Поддержать TUT.BY
68 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  2. Узнали, какая ситуация с краудфандинговыми площадками, основатель которых — Эдуард Бабарико
  3. Активно протестовавший «Гродно Азот» доверили бывшему вице-премьеру Ляшенко
  4. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  5. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  6. «Шатать и раскачивать нас будут». Лукашенко назначил нового госсекретаря Совбеза
  7. Долги давят на баланс. БМЗ ждет новую порцию поддержки от государства
  8. У Комитета госконтроля новый «старый» руководитель
  9. Песков — о дворце в Геленджике: Кремль не имеет права разглашать
  10. Экс-студента БГУИР судят за частичный срыв занятий. Кажется, преподаватели не согласны с тем, что «срыв» был
  11. Экс-студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, внезапно отпустили с Окрестина
  12. «Выживали — по-другому и не скажешь». Каково сейчас на Окрестина, где не принимают передачи
  13. «Люди спрашивали, как мы живем». История семьи с незрячими родителями и здоровым малышом
  14. Четыре спальни, гостиная и терраса. Проект каркасного дома на 108 «квадратов» со сметой
  15. «Как будто хотят сделать процедуру сложнее». Ковалкин — о грядущих изменениях по обращениям
  16. Задержанные на акциях в поддержку Навального — о нарушении прав, отношении полиции и своей мотивации
  17. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  18. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  19. Врач Никита Соловей больше не главный инфекционист Минска
  20. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  21. Собрали протестные флаги районов Минска в одну карту. Полюбуйтесь на этот креатив
  22. Смотрите, что творится на дорогах Гродненщины, которую накрыл циклон «Ларс»
  23. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  24. Прокурор запросил пять лет за тяжкие телесные повреждения милиционера. Обвиняемый 12 дней был в реанимации
  25. Видеофакт. В Минске замечена бронемашина — ранее ее не удавалось опознать
  26. За сутки в стране всего 847 случаев COVID-19 — в два раза меньше, чем в воскресенье
  27. Топ-баскетболистка Беларуси не верит, что в стране все останется как есть. И вот почему
  28. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  29. У кого было больше шансов найти работу в кризисный 2020 год? Вы удивитесь, но это не «айтишники»
  30. Кадровый вторник, представители МВД в суде, Ян Солонович на свободе. Что происходит 26 января


/ / Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа, ЦУМа

Мы каждый день проходим мимо магазинов, и неизбежно на глаза попадаются витрины, лицо любого магазина. Кто создает мир застывших образов и кому мы обязаны новогодним настроением зимой? Что надо, чтобы витрина заставила ахнуть и застала покупателя врасплох? Какие витрины были 10 лет назад и что изменилось теперь? Обо всем этом TUT.BY расспросил художников-оформителей самых популярных минских универсамов.

 

 

 

ГУМ: "Если о тебе говорят, это уже хорошо"

7 лет назад в ГУМе сменился состав художников-оформителей, и на смену пенсионерам пришли молодые люди с горящими глазами и кучей идей. Теперь 5 человек полностью отвечают за убранство магазина не только снаружи, но и внутри. Как выяснилось, не так просто получить место художника-оформителя. Все проходят собеседование, показывают свои работы, потом выполняют задание и затем проходят испытательный срок 3 месяца. "Мне дали угол в отделе постельного белья и сказали: оформляй подиум. Делай, что хочешь: хочешь, манекен поставь. Я шила на подушках композицию со спящей куклой. Никому нельзя было мне помогать - это было мое задание", - рассказывает Тоня.

Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
 
Художник-оформитель - на все руки мастер: он занимается декорированием, дизайном, подсветкой, разрабатывает рекламу, вывески. Причем работать надо не только в самом ГУМе, но и в его филиалах, продовольственном магазине и на выездах на "Дажынкі". Бывает, что надо полностью оформлять магазин, разрабатывать фирменный стиль или капитальный ремонт. "Мы даже идем и выбираем краску для фасада, чтобы был именно задуманный нами цвет". Поэтому на работе надо быть гибким, все уметь, иметь художественное образование, вкус, уметь мастерить руками и знать программы.
 
Это не сидячая работа, и даже опасная. "Мы часто поднимаемся на высоту, на стремянку залезть - это уже обычная вещь. Физически это сложно. Паша (единственный мужчина в коллективе. - TUT.BY) в отпуск ушел, уже мальчика нет, и мы, маленькие девочки (художники-оформители - хрупкие юные девушки. - TUT.BY), тащим все сами. А когда рассказываешь кому-то, что работаешь в ГУМе, спрашивают: "А что ты там делаешь? Там же делать нечего". А работы на самом деле много. На один выезд выехать: огромная палатка, залезь и все повесь. А на "Дажынкі" едешь в тот город на пару дней. Но мы молодой коллектив, все дружим, и нам весело внутри", - со смехом говорят художники.
 
