Поддержать TUT.BY
142 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Больше 1000 долларов за две недели». Бухгалтер на пенсии открыла онлайн-школу и учит печь хлеб
  2. В Беларуси не хватает более 2 тысяч врачей и столько же — медсестер. В Минтруда рассказали про дефицит специалистов
  3. «Не надо изобретать велосипед». Минский архитектор показал, как выглядит его загородный дом
  4. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  5. МВД прокомментировало жалобы на условия в ИВС на Окрестина и в Жодино и показало видео из изолятора
  6. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  7. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  8. Налоговики создадут «супербазу» доходов населения. Какую информацию включат в нее
  9. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  10. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  11. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  12. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  13. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  14. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  15. Последняя официальная статистика по коронавирусу в Беларуси: за сутки умерло 10 человек
  16. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  17. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде
  18. «Затеял игру в президентство». В суде над Бабарико допросили свидетеля в наручниках и озвучили жалобы
  19. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  20. В Беларуси хотят разрешить создавать партии только постоянно проживающим в стране гражданам
  21. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  22. «По фестивалю решили ударить». Директор «Славянского базара» о том, что вокруг него происходит
  23. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  24. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  25. За прошлый год белорусов стало меньше на 60 тысяч
  26. В Украину не пустили автобус из Беларуси: у всех 35 пассажиров — поддельные справки о ПЦР-тестах
  27. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  28. Умер муж королевы Великобритании принц Филипп. Ему было 99 лет
  29. В Мингорисполком подана заявка на проведение «Чернобыльского шляха»
  30. Доски стали «золотыми»: пиломатериалы подорожали в два раза. Разбираемся, что происходит


Мария ЭЙСМОНТ,

Фото: photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
Недобор на эти специальности в текущем году был даже на бюджетные отделения педвузов страны. Вакантными остались почти 70% бюджетных мест. Не выполнены планы приема и по другим педагогическим специальностям.


Эксперты не видят в этом сенсации. Говорят, что итоги нынешней вступительной кампании в педагогических вузах – это закономерность. Сегодня сфера педагогического образования переживает не просто кризис – она разваливается. И на любые заявления типа "а больше учителей стране и не нужно, потому что уменьшается количество школьников, сокращается число школ" приводят свои аргументы.
 
– Нынешний год не первый, когда педвузы не выполнили план приема студентов на обучение за счет бюджета, – говорит репетитор по физике и математике Евгений Ливянт, который уже не один год исследует проблему школьного образования. – Такова тенденция последних лет. И это на фоне того, что педвузы снижают контрольные цифры приема.
 
Например, в прошлом году на физический факультет минского педагогического университета план приема на бюджет был 130 мест, в этом его сократили до 85! И что? В прошлом году на физфак поступило 85 человек, в этом документы подали только 29 человек! То же и с математикой. На математический факультет в этом году планировалось набрать 115 человек, желающих учиться оказалось только 52. В прошлом году план приема на бюджетное отделение этого факультета был 135 мест, подали заявление 132 человека. Из них за год отчислено больше 30 первокурсников. К слову, доучиться до 2-го курса из поступивших на физфак в прошлом году 85 человек смогли чуть больше 50.
 
Аналогичная ситуация во всех наших педвузах – Могилевском государственном университете имени Кулешова, Мозырском государственном педагогическом университете и других.
 
Причем хочу особо отметить: последние лет семь снижается и проходной балл для поступления в педвузы. Туда идут худшие абитуриенты.
 
– Мне кажется, это тенденция не только последних семи лет.
 
– Возможно, педвузы никогда не были самыми престижными вузами. Поговорки типа "У кого ума нет – идет в пед" существуют давно. Но в 1980-е годы – время моего студенчества – не то что в пединститутах, в педучилищах половина группы – это были девушки-отличницы, которые потом поступали в пединституты. Я заканчивал физфак БГУ, педагогическое отделение, и половина моих однокурсников – это были ученики со средним баллом аттестата 4,5–5. Минимум трое из моих однокурсников сегодня – это профессора, которые работают в США и Швеции.
 
