Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


На проспекте Машерова, от магазина "Ромашка" и до гостинцы "Юбилейная", первая бригада по уборке снега "Горремавтодора" работает, как муравейник: шестеро с лопатой в ярко-оранжевых куртках бегают между машинами, седьмой прикрикивает: "Это мы не активность изображаем, просто на улице холодина". "Вожак", то есть мастер бригады, отличается от остальных курткой - она не оранжевая, как у всех, а предупреждающе красная.

Выясняется, лопата при уборке снега - вещь стратегической необходимости.

- А что? Ручная работа всегда больше ценится, - юморит один из рабочих, кивая на снегоуборочный трактор. - Это ж вам не в машинах ездить. Там хоть и тепло, зато ковшом не везде достанешь. Но если смена ночная - пропал. Домой прихожу - не то что майка, трусы мокрые - так снег нагребаем. И падаю - устал, значит.

Честно говоря, "лопаточники" - народ неразговорчивый. Да и понятно! Мы за 20 минут замерзли так, что язык не поворачивался, а они уже второй час без перерыва лед отбивали. И так изо дня в день или с 9 до 21.00, или с 21.00 до 9.00.

Зато водители подъемников, погрузчиков, задействованных в уборке, куда более говорливые. Поведали, что уборочные машины между собой называют по-особенному. "Золотые ручки", например, часто чистят снег возле администрации президента. Этот снегоуборник ценят за скорость - сгребает снег быстро и качественно, почти как лопата. Мечта любого водителя-снегоуборщика.

А вот машина Сергея Михайловича - трактор-щетка. Но иначе как "кормилица" он ее не зовет. В кабине есть все, что надо для жизни. Магнитола, искусственный цветок, моток ниток, прикрепленный к потолку, аптечка, шариковые ручки и даже вымпел с выцвевшим Олимпийским медведем. А то! Как-никак 18 лет стажа на снегоуборке заработал.

- Я и обедаю в этой кабине. Булочку там, кефирчика покушаю и поехал. Перерыв всего час: на тракторе до дому не доберешься, - пожимает плечами Cергей Михайлович. - Но некоторые лихачи, может, и управляются. Молодые даже на двух колесах "каскадерить" могут. Приехали бы вы ко мне, когда я каток на Октябрьской площади чистил, я бы вам "восьмерки" порисовал. Это когда руль в одну сторону, а корпус крутит по льду, как по восьмерке.

Долго трепаться Михайлович с нами не стал. Включил радио, из динамиков прогремело "Я тебя не отда-а-ам, любовь, мне без тебя не жить!" и лихо покатил на снежные баррикады.

Говорят, от тех, кто чистит центр, всегда требуют больше. Чуть что не так - прощай премия. А "отлопатить" от снега первой бригаде надо ни много ни мало, а 1 миллион 402 тысячи квадратных метров.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Минские чиновники уже изучали канадский опыт борьбы со снегом. Чтобы не устраивать снежные свалки (где снег тает так долго, что и летом можно кататься на лыжах), канадцы строят снегоплавильные заводы. Возможно, уже в следующем году в Минске появится опытная снегоплавильная установка.

А вот московская "химия" минчанам пришлась не по душе. Москвичи обрабатывают улицы ХКМ (хлористый кальций модифицированный). Считается, что для окружающей среды он безопасен. Но травматизм в российской столице вырос - на асфальте образуется скользкая пленка. Причем из-за ХКМ, который закупают в Китае, скользко стало даже в московском метро.

Белорусы же обходятся своими материалами. При морозе до -10 градусов минские улицы посыпают смесью, в которую входит техническая соль, антислеживатель (чтобы соль не каменела) и антикоррозионные добавки. Если температура ниже, то в смесь добавляют аммиачную селитру, чтобы она не нанесла вреда растениям.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Лучший дворник Минска Тамара Качан:

"Я похудела на пять килограммов"

За заслуги в уборке столичных дворов Тамара в прошлом году была награждена премией и поездкой в Париж. Но все возвращается на круги своя, и Тамара как никто знает, что зимняя улица Коммунистическая - это ей не майский бульвар Монмартр. "Как снегопады пошли, так трудимся, не покладая лопат, - поделилась с нами примадонна чистоты. - Я уже семь лет дворником работаю, но таких завалов не помню. С 1 января у меня один только выходной был. А так и в три часа ночи вставать приходилось, только бы со снегом справиться".

Негодует и соседка Тамары Лена: "Выходной стало быть у меня. Встаю утром, гляжу в окно - снег повалил. И нет у меня выходного". Тамара трудится за зарплату в 200-220 тысяч рублей и право проживать в служебной квартире. "Но и квартирами при такой погоде уже никого не привлечешь, - негодует она. - Пришли к нам четверо новичков, пару дней поработали и убежали. Не выдерживают люди. Я похудела на килограмм пять, нос вытянулся. С мороза приходишь, лицо горит. Отойдешь немного, поешь и снова на уборку".

ЕСТЬ ИДЕЯ!

Кто придумает, как утилизировать снег?

На днях дорожники предложили нашим ученым придумать, как можно бы было утилизировать снег. Дело в том, что из-за обильных снегопадов возникла большая проблема с вывозом снега. И хотя в Минске есть 7 специально отведенных мест, сейчас они все практически переполнены.

Как сообщили в пресс-службе Мингорисполкома, пока речь идет только об обращении к ученым. "А вот уже к следующему сезону будем искать деньги и сделаем ученым конкретный заказ на изобретение. Ведь, например, московские технологии нам не подходят, когда снег растапливается и не очищенный от химикатов сливается в реки. Свою Свислочь мы загрязнять не собираемся".

Вероятней всего, разработкой ноу-хау займутся ученые института неорганической химии, ведь именно они в прошлом году придумали новый противогололедный состав, которым с этого года посыпают дороги. Состав ученые считают более экологичным. Как сообщили нам в институте неорганической химии, помочь дорожникам в их компетенции.

Если у вас есть идеи, как городу справиться со снегом, пишите нам. А мы рассмотрим все предложения и самые толковые передадим предприятию "Горремавтодор" Мингорисполкома. Кто знает, вдруг именно вы станете изобретателем ноу-хау, и "Комсомолка" напишет о вашем изобретении.

Наш адрес: 220071 Минск, ул. Платонова, 22а, с пометкой "Утиль". Письма можно присылать и на электронный адрес: kp@belkp.by

Раиса МУРАШКИНА
Александра СЛАНСКАЯ
Андрей ОСМОЛОВСКИЙ