/ Фото: Вадим Замировский,

"Ребята, я тоже на выставку в Жодино. Там суперсамосвал сделали", - реагирует студент БНТУ в ожидании маршрутки на автовокзале "Московский", узнав, что корреспонденты TUT.BY едут на день открытых дверей БелАЗа.  Ежегодное мероприятие в этот раз совпало с 65-летием завода и выпуском карьерного самосвала грузоподъемноcтью 450 тонн, аналогов которого нет в мире. Однако все это проходит на фоне проблем со сбытом карьерной техники.



Накануне Дня машиностроителя БелАЗ на три часа открыл двери для свободного посещения. У тысяч детишек появилась редкая возможность пополнить свой фотоальбом яркими снимками. Впрочем, фото на память не преминули сделать и взрослые.

Игорь Юрченко пришел на праздник в сопровождении дальних родственников из России и Украины. Сам он на БелАЗе не работает, но знает все заводские входы и выходы назубок: в последние годы старается не пропускать дни открытых дверей на БелАЗе и при этом каждый раз находит что-то для себя интересное.



- Сейчас родственники специально приехали в гости в конце сентября, чтобы попасть на экскурсию на БелАЗ. Я им давно обещал показать производство самых больших машин в мире, - говорит он. – Мы в семью на днях купили хороший фотоаппарат, это тоже удачный момент, чтобы его протестировать.



В цехах запрещалось заходить за ограждение. Фотограф Вадим Замировский в поиске хорошего кадра был вынужден нарушить границу.

- Папа, я тоже хочу туда, как дядя, - запретный плод для детей всегда сладок.

Однако заводская охрана в этот праздничный день была настроена довольно либерально. Хоть и предупредила о нарушении, но позволила сделать кадры и нашему фотографу, и малышу.



Атмосферу в цехах дополняли мастера поп-сцены, чьи голоса доносились из динамиков, и запах свежей краски. Марафет тут, судя по всему, наводили накануне.





Почти половина трудоспособного населения Жодино – сотрудники БелАЗа. Однако и для них прийти на завод с семьей и друзьями – большая радость. Помимо экскурсий, можно послушать концертную программу, купить покушать и сувениры детям.

6-летний Иван на папину работу пришел впервые. Однако уже на самом входе в подарок получил маленькую копию БелАЗа. Правда, игрушечные самосвалы были не фирменного желтого окраса, а синие и красные.



- У вас желтых машинок нет? – уточняли на всякий случай покупатели.

- Я их сама не крашу. Какие мне привезли, такие и продаю
, - было видно, что вопрос серьезно выводил из себя ни в чем не повинных продавщиц.

Надо сказать, что игрушки производства Стародорожского механического завода потребовали починки, едва трехлетний сын успел опробовать пластмассовый "БелАЗ". Подобным подходом явно не удастся развенчать стереотип о низком качестве белорусской техники…



- Ты знаешь, я тут многое повидал. И сегодня у нас ситуация более-менее стабильная, несмотря на вопросы со сбытом, - делится с корреспондентом TUT.BY впечатлениями о работе заводчанин с 25-летним стажем, но отказывается представляться, потому что "до пенсии осталось 2 года, а найти в Жодино другую работу сложно". – По цене мы конкурентоспособны, а вот качество у многих вызывает нарекания. В последнее время руководство старается уделить этим моментам особое внимание. Конечно, заводу не помешала бы оптимизация производства, численности. Много ненужных процессов тут происходит. Но ты же понимаешь, с чем это сопряжено.

- Иваныч, пошли по пятьдесят
, - окликает его коллега.

- Степаныч, давай по шестьдесят пять, - не без иронии соглашается с поступившим предложением наш собеседник.



"Иваныч" и "Степаныч" подготовились к торжеству, вероятно, накануне. Потому что 28 сентября в близлежащих от завода магазинах алкоголь не продавали с 9 утра до 9 вечера.

У молодежи иные подходы к работе на БелАЗе. В Жодино ребята стараются не задерживаться.

