Поддержать TUT.BY
Коронавирус: свежие цифры


Катя Пытлева, Александр Гойшик,

Главной темой новой дискуссии в дебат-шоу "Угол подозрения" стала одна из самых актуальных проблем современного общества - увеличение количества курящих, пьющих и пробующих наркотики подростков.

МВД Беларуси обсуждает введение штрафов для родителей, чьи дети нарушают запрет на курение и употребление алкоголя, а также обязательное тестирование учащихся на запрещенные вещества.

Но кто на самом деле должен отвечать за девиантное поведение подростков? Виноваты родители или проблема кроется в недоработках системы образования? Стоит ли вообще искать виноватых или лучше обратить внимание на зарубежный опыт профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков?



Эти и другие вопросы в эфире программы "Угол подозрения" обсуждали психолог, психоаналитик, кандидат психологических наук Михаил Покров; кандидат социологических наук, доцент Галина Бедулина и старший инспектор по особым поручениям управления профилактики МВД Сергей Янковский.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (25.96 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (210.58 МБ)

Ухудшается ли ситуация с употреблением спиртного, курением среди подростков? Почему никак не удается решить эту проблему?

Сергей Янковский:
Эту проблему тяжело решить не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным Национального статистического комитета, с 2001 по 2012 год увеличилось количество выпускаемого на душу населения спирта – с 8 литров до 12,6 литра на душу населения. В прошлом году совместно с ООН мы провели исследование и выяснили, что несовершеннолетние впервые пробуют алкоголь еще до 15 лет. Многие из опрошенных попробовали алкоголь в 10-13 лет. Мы хотим приучить родителей лучше контролировать своих детей и внести в Закон о правах ребенка соответствующее изменение.

Галина Бедулина: СМИ формируют новое отношение к алкоголю, наркотикам. Многие звезды шоу-бизнеса открыто заявляют, что были наркоманами. Поэтому среди подростков сейчас бытует три мифа. Первый: я один раз попробую наркотик, и мне ничего не будет. В подростковом возрасте все считают себя бессмертными, бесстрашными. Второй миф: если я попробую наркотики, я смогу излечиться. Третий миф: курение и алкоголь – это не наркотики. Эти три мифа формируют моду на алкоголь и наркотики. Раньше такого не было. Общество формирует толерантное отношение.

Михаил Покров: Формируется мода не только на прием алкоголя, но уже и наркотиков. Появились так называемые легкие наркотики, хотя, поверьте, легких наркотиков не бывает, как не бывает хорошего спиртного.

Также уменьшается возраст подростков, которые пробуют алкоголь, наркотики и табак. О какой возрастной группе идет речь?

Сергей Янковский:
Уже случается, и дети 10-12 лет пробуют впервые алкоголь. 30% пробуют алкоголь в 15 лет. Зачастую мы видим билборды с надписью "питьевая вода "Сваяк". Первая ассоциация со спиртным. Мы настаиваем, чтобы на законодательном уровне запретили такую скрытую рекламу.

По наблюдениям социологов, главная причина – негативные отношения в семье.

Галина Бедулина:
К сожалению, родители не знают специфики подросткового возраста. С одной стороны, подросток чувствует себя взрослым, но у него нет социальных навыков. В это время ребенок отдаляется от семьи, школы, мнение сверстников становится ему более важным. Для подростка здоровье не является социально значимой проблемой. Ему важно, как его принимают в его среде, лидер ли он, какими качествами он обладает. Педагоги должны выстраивать свои программы, учитывая эту специфику. Мы не пытаемся понять подростков.

Наши пользователи пишут, что родители часто сами подают плохой пример. Обращаются ли к вам родители, которые стараются справиться с девиантным поведением подростка? Что вы обычно рекомендуете?

Михаил Покров:
Искать виноватого – тупиковый путь. Лучше искать ответственного за то, что происходит в семье и жизни подростка, выяснять, насколько подросток готов взять эту ответственность на себя. Диссонанс в социальных требованиях к подросткам как к детям и их физиологии проявляется в том, что они не знают, куда использовать избыток энергии. Один из способов – подавление энергии, то есть курение и распитие спиртных напитков.

Галина Бедулина: Понятие сейчас изменилось. Зачастую родители кормят и одевают ребенка, но не интересуются его проблемами, интересами. В школу приходят родители, которые сами являются представителями молодежных субкультур, курят, толерантно относятся к легкодоступным наркотикам.