То, что происходит сегодня в сфере педагогического образования, – это уже не кризис, это развал. Количественные изменения, когда желающих идти в учителя становилось все меньше и меньше, перешли в качественные. С 2011 года на многие специальности педвузов берут всех подряд, проходные баллы даже не считают. В нынешнюю кампанию даже на таких условиях на физико-математические специальности педвузов набрано приблизительно 30% от плана, причем плана, сокращенного по сравнению с прошлым годом. И ведь не факт, что все эти ребята смогут учиться, не будут отчислены за неуспеваемость, потому что не смогут освоить университетскую программу. Значит, можно считать, что преподавание физики и математики в наших педвузах заканчивается. Но если нет студентов, у преподавателей нет работы. Их уволят, никем не заменив. Цепочка последствий от недобора в педвузы имеет много звеньев.
 
– Например?

– На мой взгляд, никакой модернизации промышленности в нашей стране не получится. Проанализируйте мировой рейтинг среднего образования PISA. Какие страны занимают там первые строчки? Южная Корея, Китай, Сингапур, Финляндия, Швеция. Страны, в которых произошла реальная модернизация экономики. Не знаю, что тут причина, а что следствие, но четкая зависимость связки "образование - модернизация" прослеживается.
 
– И какой выход? Кто-нибудь ищет рецепт для спасения белорусской школы?

– Сложно сказать. Ни для кого не секрет, что одна из основных причин – это падение престижа профессии учителя. Школьных педагогов превратили в низшую касту общества.
Минобразования вроде бы вело разговоры о том, что необходимо введение каких-то льгот для всех учителей, специальных надбавок для молодых специалистов, повышение стипендий в педвузах, введение отсрочки от армии для мужчин, работающих учителями. Совещание по данной проблеме анонсировалось, но, кажется, так и не состоялось. По крайней мере я так и не нашел в прессе упоминания ни о самом совещании, ни о принятых на нем решениях.
 
Более того, складывается ощущение, что в стране делается все для того, чтобы учителя бежали из школы. Такой бюрократии, бумаготворчества, какие есть сейчас в школе, не было никогда. Школу просто парализовало безумное количество справок, отчетов, мифических планов, рейтингов и прочего бреда. Как и перегруженные ненужным материалом школьные программы, ужасные учебники. Знаете, мне школьные программы напоминают набор из пазлов разных размеров, которые насыпали из коробок с разными рисунками – ничего не стыкуется!
 
Речь идет о системном кризисе школьного образования, и давать какие-то простые рецепты – это глупость. Для начала необходимо официально признать этот кризис. Только в этом случае будет смысл искать ответ на вопрос “Что делать?".
 
Каждый год у нас строится огромное количество домов, множество строений капитально ремонтируется. Все это делается с большими недостатками. Совещания на самом высоком уровне по решению проблем в строительстве проходят чуть ли не каждый день, принимаются какие-то меры. Люди, в конце концов, получают новые или отремонтированные квартиры, пусть и с множеством недоделок. А в образовании уже много лет ничего не строится и ничего не ремонтируется – все только ветшает и разваливается. А руководители системы образования только водят хороводы с заклинаниями то в одну сторону, то в другую.
 
– Сегодня еще есть кому учить наших детей?

– Очень хорошие учителя еще есть. Но их становится все меньше и меньше. Показательным был прошлый год. Несколько моих знакомых учительниц возраста 35–40 лет, у которых еще и возраст трудоспособный, и опыт есть, и категория высшая, ушли из школы в середине учебного года. Для них это был решительный шаг. Это те отличницы из 1980 – начала 1990-х, которые мечтали быть учителями – и стали, но и они не смогли больше работать в нашей школе.

Статья опубликована в печатной версии газеты "Народная воля"
-50%
-20%
-20%
-40%
-15%
-20%
-30%
-11%