Поддержать TUT.BY
69 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Понял, что поменял шило на мыло». Три уехавших врача рассказывают, как изменилась их жизнь после выборов
  2. Подорожают многие продукты и лекарства, обновят базу тунеядцев, повысят пенсии. Изменения февраля
  3. Бегуна из Новополоцка ждет суд за фото с забега Zombie Run. Соседи считают их «исключительно циничными»
  4. Руководителей МЗКТ, МТЗ, БЕЛАЗа и других предприятий обвиняют в получении взяток от россиян
  5. Конфликт в столичной маршрутке. Водитель хотел высадить пассажира из-за неприятного запаха
  6. Минчанина судят за протест 9−10 августа: бросил цветок в ОМОН, нанес ущерб «Минсктрансу» на 27 тысяч
  7. Генпрокуратура опровергла задержание прокурора Витебска. Он уволен
  8. Минское «Динамо» проиграло дома нижегородскому «Торпедо»
  9. «Я одна здесь уже 10 лет». История Галины, которая живет в мертвой деревне. Почти
  10. Опознана одна из девушек, которая часто появляется в окружении Лукашенко. Она тоже срезала ленточки во дворах
  11. «Он держится, и я держусь». Девушка одаренного студента, осужденного на 4 года, ищет ему работу и стажировки
  12. «Нет, алкоголем не пахнет вообще». BYPOL опубликовал свое расследование по факту смерти Романа Бондаренко
  13. На пациента, ударившего в «политическом конфликте» врача скорой в Бресте, завели уголовное дело
  14. Дмитрий Крук назвал сценарии для экономики в 2021 году и угрозы, способные их перечеркнуть
  15. «Любимая пациентка» доктора Менгеле. Как белоруска выжила после опытов палача из Освенцима и написала письмо его сыну
  16. В Беларуси повышают минимальные трудовые и социальные пенсии
  17. «Цепкало участвовать не планирует». Экс-представитель штаба Цепкало хочет зарегистрировать партию
  18. Расследование BYPOL о смерти Бондаренко, подорожание топлива, повышение пенсий. Что происходило в Беларуси 27 января
  19. Как семья из маленькой деревушки спасла 42 животных — на зарплату лесника и пособие по инвалидности
  20. С 28 января снова дорожает автомобильное топливо
  21. «Меня завезли в отдел, стали избивать». По делу о «коктейлях Молотова» дал показания 16-летний обвиняемый
  22. Правозащитники опубликовали доклад о пытках в Беларуси
  23. Расследование по Бондаренко, крепкие парни в Новой Боровой, суды, приговоры и дача за 4 тысячи — все за вчера
  24. Вынесли приговор минчанину, которого обвиняли в нападении на сотрудника ОМОНа, — 5 лет колонии
  25. Приговор Верховного суда нельзя обжаловать. Защита Бабарико просит рассматривать дело в нижестоящем суде
  26. «Не подпишешь — премии не увидишь». Письмо профсоюзов по санкциям подписали больше 110 тысяч человек
  27. «Сложно найти девушку, не все хотят тут жить». Как айтишник переехал в 120-летний дом на хуторе
  28. Министр по чрезвычайным ситуациям Ващенко освобожден от должности
  29. «Службой был доволен, не жаловался». Что известно о погибшем в части в Островце 18-летнем срочнике
  30. Тест по роману Короткевича. Его должен пройти на 10 из 10 каждый белорус


Инна ЮРЧИК,

Мне по-журналистски повезло с собеседником. Ведь по ходу нашего интервью с ректором Белорусского государственного экономического университета профессором Владимиром Шимовым практически в ответе на каждый вопрос звучали фразы, достойные яркого газетного заголовка. Так бывает, когда собеседник четко и глубоко знает предмет разговора, а он у нас лишь оттолкнулся от очередной важной вехи в истории вуза — его 80-летия.

Хороший информационный повод для встречи и подготовки материала. Но разговор с Владимиром Николаевичем, по совместительству еще и председателем Республиканского совета ректоров, конечно, должен был получиться (и получился) более широким. Он — о достижениях и проблемах конкретного университета, мировых тенденциях образовательного пространства, в русле которых сегодня в целом развивается высшая школа Беларуси.
 
— Владимир Николаевич, какие положительные изменения произошли в университете за последние годы?