Что делать, если родитель занят, много работает и времени на ребенка не остается?

Галина Бедулина:
Родители часто просят школу оказать образовательное содействие, потому что многие не обладают элементарными навыками. Конечно, школа должна помогать, но кроме нее должны быть другие институты. Подростку нужно выделять свою комнату. Если ее нет, то хотя бы место в доме, куда могли бы приходить его друзья. Иначе подросток уйдет на улицу. Никогда не угрожайте своему ребенку. Например, мама говорит девочке: "Если будет что-то не так, я тебя выгоню из дома". Родители должны обсуждать досуг со своим ребенком. Но помните, для любого подростка будет важным посещение секции, если он посещает ее с другом или одноклассником. Поэтому не навязывайте ему свои интересы. Конечно, нужно стать другом для своего ребенка и принимать разную информацию, даже негативную.

Михаил Покров: Всегда нужно помнить важное условие, созданное природой: дети всегда смотрят на родителей и воспринимают их как образец для подражания. Если родитель курит, пьет, живет нечестно, говорит одно, а делает другое, все это копируется ребенком. Он воспринимает это на уровне энергетики, которая идет от родителей и от отношений между ними.

Сергей Янковский: Семья является одним из факторов, влияющих на отклонение в поведении ребенка. На него влияет и компания, окружающая среда. Он постоянно обучается, все воспринимает и анализирует. Бывает, что и из хорошей семьи ребенок совершает противоправные действия. Это не значит, что только из семьи пьяниц дети нарушают закон. Ребенок может попасть не в ту компанию, его попросят что-то сделать на "слабо". Школа и семья должны работать вместе, участвовать в воспитании ребенка. Сейчас есть много хороших психологов, которые могут помочь, но вопрос, хочет ли этого ребенок и сама семья. Во многих семьях есть и гиперопека, родители оправдывают то или иное действие ребенка. Если вы в присутствии ребенка негативно обсуждаете его учителя, ребенок точно так же будет относиться к педагогу.



Если зависимость подростка опознана, что делать дальше?

Галина Бедулина:
Зависимость нужно лечить, не все можно решить нравственными наставлениями. В этом поможет психолог, специалисты-медики.

Наши пользователи пишут, что в школе часто закрывают глаза на курение и распитие пива. Почему школа не штрафует их?

Сергей Янковский:
Никто не говорит, что надо сразу наказывать родителей или школу за то, что их дети или ученики плохо себя ведут.

Галина Бедулина: Когда был социальный контроль, люди сами отслеживали нормы поведения, и подростку в голову не могло прийти появиться перед взрослым с бутылкой пива. Девочке не могло прийти в голову курить перед взрослым. Это осуждалось.

Возможно ли привить иммунитет детям от дурного примера окружающей среды? Что делать родителям?

Михаил Покров:
Ребенок копирует родителя, не только когда он принимает алкоголь, но и когда он берет на себя ответственность за свои действия. Если это взрослый родитель (бывает, родители и сами еще дети), то и ребенок становится взрослым, берет ответственность на себя. Даже если он попробует алкоголь, он проанализирует и решит, что это ему не нужно, несмотря на то, что говорят об этом его сверстники. Человек принимает алкоголь, чтобы не взрослеть.

Правильно ли поступают родители, которые считают: все равно попробует, пусть лучше попробует со мной?

Михаил Покров:
Все зависит от смысла, который этому придается. Если дать попробовать, чтобы ребенок убедился, что это плохо, - это одно. А другое, когда это создает иллюзию, что взрослый тот, кто выпивает. Если ребенок будет пить с родителями, это в какой-то момент ему надоест, и он выйдет на улицу. Еще хуже, если он не выйдет на улицу, сидит дома и пьет. Даже если не пьет, это все равно плохо: это закрытый, инфантильный уход в себя или компьютер. Это тупик.
Когда я работаю с родителями, через 5-10 вопросов мы все равно выйдем на вопрос: вообще зачем вам дети? И это тупиковый вопрос почти для всех родителей. Они на самом деле не знают, зачем.

Эффективен ли метод ограничения карманных денег?

Галина Бедулина:
Если мотивировать подростка копить на дорогостоящую вещь, он не будет тратить деньги на сигареты и алкоголь.