Оказалось, что процесс создания витрины далеко не простой: сначала каждый разрабатывает свою идею, придумывает концепцию, потом все обсуждают, и выводится некая единая тема и вид, который приобретет витрина. Затем идея согласовывается с руководством. Здесь важна не столько тема, сколько бюджет. "Нам нужны материалы, бывает, что-то затратное, что мы сами не в силах достать. Сейчас на осень нужно сено, корзины. Нам надо отчитаться, чтобы это предоставили". А дальше разрабатываются детали, прорисовываются витрины, определяется, где какие манекены будут стоять, в каких позах и во что они будут одеты. Что можно достать, молодые люди достают, а остальное делают своими руками. Например, в момент нашей встречи они лепили грибы из папье-маше.
 
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
 
На эффектные идеи вроде крутящейся витрины или клеток с живыми птицами денег вряд ли выделят. Ребята признались, что иногда им делают замечания, что они слишком много тратят, и просят укладываться в бюджет. "В полете мыслей нас не ограничивают. Мы можем придумать что-то невероятное, но если это будет очень дорого для магазина, мы сможем воплотить это только своими силами". 
 
Следующий этап - выбор одежды из магазина для манекенов. "Конечно, мы не будем брать вещь, которая стоит 4-5 млн. Для оформления надо обойтись более дешевыми вещами. Но вообще мы отталкиваемся от эскизов и идей, берем, что нравится", - делятся секретами декораторы. Бывает, одежда не подходит, и она заменяется тканью.
 
На вопрос о реакции публики на необычные витрины молодые люди ответили просто: "Мы видим, что кто-то смеется, но в основном люди подходят и благодарят. Им нравится, что мы делаем. В любом случае, если о тебе говорят, это уже хорошо: плохо или хорошо - о тебе говорят. Всегда найдутся люди, которым что-то не нравится. Под всех не подстроишься". И добавляют, что, так как это ГУМ, центральный магазин города, они не могут себе позволить вольности и реализовать все, что творится в головах, и стараются сдерживать себя в рамках дозволенного. "С прошлой витрины зимы с чучелами животных мы дали себе волю, похулиганили. Получилось стильно, но отзывы были разные. Этот сезон мы решили сделать более легким и веселым", - заверяют художники.
 
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
 
Витрина кардинально меняется два раза в год, так как требует много сил и денег, поэтому при смене сезонов витрины слегка обновляют, что-то меняя, убирая и добавляя новое. К Новому году отдел начинает готовиться уже с осени: в сентябре начнется разработка витрин и всего оформления магазина. Это единственное время, когда работать приходится ночью: гирлянды и украшения вешаются, пока нет посетителей. Это самая масштабная перемена магазина в году: преображаются все этажи магазина, каждый уголок. Обычно вся витрина ГУМа, инсталляция целиком, меняется 2 недели. Смена только одной-двух витрин занимает полдня. Но к самому процессу смены декораторы готовятся полгода: чтобы очень быстро все занести и вынести.
 
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа

Вопрос о будущем заставил всех задуматься ненадолго: "Сложно загадывать, все-таки государственное предприятие, зарплата может измениться. Тут не так много платят, как в Москве. Но это бесценный опыт". Декораторы работают над собой, ходят на курсы, изучают флористику, дизайн, новые программы. "Жизнь идет, а ты здесь сидишь, и ты сам лично должен расти дальше, - убежденно говорит Инесса. Когда я пришла (13 лет назад. - TUT.BY), у нас еще не было ни компьютера, ни плоттера, мы все резали руками, рисовали, пилкой выстругивали. В 2005 году витрины нам оформляла фирма на заказ, но это получалось дороже, чем держать штат художников-оформителей. Но зато когда всё стали делать мы сами, не знаю как финансово, но морально нас оценили".
 
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Дизайн витрин к 60-летию магазина
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа Снимки предоставлены художественным отделом ГУМа
   

ЦУМ: "Мы живем в нашей стране и прекрасно понимаем, что должно быть"

В ЦУМе оформители новогодних витрин в первую очередь отталкиваются от того, какой год наступает. Далее подбираются идеи, составляется и согласовывается эскиз. 4 витрины обычно тематические и постоянно меняются в зависимости от праздников, а 4 витрины представляют товары отделов магазина (радиотехника, спорт, детские товары, посуда). В последних обновляется только ассортимент. Однако, по словам художников-оформителей, витрины во время распродаж плохо видно из-за больших наклеенных надписей. На вопрос, просит ли кто-то делать витрины национальной тематики (в частности, на хоккейную тему, как сейчас), Татьяна Загородная, художник-оформитель ЦУМа, ответила: "Мы живем в нашей стране и прекрасно понимаем, что должно быть. Вся страна готовится к этому, поэтому мы сами предложили сделать такую витрину".
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа
 
