Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Александр Лукашенко, согласно источникам в Государственном комитете авиации, вскоре пересядет с российского ТУ-154 на американский "Боинг". В городе Сиэтл, на стапелях одного из всемирно известных лидеров самолетостроения, корпорации "Боинг", уже стоит специальный самолет для Лукашенко. Теперь решается вопрос, где именно (в Америке или Европе) будет согласно пожеланиям клиента оборудоваться "спецсалон".

Как раз в последние дни прошлого года большая делегация белорусских чиновников во главе с руководителем Госкомавиации Федором Ивановым посетила Сиэтл, где произошла, так сказать, "госприемка" самолета для Лукашенко. По словам одного из участникам той поездки, фюзеляж "Боинга 737" соответствует всем международным требованиям и классифицируется как "Jack Businnes", что включает повышенный уровень комфортности и ряд технических новинок. Так, известно, что дальность перелета лукашенковского "Боинга" без дозаправки составляет 14 000 км, что почти в полтора раза больше, чем у серийных моделей такого рода --"737-400" или "737-500". Другое дело, понравятся ли белорусскому лидеру такие технические преимущества, потому что протяженность в воздухе от Минска до Москвы, куда Лукашенко только и летает, всего 600 километров.

В Сиэтле сделана только внешняя часть самолета – так называемы фюзеляж, включительно с двигателями. А вот что касается внутреннего обоудования, то пока, как рассказали мне близкие к авиационной отрасли люди, решается, где именно будет вестись оборудование салона. Фирм, которые специализируются на так называемых "президентских" вариантах, не много: например, в Европе подобные заказы выполняются только в Копенгагене. Несколько фирм есть в США, но расценики там выше, и сейчас белорусские заказчики решают, что лучше: оставить "Боинг" в Штатах или все же передислоцировать его в Данию. Но поскольку варианты могут быть разными, то в конце января в Сиэтл отправляется воздушный экипаж, который в будущем будет перегонять "Боинг" в Минск, а в ближайшее время, возможно, все же придется совершить перелет в Копенгаген.

Но работы по оборудованию салона в зависимости от требований и капизов клиента, занимаются не менее полугода – здесь и бытовые удобства для высшего лица должны быть совсем другие, и система безопасности, и связь… Потому в лучшем случае испытать "Боинг" Лукашенко сможет не ранее лета, а в течение этого времени придется пользоваться морально устаревшим (с точки зрения лукашенковского окружения) президентским "Ту-154".

Конечно, стоимость президентского "Боинга" является большой тайной. Кстати, пока не афишируется и сам факт подобного заказа. Но можно вспомнить, что приобретенный осенью пассажирский "Боинг 737-500" стоил приблизительно 25 миллионов долларов – при том, что тот самолет десятилетний и относится к серийным моделям. Самолет, сделанный специально для Лукашенко, новый, целиком эксклюзивный. Потому очевидно, что можно вести речь о десятках миллионов долларов.

Кстати, еще до того, как президентский "Боинг" "Jack Businnes" займет место в аэропорту "Минск-2", белорусский авиапарк может пополниться "Боингом" пассажирским. В Госкомавиации рассказали, что, возможно, в одной из бразильских кампаний в лизинг будет приобретен "Боинг 737-500". Правда, пока что остается открытым вопрос обслуживания подобной техники. Специалистов, которые могли бы квалифицированно обслуживать такую технику, попросту нет, приходится время от времени вызывать персонал из Украины. Например, когда у "Боинга", приобретенного в прошлом году, треснуло лобовое стекло, самолет оставался на приколе несколько недель – разные ведомства не смогли договориться на счет процедуры таможенного оформления нового стекла. Потому авиаторы надеются, что появление президентского "Боинга" заставит чиновников от авиации не только рапортовать об увеличении "количества авиационных единиц", но подтолкнет к решению более важного вопроса – надежности обслуживания.

Игорь Корней, "Радыё Свабода"