1. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  2. «Не было у него умысла». Наехавшего на пятерых силовиков водителя BMW начали судить повторно
  3. Из-за длинных майских выходных скорректировали график выплаты пенсий и пособий
  4. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  5. Внимание! На четверг объявлен оранжевый уровень опасности
  6. Стали известны финалисты футбольной Лиги чемпионов
  7. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  8. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  9. С 5 мая Nivea под запретом. Посмотрели, убрали ли эту косметику с полок магазинов
  10. Власть говорит, диктатура и порядок показали эффективность в АПК. А что говорят статистика и эксперты?
  11. «Здоровой женщине не нужно ничего высчитывать». Гинеколог — о признаках овуляции
  12. Татьяна Маринич — о потенциале белорусской нации, экономике и муже, который 20 лет назад баллотировался в президенты, а попал в тюрьму
  13. Страны «Большой семерки» призвали власти Беларуси провести новые выборы
  14. «Трешки» на «первичке» подешевели на 13,8%. Что происходило в первом квартале на рынке квартир
  15. «Ошиблись в выборе профессии». Лукашенко лишил званий более 80 бывших силовиков
  16. В прокуратуру Германии подали заявление на Александра Лукашенко. Юрист объясняет, что это значит
  17. Возле метро «Михалово» построят 19-этажку. А где там нашлось место?
  18. Генпрокуратура направила «дело Тихановского» в суд. И кое-что рассказала про 900 тысяч долларов
  19. «Они хотят убить президента и думают, что народ тут аплодировать им будет?» Лукашенко встретился с Додоном
  20. «Рома чернел у меня на руках». История Кати и ее сына, который проглотил средство для очистки труб
  21. В прокуратуру Германии подали заявление о совершении Александром Лукашенко «преступлений против человечности»
  22. Официальный представитель ЕС рассказал о том, почему пока не приняли четвертый пакет санкций
  23. «Удивило, что здесь едят котлеты на завтрак». История артиста балета Эвена, переехавшего из Франции
  24. «Если бы не сиденья, то в поезде понравилось». Пассажиры «Ласточки» — о том, как ехали из Минска в Москву
  25. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  26. Огонь лихорадочный, в основном по своим. Власти грозят контрсанкциями и даже решились деликатно ущипнуть обидчика. Мнение
  27. В Гомеле вынесли приговор директору местного филиала Белгазпромбанка, которого судили за «взятки от друзей»
  28. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  29. «Обойти санкции легко, было бы желание». Что значит сокращение поставок российской нефти в Беларусь?
  30. Что в ВОЗ ответили на слова Лукашенко о том, что Беларуси ничем не помогли в борьбе с COVID-19


фото: Егор Гарай,

Дорожку проложили, а людям неудобно – и они вытаптывают себе тропинку рядом. Да, со временем ее могут замостить, но ведь все дорожки в городе изначально проектируют архитекторы. Или не все?..


 
Расхожее мнение о том, что на Западе сначала дают горожанам протоптать дорожки, а потом их мостят, скорее миф, чем реальность. Профессиональный архитектор в любой стране мира сразу учитывает направления движения и интенсивность использования дорожек. Это влияет на их ширину и покрытие. И если оказывается, что рядом с асфальтированной люди прокладывают свою тропинку, то это ошибка проектировщика. Тогда уж как повезет: ЖЭС нашел средства – тропинка превратится в дорожку, нет – придется ходить по бездорожью, но коротким путем. Таких примеров в каждом районе Минска уйма. А почему так происходит, CityDog.by расспросил архитектора Олега Кулика.
 



 

Красиво сверху – неудобно в реальности

– Если люди идут не по дорожке, а по тропинке рядом, значит, архитектор ошибся?
 
– На самом деле архитекторов учат проектировать правильно. Учат продумывать, как людям будет удобно ходить. Отталкиваться от расположения входов, того, где находятся подъездные пути, где парковки, остановки общественного транспорта. При этом хочется и красоты.

 
Но архитекторы работают с планом – а это вид сверху, плоскость. И не все архитекторы-планировщики понимают, что то, что красиво сверху, далеко не всегда удобно в реальной жизни, в трехмерном пространстве. В жизни люди ищут короткий и удобный путь, они идут, как течет вода.
 