Про принцип отбора вещей художники рассказали: "Мы можем разрезать майки, надеть их на манекены, повязать ткань и сделать, чтобы это было интересно, чтобы покупатель, проходя мимо, увидел, что из этого можно сделать. Я могу взять и оранжевую сумку, которая не пользуется спросом, но она подходит для витрины, мы ее забираем. Я не обращаю внимания на то, продается она или нет: она по цвету подходит". По словам коллектива, чтобы работать художником-оформителем, нужно обладать вкусом, мыслить неординарно, иметь пространственное воображение.
 
"За 15 лет работы в ЦУМе еще ни разу не было курьезных случаев. ЦУМ всегда считался и считается широким и открытым магазином. Чтобы витрины были благодатные для зрительской аудитории, никаких запретов нет. Если есть, то мы настаиваем, и нам идут навстречу", - делится Татьяна Анатольевна. Всего в отделе работают 6 человек, "4 не очень молодых и 2 очень молодых". Витрины оформляются где-то 3 недели и в это время стоят зашторенные, а сам процесс подготовки занимает 1,5 месяца. На оформление выделяется бюджет, но сотрудники заверяют, что могут предложить безумную идею, и она воплотится. Правда, бюджета придерживаться все же нужно. "На 9 Мая была такая витрина: мы делали вечный огонь, Брестская стена из пенопластовых кирпичей, солдаты с фронта - сами импровизировали", - рассказывает молодой сотрудник Наталья Симакова.
 
По словам художников, отзывы посетителей магазина, скорее всего, приходят в отдел, но до них не доходят. Зато когда они выходят на улицу подправить что-то на витрине, покупатели активно делятся своим мнением. "Одна женщина сказала, что ходит к нам каждый раз как в музей, ходит и восторгается". И самый приятный момент в работе, когда витрины только открываются, и первые зрители, дети, радуются.
 
Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа
Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа Снимки предоставлены художественным отделом ЦУМа
 

Бывший художник-оформитель: "Зрителя надо заинтриговать, облапошить и раскрепостить"

Герман примерно 10 лет назад работал в одном из крупных универсамов художником - оформителем витрин и проработал там год. "У директора есть заместитель, которая курирует работу художников-оформителей. Очень много зависит от нее. Наш заместитель директора была немного помешанная на религии и навязывала определенную тематику, именно связанную с религией. Это раздражало. Я лично вырезал здоровенного ангелочка из пенопласта как скульптуру".
 
По словам Германа, ему хотелось придумать что-нибудь новое, и это, в общем-то, приветствовалось, но чаще всего склонялось к отработанным, накатанным схемам. У руководства, по его мнению, не было понимания, что оформление магазина надо задумывать как концепцию. "Важно рассчитать психологию обывателя. Он должен прийти в магазин, а ты должен его поймать, заинтриговать, немного облапошить, зомбировать. Для начала его нужно выбить из колеи. Он приходит, загруженный своими проблемами, непонятно зачем. Его нужно чуть-чуть шокировать, потому что шок означает раскрепощение. У него сваливаются мешки с плеч, он может посмеяться, удивиться, быть ошарашенным. Потом уже живого человека, не с поникшей головой, ты начинаешь заворачивать в магазин".
 
Фото с сайта vitrinistika.ru
Витрины зарубежных магазинов. Фото с сайта vitrinistika.ru
Фото с сайта vitrinistika.ru
Фото с сайта vitrinistika.ru
Фото с сайта vitrinistika.ru Фото с сайта vitrinistika.ru Фото с сайта vitrinistika.ru
Фото с сайта vitrinistika.ru Фото с сайта vitrinistika.ru Фото с сайта vitrinistika.ru
 
Герман предлагал руководству потратиться на многосложные часы с движущимися фигурами, потому что считал, что это окупилось бы в момент. Таких часов не было в Москве, не было больше нигде в Минске и на них пришли бы смотреть не взрослые, а дети. Родители приводили бы в магазин детей, а сами делали бы покупки. И весьма вероятно, что магазин стал бы пунктом посещения в экскурсионных турах. Бывший художник-оформитель ушел сам, потому что получил лучшее место, и добавил, что для работы такого типа в магазинах "очень большое значение имеет возня, сплетни. Кто-то кому-то что-то говорит, кто-то на кого-то обижается". 
-16%
-50%
-10%
-20%
-10%
-50%