Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Общество


Высокая исполнительская дисциплина и непоколебимая убежденность в экономическом превосходстве над бывшими советскими республиками помогают властям Беларуси преодолевать экономические диспропорции любого рода - таков лейтмотив последней пресс-конференции министра экономики Владимира Шимова. Сомневающимся было предложено в очередной раз заглянуть в зеркало "паритета покупательной способности" (ППС) и отразиться от него убежденными в проиллюстрированном превосходстве. В репертуаре Алана Чумака: повторение - мать убеждения.

Министр был не оригинален, не только огласив список национальных приоритетов ("экспорт, жилье и продовольствие"), но и оценив как "правильные" наблюдаемые метаморфозы в источниках финансирования трех святых составных частей рыночного социализма.

"В последний год мы резко сократили эмиссионное кредитование жилищного строительства, увеличили долю собственных средств населения и убедились в том, что это единственно правильный способ решения проблемы".

Как быстро летит время! Не прошло и пяти лет практических занятий экономикой, как наступило озарение. Блестящий, хотя и несколько неожиданный вывод для идеолога "канализированной эмиссии". От этой вдохновенной идеи стараются отказаться без шумных покаяний, а вот воспользоваться размерами прошлогодней инфляции для оценки масштабов проделанной работы по введению единого курса министр не преминул. Падение рентабельности и причины ускоренного "вымывания" оборотных средств из предприятий различных отраслей народного хозяйства Шимов объяснил темпами девальвации: планировалось девальвировать на 80%, а пришлось на 260%. Грандиозность решенной задачи есть величина, обратная глубине недавних заблуждений?

Прозрение проходило предположительно по следующему политически изящному алгоритму: первым о вреде эмиссионного финансирования жилищного строительства осенило президента, вторым - премьера-министра, а третьим, надо полагать, министра экономики или председателя правления Нацбанка (сами пусть определяют) и далее - по ранжиру. Наверное, кое-где на местах еще пребывают в состоянии "должностной умственной отсталости" - оттого и требуют дешевых кредитов.

Зато теперь появилась почва для "единственно верного решения", позволившего министру (в ходе пресс-конференции) предаться публичным рассуждениям о введении законной собственности на землю, отсутствие которой мешает развитию жилищно-строительной мысли до либеральных высот ипотеки.

Второй приоритет - аграрный сектор - вернул министра к суровой реальности. Но... Сеанса аграрного мазохизма не последовало, так как докладчик оказался противником такого рода самоистязаний и лихо перескочил от отца и сына к святому духу, т.е. к внешнеэкономической деятельности. Здесь ему была очевидна двоякость итогов: буйный рост экспорта и импорта вылился в небывалое отрицательное сальдо внешнеторгового оборота "около 1,1 миллиарда долларов - это больше, чем в предыдущем году".

Перечисление этих и других хорошо известных экономических "удач" вынудило министра уйти в другую систему координат. С оговоркой "хоть вы это дело не любите и не уважаете" Шимов зачитал, разгоняя печаль, наши достижения на фоне других стран СНГ в системе ППС за 1999г.: "ВВП у нас 6.886 долларов на одного человека, что больше, чем в России - 6.839". Но далась победа нелегко. И прокомментировать ситуацию можно словами самого министра, сказанными чуть позже по поводу конкурентоспособности сельхозпродукции: "При чертовски дешевом живом труде мы имеем продукцию, которая по ценовому фактору да и по качественным параметрам сегодня сложно реализуема на рынках". Нетрудно подсчитать, что в карман, т.е. в виде зарплаты, к среднестатистическому белорусу попадает 11,1% от названной суммы, вынуждая его вместо чувства законной гордости испытывать чемоданное настроение, конкурируя на нелегальных рынках труда Европы с безнадежно отставшими по ППС ВВП украинцами и казахами. Но, слава Богу, еще не за место в трейлере среди нелегалов-папуасов.

У нас - особенная гордость. Уважая ее, последние пять лет международные финансовые организации своих денег и рекомендаций не навязывали, предпочитая мониторить из-за бугра. Теперь, пользуясь терминологией белорусского президента, - будут наблюдать из "зверинца" за делами внутри нашего вольера.

Экономика страны находится в том состоянии, когда источники ресурсов выбирать не приходится, и мы вынуждены задумываться не о размерах темпов прироста ВВП, а о качестве роста. Поэтому к проблеме ресурсов Шимов возвращался постоянно. Например, выполнение текущих заданий сельскохозяйственного производства было напрямую связано с ресурсами банковской системы и возвратом кредитов прошлых периодов. Сказано это было без должного оптимизма, так как и "банковская система не столь сильна", и возврат кредитов может не произойти в желаемых объемах.

В основе увеличения налоговой нагрузки на предприятия те же причины: "В силу отсутствия ресурсов, в силу того, что мы не имеем достаточного количества внешних инвестиций. Вот смотрите: мы по внешним инвестициям в 2000 году красиво увеличили в два раза объем привлечения внешних инвестиций. Но когда посмотришь, что стоит за этими разами, то становится в какой-то мере и грустно. Потому что это всего 135 миллионов долларов. Это чрезвычайно маленькая доля, которая составляет 4% от общего объема инвестиций. В большинстве стран внешние инвестиции составляют порядка 30%". Изменить это положение можно только начав переговоры с МВФ. Поэтому вынужденное согласие белорусского правительства с МВФ на неприятные предварительные условия шестимесячного надзора можно тоже рассматривать как экономический итог прошедшей пятилетки.

В соответствии с достигнутыми договоренностями правительству предстоит пересмотреть бюджет на 2001г. ввиду роста зарплаты до $100, прекратить практику издания директив банкам по кредитованию сельского хозяйства и других приоритетных секторов, а также осуществить первоначальные конкретные шаги в области либерализации цен, т.е. начать с отмены предельных индексов их роста по отдельным отраслям народного хозяйства.

Министр подтвердил, что в ходе мониторинга западные эксперты желают убедиться в реальной "неинфляционности" найденных правительством источников повышения заработной платы. Последнее становится особенно интересным на фоне январского падения темпов прироста ВВП, которые составили 2% вместо прогнозируемых правительством 4-5%. Дело в том, что, по предварительным оценкам экспертов МВФ, темп прироста ВВП для достижения 100-долларовой зарплаты должен быть на 1,5% больше прогнозируемого.

Но результаты по темпам прироста ВВП в январе-феврале Шимова не тревожат, потому как они для года нехарактерны, а рост цен в 4,8%, наоборот, очень характерен и вселяет уверенность в дальнейшем снижении уровня инфляции. К тому же, успокоил министр, "растет весомость одного процента прироста", а темпы объективно падают. А мы-то по наивности думали, что динамика таких показателей, как ВВП, зависит в первую очередь от объемов и ставки рефинансирования. Чем выше учетная ставка, тем ниже объемы финансирования, индекс инфляции, занятость и т.д.

Исходя из взятого ориентира по индексу инфляции в 2,5%, нетрудно нарисовать экономическую картину года при условии его соблюдения. Надо бы приготовиться к тому, что вместе с инфляционным потенциалом угаснут до разумных пределов и промышленность, и сельское хозяйство. В эти закономерности следует верить больше, чем идеологически выдержанному министру.

Белорусская Газета