— Позитивных изменений немало. Во-первых, за это время мы разработали два типа образовательных стандартов. А формирование каждого из них — это всегда новый шаг в подготовке высококвалифицированных специалистов. На основе стандартов разрабатываются рабочие учебные планы, и таким образом происходит шлифовка процесса и повышение качества подготовки. Радует то, что мы одними из первых перешли к системе менеджмента качества по ИСО 9001-2009.
 
Сейчас в вузе завершается разработка образовательных стандартов третьего поколения. И с 1 сентября 2013 года университет переходит к 4-летним программам подготовки специалистов, что соответствует мировым стандартам. Переход на четырехлетний срок обучения по первой ступени высшего образования позволяет нам развиваться в русле Болонского процесса, но самое главное — это дает возможность еще раз пересмотреть программы, увеличив практическую составляющую образовательного процесса за счет исключения из него дублирования. Ведь дублирование — это просто бич образования. Кроме того, уменьшается аудиторная нагрузка на студентов. Если в первом и втором образовательных стандартах она составляла 34—36 часов, то в третьем предусматривается на уровне только 28—30 часов в неделю. А конечная задача в перспективе — увеличив практическую направленность, довести этот показатель до 22—24 часов. Замечу, что задача преподавателя вуза сегодня — научить ребят добывать знания самостоятельно, но с консультативной помощью педагога. Этому в том числе способствует рейтинговая система оценки знаний, введенная в университете. Множественные формы контроля знаний студентов способствуют последовательному усвоению материала в течение семестра.
 
— Что сегодня делается в БГЭУ для набора студентов хорошего уровня подготовки? Как известно, конкуренция вузов с каждым годом растет.

— Приятно отметить, что к нам приходят ребята с очень высокими баллами. Например, поступить на бюджетную форму в БГЭУ, набрав менее 300 баллов, невозможно. Есть достаточно большое число специальностей, где нужно набрать для этого 350 и более баллов. На платную форму также достаточно высокий проходной балл — 260 — 290. На бирже труда наших выпускников нет. Все заявки от предприятий на молодых специалистов, выпускников БГЭУ, даже при стопроцентном распределении бюджетников мы не удовлетворяем. В обществе об этих фактах знают, поэтому родители талантливых ребят ориентируют их на поступление в наш университет. Активно проводим и профориентационную работу, преподаватели систематически выезжают в школы Минска и регионов. Все это позволяет нам привлекать наиболее подготовленных выпускников средних учебных заведений.
 
— Насколько востребованы нынешние специальности и как часто университет их актуализирует? Планируется ли открытие новых факультетов в ближайшем будущем?

— В вопросе открытия новых специальностей, освоения информационных технологий мы отталкиваемся от потребностей рынка труда. Если в былые годы в вузе готовили специалистов примерно по 11 специальностям, то сегодня их уже 23. Увеличилось и количество специализаций — более 50.
 
В вопросе открытия новых специальностей мы стараемся работать на стыке наук, а это всегда предоставляет возможности для роста. Например, открыли подготовку по психологии в бизнесе, политическому менеджменту, экономической социологии. У нас появился новый факультет — межкультурных коммуникаций. Здесь мы готовим, с одной стороны, грамотных референтов, с другой — специалистов, готовых занимать должности экономического профиля.
 
— Успешно ли БГЭУ совмещает две функции: образовательную и научно-исследовательскую?

— Считаю, что все ведущие вузы страны должны быть не учреждениями образования, а научно-учебными комплексами. В деятельности классического университета на первом плане всегда должна быть наука. Только наука может проанализировать реальное состояние процессов по направлениям деятельности факультетов или кафедр и, отталкиваясь от полученных оценок, решать конкретные проблемы. В этот процесс должны быть вовлечены и студенты. Поэтому мы уделяем большое внимание научно-исследовательской деятельности. Создано 26 студенческих научных лабораторий. Молодые исследователи участвуют и побеждают в республиканских и международных конкурсах. Создан бизнес-инкубатор, обеспечивающий сопровождение более перспективных инновационных проектов молодых преподавателей и студентов. За последние 10 лет объем научно-исследовательской деятельности в финансовом выражении по нашему университету вырос более чем в 10 раз. Многие учебники, которые издаются в БГЭУ, имеют гриф Министерства образования и являются базовыми для всех университетов страны, имеющих экономическую направленность.
 
