо, кроме контролирующих служб.
 
В конце концов один из мужчин заплатил штраф, а другому удалось улизнуть, пока контролеры были заняты первым.
 
Время к полудню, и со мной уже другая бригада контролеров: Олег Фетисов и Ольга Петрова.

— Работа хоть и нервная, но есть свои плюсы, — рассказывает Олег Фетисов. — Постепенно узнаю город через окна общественного транспорта. Могу экскурсии проводить.
 
В первом автобусе контролеры обнаружили парня, который заявил, что у него нет ни талона, ни денег. Остальные пассажиры бесстрастно наблюдали за происходящим, только девушка, сидящая на соседнем сиденьи, улыбалась. Молодого человека высадили из автобуса. Затем он, вырвавшись из рук контролера, смешался с толпой.
 
В другом автобусе контролеров встретили не так спокойно.
 
— Плохо видишь — очки надень! — возмутилась пассажирка, после того как ее соседку попросили второй раз показать проездной.
 
—  Оставьте себе свою бумажку! — воскликнула она, заплатив штраф.
 
Если человек отказывается от квитанции, она прикрепляется к наряду-заданию, — говорит Ирина Зыль. — И сдается диспетчеру контрольно-ревизорской службы.
 
— Жалобы могут поступить по малейшему поводу, поэтому мы стараемся вести себя максимально вежливо, хотя бывает тяжело, — объясняет Олег Фетисов. — Я как-то встретил безбилетника, который потратил огромное количество моего времени. Он попросил показать бедж — я показал, затем попросил показать наряд-задание — я сказал, что имею право не показывать, затем он долго у меня выспрашивал, что будет, если он не оплатит штраф, а как то, а как это. Так проехали до конечной. У меня кончилось терпение, и я уже решил вызывать милицию и попросить закрыть двери, как он показывает мне проездной, а там у него и милицейская "корочка".
 
На часах 8 вечера — и со мной новая бригада контролеров: Елена Капич и Светлана Дудкина.
 
К остановке, где мы стоим, подъезжает автобус 35-го маршрута.
 
— К филиалу БГУ нам неудобно ехать, — говорит Светлана. — Сейчас мы их только припугнем.
 
Контролеры делают вид, что собираются войти в автобус. Оттуда хлынула толпа пассажиров, в салоне резко защелкали компостеры. Некоторые из вышедших остаются и оглядываются на нас.
 
Мы переходим на другую остановку и дожидаемся очередного транспорта. Когда тот подъезжает, через окна видно, что людьми заполнен весь салон. Среди этой толпы контролерам попадаются несколько молодых людей, разговаривающих по-польски. Они не понимают или делают вид, что не понимают, чего от них хотят. Контролер по-белорусски объясняет парням, что за безбилетный проезд положен штраф, и демонстрирует им пятидесятитысячную купюру.
 
"То нам?" — изгибает брови домиком парень. — "Вам-вам!" 
 
В конце концов молодые люди соглашаются оплатить штраф. На улице становится все темнее, и контролеры, по пути проверяя транспорт, возвращаются к филиалу агентства "Минсктранс".
 
— Негативное отношение к контролерам сформировалось уже давно, — рассказывает Александр Ераховец, директор филиала "Агентство Минск-транс". — К ним относятся, как к карательному органу, поэтому популярность этой работы невысока. У нас в штате должно быть 200 человек, хотя работает 129, и только 30 процентов из них мужчины. Впрочем, мы серьезно настроены изменить этот образ в глазах пассажира. Доводим через речевые информаторы, что платить за проезд — его обязанность. В штате контрольной службы есть психолог, который проводит постоянные занятия с контролерами по культуре общения. С людьми, которые не подходят для этой работы, мы просто не продлеваем контракты. Это профессия далеко не для каждого.
 

Штрафы за безбилетный проезд в других странах

В России (в Москве и Санкт-Петербурге) в общественном транспорте — 1000 рублей (более 31 доллара).

В Германии за безбилетный проезд в общественном транспорте придется расстаться с довольно внушительной суммой. Обычно это двойной тариф билета, но, как минимум, 40 евро.
 
В США (Нью-Йорк) в подземке — 100 долларов (штраф может быть выписан полицейским). В Сан-Франциско в автобусах, троллейбусах, наземных и подземных скоростных трамваях "Muni Metro" — 75 долларов.
 
В Польше (Варшава) — 180 злотых ($ 58) по квитанции. Если оплата сразу на месте, то сумма снижается до 108 злотых (около 35 долларов). 30 % этой суммы — вознаграждение контролера.
 
В Литве (Вильнюс) — от 60 до 100 литов (от 23 до 40 долларов) в зависимости от проезда без билета вообще или по льготному билету без прав на льготы.
-15%
-30%
-17%
-5%
-40%
-50%
0066814