Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Александр АЛЕСИН,

Беларусь все чаще выступает на мировом рынке вооружений как поставщик высокотехнологичных изделий военного и двойного назначения. Один из примеров — производство беспилотников. 

Недавнее заявление премьер-министра Михаила Мясниковича о том, что Вьетнам будет закупать в Беларуси беспилотные авиационные комплексы, стало сенсацией для СМИ.

Между тем экспертное сообщество не было удивлено, так как за последние несколько лет белорусские организации и предприятия продемонстрировали значительные успехи в разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различных типов и назначения.

Одно из первых мест в ряду разработчиков занимает частная компания "КБ "Индела", представляющая модельный ряд из более чем 10 наименований БПЛА. Сюда входят роботизированные беспилотные вертолеты, беспилотные комплексы воздушной разведки и роботизированные воздушные мишени. Это позволяет считать конструкторское бюро "Индела" одним из крупнейших разработчиков беспилотников не только в Беларуси, но и в СНГ.
Разработка КБ "Индела" — роботизированный комплекс воздушная мишень "Стрела"

Еще одним крупным центром по созданию конструкций БПЛА является Физико-технический институт Национальной академии наук Беларуси. Именно эта организация назначена головным исполнителем государственной научно-технической подпрограммы "Создание и освоение производства гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов многофункционального назначения".

Результатом реализации подпрограммы должны стать разработка и организация к 2015 году серийного выпуска не только самих беспилотных авиационных комплексов, но и компонентов, необходимых для их производства в промышленных масштабах.

Помимо двух названных гражданских организаций, достаточно серьезные наработки в области создания БПЛА профильного назначения имеет также Военная академия Республики Беларусь. Ввиду того, что Военная академия не располагает необходимой производственной базой, ее партнерами в изготовлении опытных образцов БПЛА выступают Научно-технический центр "ЛЭМТ" (вопросы целевой нагрузки) и предприятие "НТЛаб-ИС" (навигационные системы).

Весьма многообещающими эксперты считают конструкции БПЛА, созданные белорусскими авиаремонтными заводами, специализирующимися как на военной, так и на гражданской продукции.

В частности, 558-й авиаремонтный завод, находящийся в ведении Госвоенпрома, разработал БПЛА "Гриф-1", способный выполнять тактические и оперативные задачи. В состав полезной нагрузки этого аппарата входят различные виды оптико-электронного (с телевизионными и инфракрасными каналами) и радиоэлектронного оборудования, которые обеспечивают проведение фотовидеосъемки, радиотехнической и радиолокационной разведки.

 
 
Особенности конструкции беспилотного аппарата "Гриф-1" позволяют быстро изменять комплекс бортового оборудования, включая при необходимости в состав полезной нагрузки лазерный дальномер, целеуказатель, ретранслятор и т.д. При создании БПЛА использованы современные композитные материалы.

Управление аппаратом может осуществляться с земли дистанционно или по данным, предварительно заложенным в бортовой пилотажно-навигационный комплекс. Возможности системы управления позволяют "Грифу-1" осуществлять полеты в ночное и дневное время в любых климатических условиях.

Свою версию беспилотного авиационного комплекса самолетного типа — "Филин" разработал и представил в августе прошлого года Минский авиаремонтный завод (МАРЗ).



"Филин" включает в себя один или два БПЛА "Стерх-БМ", оснащенные автоматическим бортовым аппаратно-программным комплексом управления (БКУ). В состав БКУ входят блок инерциальной навигационной системы, приемник спутниковой навигационной системы, блок автопилота, накопитель летных данных, датчик воздушной скорости. Их работу обеспечивает бортовая цифровая вычислительная система.

Состав программных и аппаратных средств БПЛА типа "Стерх" делает их пригодными для выполнения самых разнообразных задач в интересах гражданских, силовых и оборонных структур.

На сегодня основными направлениями военного использования таких БПЛА являются разведка и наблюдение за полем боя, радиоэлектронная борьба (для чего может быть использована аппаратура ООО "КБ Радар"), связь и ретрансляция, создание мишенной обстановки. Перспективным является применение БПЛА для решения ударных задач, противовоздушной и противоракетной обороны, дальнего радиолокационного наблюдения.

Для реализации указанных функций на беспилотники могут устанавливаться оптоэлектронные и радиолокационные станции, аппаратура трехмерного цифрового картографирования местности, средства распознавания целей, комплексы наведения управляемого оружия. Для решения ударных задач в состав полезной нагрузки может быть включено высокоточное оружие класса "воздух — земля".

Полноценное серийное производство БПЛА на МАРЗ планируется организовать в текущем году. "Стерхи" предполагается поставлять не только государственным ведомствам Беларуси по их заказам, но также в страны СНГ и ОДКБ. Этот БПЛА решено продвигать и на рынки Азии, Африки, Южной Америки. Причем не только путем продаж, но и за счет создания там сборочных производств.

В связи с этим нельзя исключить, что в числе моделей беспилотников, которые Беларусь предлагает Вьетнаму, будет и "Стерх".