1. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  2. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  3. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  4. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  5. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  6. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  7. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  8. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  9. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  10. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  11. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  12. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  13. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  14. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  15. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  16. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  17. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  18. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  19. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  20. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  21. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  22. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  23. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  24. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  25. Фанаты белорусских футбольных клубов массово объявляют о бойкоте матчей
  26. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  27. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  28. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  29. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  30. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах


/ фото автора,

На сегодня Гомель – единственный из областных центров, который практически полностью отказался от эксплуатации мусоропроводов. Этому примеру собирается последовать и Минск. А потому – самое время рассмотреть гомельский опыт со всех сторон.



Впрочем, даже углубившись в историю вопроса, выяснить точное время появления мусоропроводов в гомельских многоэтажках не удалось.

Ориентировочно устанавливать их начали на рубеже 1960-70-х, монтируя при строительстве дома одновременно с лифтами. Тогда считалось, что это прогрессивное изобретение человечества и просто элемент комфорта, которого заслуживают советские трудящиеся. Ведь теперь, чтобы вынести мусор, можно было даже не переобувать домашние тапочки.

Однако в процессе эксплуатации стали обнаруживаться побочные эффекты, о которых раньше почему-то не думалось. Касались они в первую очередь санитарного состояния. Неприятный запах в подъезде был наименьшим из зол. Куда большую проблему доставляло появление насекомых и грызунов. Тараканы и крысы, как известно, не лучшие соседи.

Кроме того, мусоропроводы становились потенциальными источниками инфекций. Во избежание их распространения требовалось часто вывозить отходы из контейнера-сборника, тратить немало сил и средств на уборку и дезинфекцию. К тому же из-за сбрасывания габаритного мусора, чем то и дело грешили жильцы, периодически случались засоры.

Ощутив эти "прелести", жильцы стали просить найти другой вариант. Коммунальщики охотно шли навстречу – постепенно во многих домах мусоропроводы выводили из эксплуатации. К примеру, автор этих строк, росший  в панельной девятиэтажке с середины 1980-х, работающего мусоропровода не застал. А закутки вокруг них уже были превращены в кладовки для жильцов квартир, расположенных на этаже.

Еще одна из примет того времени – автомобиль-мусоровоз, приезжавший во двор несколько раз в неделю. В строго определенное время жители окрестных домов подтягивались к "месту встречи" с ведрами в руках. Целлофановые мешки для мусора еще не выпускались…

Выбрасывать можно было только твердо-бытовые отходы, за чем следила тетенька с совковой лопатой, контролировавшая процесс. Для пищевых  имелись установленные посреди двора деревянные будки, напоминавшие деревенский туалет. Причем не только внешним видом, но и, опять же, запахом. Особенно в летнюю жару. Лишь к началу 1990-х в нашем дворе появились привычные контейнеры, что позволило выносить мусор круглосуточно, а не бережно хранить его до очередного приезда спецтранспорта.

Фото: diecast.by

До самого дальнего подъезда - не более 100 метров

В 1995-м году отказ от мусоропроводов был регламентирован официально – решением Гомельского городского Совета депутатов. Изобретать велосипед не пришлось: контейнеры уже использовались для обслуживания домов малой этажности. С того времени мусоропроводы стали выводить из эксплуатации повсеместно. На сегодня они имеются в 729 жилых домах в количестве 1959 единиц. 

Начальник жилищного отдела Гомельского городского ЖКХ Валерий Растокин припоминает, что за годы его работы в должности было всего несколько обращений по поводу неиспользуемых мусоропроводов. Одну из жалоб написал минчанин, сетовавший, что его пожилой матери, живущей в Гомеле, тяжело выходить на улицу выбрасывать мусор. Но это, как говорится, частный случай.