Как сейчас наказывают тех, кто покупает детям алкоголь или сигареты?

Сергей Янковский:
У нас есть наказание как для тех, кто покупает, так и для тех, кто с ними пьет и кто продает им табачные изделия и алкогольные напитки. Штраф составляет от 3 базовых величин (3 млн руб.). Мы считаем, эта мера недостаточна, и ее надо ужесточить вплоть до лишения лицензии на реализацию спиртного данной торговой точкой (если говорить о продаже спиртного несовершеннолетним). Это будет стимулировать продавцов более щепетильно относиться к своим обязанностям. Доходит до тысячи фактов продажи несовершеннолетним алкогольной продукции.

В Америке гражданина, если он забыл права, не важно, на сколько он выглядит, не пустят в бар, не продадут алкоголь. Как обстоит дело с легкими наркотиками и курительными смесями?

Сергей Янковский:
Курительные смеси стали популярны в последнее время. В конце прошлого года в законодательство были внесены изменения, и было введено понятие "аналог". Ранее курительные смеси были полулегальны. Сегодня данный вид наркотиков нелегален.

Можете дать какие-то советы родителям?

Сергей Янковский:
К действиям ребенка, как хорошим, так и плохим, надо относиться критически. Не надо принимать чью-то сторону.

Галина Бедулина: Я бы переняла европейский опыт. Там не только школа отвечает за профилактику наркомании и алкоголизма. В Вене создано Объединение молодежных центров, где по проблемам молодежи организуются центры разной направленности. Кроме того, есть шесть бригад, которые с апреля по октябрь работают в парках: изучают интересы, проводят игры, чтобы отвлечь их от наркотиков. Для наркозависимых подростков помощь оказывается анонимно, работу ведут не министерства, а мэрия. Ребенок может получить возможность трудотерапии: за час работы получить 10 евро (работать можно максимум 4 часа в день). Формируется другая мотивация, подростки начинают осознавать свою социальную значимость и понимать, что наркозависимость – это болезнь. В этом центре подросток может бесплатно получить медицинскую, психологическую помощь, ночлег и трехразовое питание. Все это конфиденциально.

В школах собираются ввести обязательное тестирование на алкоголь и наркотики. Не будет ли это травмой для подростка, если об этом узнает вся школа? Или тестирование будет анонимным?

Сергей Янковский:
Как будет проходить тестирование, решится потом, когда будет ясно, что оно вообще будет. Наиболее целесообразно проводить его анонимно. Ребенок должен знать: что бы он ни сделал, ему помогут и дадут шанс исправиться.

Галина Бедулина: Очень важно, чтобы семье и ребенку помогали адаптироваться, чтобы не было ярлыка и подросток не чувствовал себя изгоем.

Как педагогу вести себя с подростками?

Галина Бедулина:
Нравоучения и морализаторство неэффективны, как показывает практика. Гораздо продуктивнее подключать молодежные центры, организовывать мероприятия, подключать подростков к волонтерской деятельности. Тогда повышается их социальная значимость.

Сергей Янковский: Какую бы работу мы ни проводили с ребенком, эффекта, который мы ожидаем, не будет. Результат будет, но не завтра, а через какое-то время. Надо понимать, что ребенок может ошибиться, как и любой человек, и он имеет право на ошибки.

Михаил Покров: Прежде чем бороться с употреблением подростками алкоголя и табака, надо определиться: курение и распитие спиртных напитков – это культурное поведение или нет. А чтобы была культура восприятия человеком других и самого себя, нужно научить его брать ответственность на себя. Это происходит, когда человек начинает что-то делать. У нас так построена культура воспитания и образования, что с 5 до 25 лет мы занимаемся только тем, что грузим головной мозг ребенка знаниями, и при этом они ничего не делают физически. Это одна из причин, почему человек начинает принимать наркотики: чтобы разгрузить нервную систему. В качестве примера скажу: я считаю, что первым уроком в школе нужно сделать урок труда. Если человек будет уметь что-то делать руками, он будет отдавать этот продукт другим, которые его примут вместе с самим человеком. Тогда отпадет необходимость приукрашивать себя с помощью алкоголя. Главный вопрос будет: кто что умеет делать?
-25%
-20%
-16%
-10%
-10%
-50%
-10%
-15%
-25%