/

Фото: bymedia.net
Лишь 19 государственных вузов из 45 полностью выполнили план приема на бюджет. Недобор в частные вузы составил 46%. Об этом сегодня на пресс-конференции в Минске сообщил первый замминистра образования Александр Жук.

Всего в этому году в вузы Беларуси было зачислено 61,5 тысячи абитуриентов (в прошлом году - 83,7) - это на 22,2 тысячи (26,5%) меньше, чем в 2012 году. На бюджет в этом году принято 27,9 тысячи человек (в 2012-м - 30,87, в этом году - на 9,7% меньше). На платное обучение в этом году зачислено 33,6 тысячи человек (в 2012 г. - 52,8), что на 36,4% меньше, чем в прошлом. Прием осуществляли 54 вуза: 46 государственных и 9 частных. В частных вузах в этом году недобор составил почти 46%.
 
Неудовлетворительные результаты на ЦТ (0 баллов) получили 208 абитуриентов, в прошлом году таких было 856. В основном, это тестирование по физике и математике. "Не преодолели нижний порог 11,5 тысячи одновременно по двум предметам, тысяча - по трем. Это значит, что люди идут без всякой подготовки", - рассказал председатель Совета Республики Анатолий Рубинов.
 
Максимальный результат в 100 баллов получили 247 абитуриентов по 13 предметам, в прошлом таких было 123 по 10 предметам. Два абитуриента набрали 100 баллов по трем предметам, 18 человек получили 100 баллов по двум предметам.
 
Недобор, отметил первый замминистра образования Александр Жук, наблюдался на педагогические специальности физико-математического профиля. По его словам, это связано с повышением порогового балла. Напомним, с этого года не могли поступать в вузы те абитуриенты, которые набрали на ЦТ меньше 10 баллов по русскому языку, меньше 15 - по физике, математике, биологии, химии; меньше 20 - по обществоведению, иностранным языкам, истории Беларуси, всеобщей истории и географии.
 
Однако, например, два региональных вуза - Витебский госуниверситет им. Машерова и Гродненский госуниверситет им. Я.Купалы - на 100% осуществили прием на педагогические специальности на физику и математику, отметил Жук. "Они (эти вузы. - TUT.BY) проводят очень системную профориентационную работу с абитуриентами своего региона. Это не только день открытых дверей, но и различные олимпиады, в том числе олимпиады и интернет-олимпиады и т.д. Сегодня мы видим, что возникает конкуренция между вузами, и успешным будет тот, кто ведет соответствующую работу". 

Как повлияло изменение пороговых баллов?

"Такая планка позволила отсечь почти 41 тысячу абитуриентов, которые не прошли этот порог. Порог - это положительная мера. Это было правильно. Повышены требования к тем, кто поступает, повышено качество их подготовки", - уверен Анатолий Рубинов. Причем, подчеркивает он, за счет того, что "отсекли слабых", в этом году повысился и уровень знаний абитуриентов: "Проходные баллы на все специальности на бюджетной форме, по крайней мере, не опускались ниже 96. В прошлом году были случаи, когда проходными были и 46 баллов". По некоторым специальностями проходные баллы увеличились с 20 до 100.

"Мы проводили мониторинг в девяти пунктах тестирования и заметили, что на ЦТ по физике и математике до 40% абитуриентов покидали аудиторию в течение первого часа. Это значит, что они пытались не решать задачу, а пытались угадать (правильные ответы. - TUT.BY ). Сегодня мы видим, что как раз те, кто осуществлял таким образом сдачу экзамена, не прошли эти пороговые баллы", - добавил Александр Жук. При этом, подчеркнул Анатолий Рубинов, сегодня уместно вести речь о том, что в Беларуси, возможно, "перебор, а не недобор" в вузах. По его словам, сегодня в Беларуси на одного рабочего приходится три специалиста с высшим образованием.
 
"Надо бы нам в государстве проанализировать всю ситуацию с кадровым потенциалом в стране - сколько и кого нам надо. У нас явные диспропорции сейчас. Например, сегодня заявленное количество для приема в вузы - 97,5 тысячи. А может, нам столько не надо? В 1991 году было 37,5 тысячи, - говорит Анатолий Рубинов. - А например, в ПТУ в этом году в 2 раза меньше заявляется мест - примерно 36 тысяч, в то время как в 1991 году было 72 с лишним тысячи. Это же явная диспропорция. Она не соответствует даже и международному опыту: в развитых странах пропорция зависит от уровня производительности труда. Надо поднимать авторитет средних специальностей и, соответственно, надо поднимать и дальше планку (пороговые баллы) для поступления в вузы".
 
Первый замминистра образования Александр Жук, в свою очередь, добавил, что такая диспропорция появилась, скорее, за счет платников (особенно заочников), потому как количество бюджетников в ссузы и вузы заявляют примерно одинаковое. "Если посмотрим по бюджету, то в вузы набрано 24,1 тысячи, а в ссузы - 25,3 тысячи и плюс еще профтехучилища. То есть, по количеству бюджетников у нас ситуация, сравнимая с тем, что происходит в развитых странах. В вузах сегодня учится больше платников, чем бюджетников. Особенно это касается заочников. Думаю, мы эту задачу решим". На вопрос, каким образом, замминистра не ответил.
-54%
-20%
-14%
-40%
-20%
-30%
-20%
-20%