К слову, контейнерные площадки устанавливаются с таким расчетом, что максимальное расстояние до самого дальнего подъезда составляет 100 метров. Бывают проблемы с выбором места, поскольку требуется соблюдение ряда санитарных и технических требований. Контейнерные площадки должны находиться на расстоянии не менее 20 метров до жилого дома или забора детского сада. Их нельзя обустраивать над подземными трубопроводами и другими коммуникациями и т.д. В общем, иногда сложно подобрать соответствующее всем параметрам место, но варианты находятся.

Площадки ограждают: раньше для этого использовались сетки-рабицы, сейчас – бетонные плиты. А веяние последнего времени – замена обычных контейнеров на те, которые будут с закрывающимися крышками. Это позволит улучшить эстетичный вид, а также избежать роя мух и преградить доступ бродячим кошкам, норовящим провести ревизию содержимого.

– Лично я, и как работник жилищно-коммунального хозяйства, и просто как гомельчанин – за контейнерный сбор отходов, – выражает мнение Валерий Растокин. – Это чище, цивилизованнее и просто привычно. К тому же теперь, когда мусор собирается в пакеты. Утром взял его и по пути на остановку выбросил в контейнер. Удобно и просто – не вижу никаких проблем…

Не видят альтернативы нынешней системе сбора мусора и на предприятии "Спецкоммунтранс", которое осуществляет транспортировку и переработку твердых бытовых отходов. В настоящее время в Гомеле насчитывается 2040 контейнерных площадок. 761 – во дворах жилых домов, остальные – ведомственные: на предприятиях, в организациях и учреждениях.

– Когда мусор вывозится с контейнерной площадки, его транспортировка обходится дешевле, чем если бы машина объезжала каждый подъезд, – говорит о преимуществах заместитель директора по эксплуатации КУП "Спецкоммунтранс" Галина Рудченко. – Особенно если учесть, что творится во дворах, которые вплотную заставлены транспортом жильцов. Из-за этого даже к одной площадке нашим водителям бывает проблематично подъехать, не говоря уж о том, чтобы маневрировать от подъезда к подъезду.

Второй момент – раздельный сбор отходов, который при использовании мусоропроводов просто невозможен. Стоит отметить, гомельчане стали более дисциплинированными и культурными в этом плане. Большинство уже приучились сортировать отходы, выбрасывая те, которые подлежат переработке: пластик, макулатуру, текстиль в желтые контейнеры, предназначенные для вторсырья. Раньше они заполнялись медленнее – достаточно было опорожнять их раз в 2-3 дня. Теперь же ставится вопрос о ежедневной вывозке…

Жилье продолжают строить с мусоропроводами

Не удалось найти людей, ностальгирующих по работающим мусоропроводам, и среди опрошенных знакомых. По той причине, что тех, кто помнит "как это было", среди них не оказалось. В Гомеле выросло уже не одно поколение людей, привыкших выбрасывать отходы в контейнеры, и о том, как могло бы быть иначе, никто не задумывается. Для размышлений хватает тем поважнее… 

Во всей идиллии, в общем-то, положительного опыта есть один странный момент. Дело в том, что жилье в Гомеле продолжают строить с мусоропроводами, которые заведомо не будут использоваться. Клапаны-приемники в них заваривают, очевидно, прямо в процессе монтажа. Закономерный вопрос – зачем? Ведь это дополнительный груз и без того нелегкой финансово-кредитной ноши, лежащей на плечах дольщиков.

Лет пять назад городские власти обращались с этой темой в Министерство строительства и архитектуры, на что получили однозначный ответ. Суть его сводилась к тому, что все дома строятся по единым типовым проектам, предусматривающим наличие мусоропроводов. И подгонять эти проекты под Гомель никто не станет.

Поэтому новоселы, как и когда-то их родители, обустраивают кладовки общего пользования. А фразы вроде "сходить в мусоропровод за картошкой" нисколько не режут слух…




-50%
-90%
-70%
-10%
-20%
-10%
-40%
-20%
-11%
-15%
-10%
0072356