 
– Но ведь архитекторы сами люди и тоже ходят по дорожкам города… Почему же рисуют красиво, но непрактично?
 
– Как мне видится, потому что у нас не совсем верный подход к проектированию. У наших проектировщиков вал проектов, очень жесткий ритм работ и, как правило, очень ограниченные бюджеты. А при этом стандартные наборы материалов: тротуарная плитка, бордюрный камень, стандартные малые архитектурные формы… 
 
Сами архитекторы призабыли о радости полета творчества. Понятно, что работы у них много, все в цейтноте, и работать практически не с чем, но работать творчески, непосредственно по своему призванию, расправить крылья они уже не хотят. Они привыкли повторять из проекта в проект типовые решения. 
 





 

Личностный фактор в дорожках

– А есть кто-то, кто конкретно решает, каким быть дорожкам возле городского объекта?
 
– Очень многое в работе над проектом зависит от руководителя. Когда я работал в "Минскгражданпроекте", планировочной мастерской руководил Александр Михайлович Артюхин, и он исповедовал идейный и "клиентоориентированный" подход. Как это и должно быть. 
 
Он буквально обращал внимание, как, например, будут лежать люки на пути ко Дворцу бракосочетаний. Он говорил: не будут ходить новобрачные по люкам! И заставлял смежников перекладывать трассы инженерных сетей. Это на самом деле очень сложный момент, ведь настоящий "клиент" архитектора не тот, кто платит за проект, а люди, которые каждый день будут ходить по этим дорожкам.
 
В обычной жизни архитектор оказывается крайним. Особенно главный архитектор проекта – его учили, как делать хорошо и красиво, но при этом с одной стороны его поджимают сроки, с другой – бюджет, с третьей – смежники. И заказчики. И экспертиза! И вот он сидит, этот бедный ГАП, и думает, как везде успеть. А он должен быть сильной личностью, лидером, который за собой, за своей идеей поведет не только рабочую группу, но сможет отстоять свое решение и в экспертизе, и перед заказчиком. 
 



 

Как у них?

– Олег, вы учились в Голландии, общаетесь с зарубежными коллегами, а как там проектируют дорожки? 
 
–  В современной практике проектирование зачастую подразумевает не только план, но и 3D-модель. Тогда можно не только представить, но и увидеть, как все будет на самом деле.
 
Кстати, это один из минусов нашего рабочего проектирования: все работают в Автокаде, а ведь это уже морально устаревший инструмент. Есть современные комплексные решения, средства для объемного проектирования генпланов даже на базе того же Автокада. Это и сети, и уклоны, и сметы… 
 
Другой немаловажный момент – как дорожки эксплуатируются. Ведь можно спроектировать отличную удобную дорожку, а потом какой-нибудь уборщик на тракторе или "автолюбитель", припарковавшись на газоне, все сломает…
 
Вот далеко не надо ходить за примером: благоустройство перед горисполкомом. Центр города, красивая дорогая плитка, и вся косо-криво. Каждый на своем участке работы дал слабину – в итоге имеем вот такое.
 






А в Европе эксплуатирующие службы не дают возможности, чтобы возникли разрушения. Когда я учился в Голландии и жил в общежитии, у меня случился такой курьез: я въехал на велосипеде в гипсокартонную перегородку и пробил ее. Так вот буквально на следующий день ее отремонтировали. Понимаете, на следующий день! Никто не сигнализировал, они сами увидели, пришли и поправили. И это их общая нормальная практика. Каждый на своем месте отрабатывает от и до. Знает свое дело и занимается им.
 
– Как же сделать, чтобы и в Минске не было кривых площадок и неудобных дорожек?
 
– Я считаю, что это самое больное место нашей жизни: мы друг к другу формально относимся. И это отражается на том, что мы делаем. Тоже часто формально. И получается, что с виду красиво, а в жизни не очень.
 
А надо просто относиться друг к другу с уважением, заботиться друг о друге: архитекторам – о тех, для кого они проектируют, а людям с уважением относиться к тому, что делают для них. И все будет по-другому.  

Читайте также:

Дизайнер бренда Минска: "Стоит переделать пешеходные переходы"
Черта оседлости: история любимых мест Евгения Тихонова 
Минчане на скутерах: "И тут джип прямо в тебя перестраивается!" 

-20%
-80%
-10%
-10%
-10%
-15%
-15%
0072916