- Молодежь два года по распределению отработает и уходит в поиске лучшей доли. Недавно вот ребята ушли на "ё-мобиль" в Колодищи. Им предложили зарплату в 1000 долларов, - рассказывает Игорь из конструкторского бюро. По его словам, руководство старается поддерживать молодежь и ветеранов. "Например, после университета выделили без проблем место в общежитии", - отмечает он.



Средняя зарплата на БелАЗе составляет 5,5-6 млн рублей. По случаю юбилея сотрудникам выписали премию по 500 тысяч.

Торжества проходят на фоне не очень хорошей ситуации со сбытом техники. В текущем году БелАЗ серьезно снизил экспорт в Россию. В связи с падением спроса на основном рынке сбыта холдинг сократил и объемы производства. "Сейчас из-за мирового кризиса наблюдается спад закупок горнодобывающего оборудования. Страдает и Россия, куда поставляется основная часть продукции БелАЗа. Поэтому мы сейчас избрали диверсификацию стратегическим направлением своей деятельности. Ведется активная работа по проникновению на другие рынки", - говорит первый заместитель гендиректора БелАЗа Олег Степук. Впрочем, он признает, что диверсификация рынков сбыта - процесс не быстрый.



До конца года планируется поставить 20 карьерных самосвалов в Индонезию. Заключен контракт на поставку в ЮАР самосвалов грузоподъемностью 220 тонн, туда уже отправлены карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 тонн. БелАЗ выиграл тендер на поставку самосвалов грузоподъемностью 130 и 220 тонн в Сербию. Есть серьезные наработки по дальнейшей поставке белазовской техники в Австралию, в страны Латинской Америки: Чили, Колумбию, Бразилию.

Узнать объемы проседания рынка в цифрах и оценить масштаб неприятностей в этот праздничный день не получилось.

- Понимаете, у нас сегодня 65-летие завода. А ваши вопросы мы решим в рабочем порядке, - намекнул главный идеолог завода.

Застать в эти дни гендиректора БелАЗа Петра Пархомчика также проблематично. В день открытых дверей он произнес пламенную речь, вручил грамоты особо отличившимся работникам и поблагодарил космонавта Олега Новицкого за визит на завод. Затем очень стремительно ретировался. "Уехал встречать очередную делегацию", - объясняют подчиненные Пархомчика.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Гендиректор БелАЗа Петр Пархомчик (справа) пригласил в Жодино космонавта Олега Новицкого (в центре)

Делегации – это партнеры и ключевые клиенты, которые на уходящей неделе слетались в Жодино по случаю юбилейных торжеств. Однако работники надеются, что в процессе празднований не обойдется без заключения новых контрактов. "Самые лучшие контракты заключаются в ресторане", - с улыбкой на лице говорит сотрудник БелАЗа. "Думаю, в четвертом квартале этого года или в начале следующего года рынок оживет", - делится надеждами первый заместитель гендиректора. Вероятно, он что-то знает о новых заключенных контрактах.

Не лишним будет напомнить, что каждый третий самосвал мира производится в Жодино. На предприятии выпускают машины грузоподъемностью до 360 тонн. Но сегодня это уже не рекорд. Буквально на днях презентовали 450-тонник. Габаритами он напоминает солидный коттедж, который можно увидеть в элитных Дроздах. Такой самосвал предназначен для перевозки горной массы в сложных условиях глубоких карьеров. Его можно эксплуатировать при температуре воздуха от 50 градусов мороза до плюс 50 градусов. На самосвале установлены два дизельных двигателя и 8 колес. Максимальная скорость машины 64 км/ч.



Идея создать самый мощный грузовик родилась 2 года назад. Самым сложным оказалось подобрать шины. Они должны были выдерживать общую нагрузку в 810 тонн. Со спецзаказом справился "Бриджстоун".

На первые три экземпляра нового БелАЗа уже есть заказ от российских миллиардеров Владимира Гридина и Михаила Федяева из Кузбасса. Им такая техника нужна на угольные разрезы.

Предприятие первым среди других производителей карьерной техники создало такую машину. "Мы готовим документы для представления самосвала грузоподъемностью 450 тонн в Книгу рекордов Гиннесса", - не без гордости отмечает почти каждый заводчанин, с которым удалось пообщаться.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-20%
-30%
-30%
-16%
-50%
-15%