Ксения Ельяшевич,

В интернете появились любопытные сферические панорамы, среди которых - терриконы "Беларуськалия", гранитный карьер в Микашевичах, гребной канал в Заславле, микрорайон Каменная Горка-3 в Минске и многие другие. Как рассказывает их создатель, минчанин Сергей Клюкач, все родилось из простой любви к технике и желания упростить работу картографам. Но больше всего "технаря" тянет снимать современные строительные объекты: "они ведь более динамичные".

- Сначала это был профессиональный интерес – я имею некоторое отношение к геодезии, топографии и картографии, несмотря на то что я радиоинженер. И мне стало интересно, как упростить традиционную съемку с оптическими приборами. Ведь все это можно просто сфотографировать сверху, смоделировать на компьютере и получить готовый 3D-объект,
- рассказывает Сергей Клюкач.

Камера устанавливается на специальный мультироторный вертолет – он представляет из себя рамную конструкцию с восемью пропеллерами по окружности. Все это управляется с земли радиопультом, на котором можно сразу видеть картинку сверху. На одну аэрофотопанораму в общей сложности уходит от одного до двух дней. Самый тяжелый и трудоемкий процесс – скомпилировать потом все фото в одну общую объемную картинку. Порой речь идет о сопоставлении 50, а то и 100 снимков.

- Если говорить о времени съемки, не учитывая вещей очевидных (время на дорогу), то от момента открытия багажника и до момента, когда я все отснял, сложил оборудование и закрыл багажник авто, уходит не больше получаса. Делаю все быстро, как разведчик, - смеется наш собеседник.

Соляные горы в Солигорске:


Радиоинженер рассказывает, что очень любит заниматься "техническим творчеством":

- Готовые комплексы для такой съемки на рынке продаются за несколько десятков тысяч долларов. Сначала, когда я увидел, сколько они стоят (а это около 30 тысяч долларов), то бросил об этом мечтать. А потом подумал: а не собрать ли все самому? В результате получилось в десять раз дешевле. На все ушло полтора года. Были и "краши" (англ. crash - "поломка". - TUT.BY) – непоправимые моменты, когда все разбивается в клочья. Только когда пройдешь весь этот путь, становится понятно, как им управлять. Это очень капризный в управлении механизм: нужно и чувствовать оборудование, и знать его особенности. Да и вообще остерегаюсь некоторых моментов, связанных с погодой: сильного ветра, летать около воды или там, где есть люди. Все-таки конструкция весит около 2 килограммов. К тому же вращающиеся пропеллеры...

Одной из самых интересных Сергей считает панораму паромной переправы в Паричах:

- Это довольно известное место для тех, кто постоянно курсирует из Гомеля в Минск. Когда я там проезжал, мне всегда было интересно там осмотреться. Однажды проезжал мимо с комплектом для съемки и заодно сделал снимки.

Паричи:


Все эти панорамы Сергей и его творческая команда сделали почти за месяц. В будущем минчанин хочет снять все интересные новостройки столицы:

- Мне интересны объекты, которые вызывают резонанс в обществе: та же площадка под строительство белорусско-китайского технопарка в Смолевичах. Или же большой строительный комплекс около станции метро "Молодежная". Или вообще пролететь над ТЭЦ и посмотреть в ее трубу, которая напоминает разинутую пасть, из которой чадит и валит пар. Если разрешат, конечно. А вообще мне более интересны современные строительные объекты. Они более динамичные, меняются постоянно, интересно делать такую историю – когда можно наблюдать изменения. Те же объекты исторические уже сняты-пересняты снаружи и внутри, и, если честно, лично меня они пока не так интересуют.

Микрорайон Каменная Горка-3, Минск:


-15%
-15%
-40%
-10%
-5%
-10%
-30%
-25%
-10%
-10%
-50%
0070970