— Владимир Николаевич, какие изменения, новшества ждут университет в ближайшие годы?

— Нам необходимо продолжить трансформацию заочного обучения, привлекая к нему больше выпускников ссузов и так же, как и по первой ступени, сокращая сроки обучения.
Большое внимание по-прежнему будем уделять магистерской подготовке. Хотя здесь мы находимся пока еще в поиске оптимальных программ. Прежний тезис "Образование на всю жизнь" сегодня во всем мире уже звучит как "Образование через всю жизнь". В былые годы мы говорили о том, что повышение квалификации, переподготовка нужны один раз в пять лет, сейчас — один раз в три года. Поэтому современная практико-ориентированная магистратура — это ответ высшей школы на вызовы рынка труда, потребности реального и финансового секторов экономики. Магистерские подготовки позволяют четко "затачивать" знания под конкретную проблематику.
 
Беспокоит то, что талантливая молодежь в последние годы не очень стремится посвятить свою жизнь образованию и науке. Причина — в основном материальный фактор. В нашей стране материальная мотивация к научно-исследовательскому труду должна быть более достойная. Сегодня есть сферы, где наши выпускники в первый год работы зарабатывают больше, чем профессор.
 
— Важная составляющая деятельности университета — привлечение иностранных студентов, что, кстати, влияет на международные рейтинги. Что делается в БГЭУ, чтобы увеличить их количество?

— Во всем мире и особенно в странах, где наблюдаются депопуляционные процессы, происходит уменьшение национального контингента студенчества и привлечение к учебе большего числа иностранных граждан. Здесь существуют даже определенные ориентиры. Считается, что среднестатистический европейский университет должен иметь в своем составе порядка 10 процентов обучающихся по дневной форме студентов-иностранцев. Мы также поставили себе эту цель. И если начиналось развитие этого сегмента с 90 иностранных студентов из 20 стран мира, то сегодня их более 700 из 29 стран. На дневной форме обучения в БГЭУ — 9,5 тысячи студентов, поэтому задача увеличить количество иностранных граждан до 1000. Но здесь есть определенные проблемы. Пока доминируют такие страны, как Китай, Туркменистан, но мы стремимся диверсифицировать подготовку зарубежных студентов. Считаю, недостаточно нами задействованы страны африканского континента. Не вижу больших оснований для прорыва в ближайшее время по первой ступени образования и с европейскими странами. Хотя здесь есть хороший резерв за счет открытия англоязычной подготовки по перспективным специальностям магистратуры.
 
Кстати, по поводу рейтингов у меня особая точка зрения. Необходимо понимать, что те международные рейтинги, которые существуют и в которых мы позиционируемся, были созданы не для нас. В них выработана определенная система критериев. Ряд из них мы легко можем выполнить, но есть "потолок", который мы все равно не преодолеем.

Причина проста. Западные университеты — это сегодня научно-учебные организации, и, например, основные баллы рейтинга им поставляет научно-исследовательская работа. Во многих ведущих университетах нашей страны научный сегмент развит слабо. Ведь наука у нас делается в основном через аспирантуру и вторую половину дня работы кафедры. В белорусских вузах у профессорско-преподавательского состава слишком большая учебная нагрузка. В западных университетах профессор, скажем, имеет нагрузку в 4 раза меньше. Там есть профессора и преподаватели, которые вообще не ведут учебную нагрузку, но они ответственны за высококачественную научно-исследовательскую работу. В нашей нормативной базе это пока не предусмотрено. Рейтинги, конечно, необходимы, но в то же время они не отражают качество подготовки наших специалистов.
 
— Владимир Николаевич, что вы пожелаете педагогам и студентам в канун знаменательной даты?

— Коллективу университета — процветания. Но процветать он будет только тогда, когда в нем будут работать высокопрофессиональные педагоги — с одной стороны и молодые, умные, интересные, целеустремленные студенты — с другой. Поэтому всем нам желаю четкой формулировки жизненных целей и достаточной воли для внутреннего мотивирования себя на их достижение. И самое главное — всем крепкого здоровья! 
-35%
-10%
-30%
-20%
-10%
-15%
-20%
-15%
-50%
-40%