К наполнению сайта о стране "Беларусь.Факты", созданного по инициативе МИДа, приглашаются все желающие и умеющие красиво рассказать о Беларуси, ее достопримечательностях, людях, предприятиях и красотах. Создание этого портала в министерстве рассматривают как реальную возможность привлечь и инвестиции, и туристов в страну. Пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных сказал в эфире TUT.BY-ТВ, что вокруг портала "Беларусь.Факты" будут объединены усилия государственных структур, которые ведут свои интернет-ресурсы, ориентированные на зарубежные аудитории.



О том, как Беларуси выстраивать коммуникацию с иностранцами в студии TUT.BY-ТВ говорили Андрей Савиных, начальник Управления информации - пресс-секретарь Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Наталья Громадских, директор Института общественных связей, Юрий Зиссер, основатель белорусского портала TUT.BY, и Анатолий Акантинов, генеральный директор Центра стратегического развития "Маркетинговые системы", член правления общественного объединения "Гильдия маркетологов". 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (23.98 МБ)



Открыть/cкачать видео (126.30 МБ)


Зачем новый сайт о Беларуси для иностранцев, если уже функционирует и даже стал известным сайт belarus.by?
 
Андрей Савиных: Эти сайты не являются конкурирующими, а скорее взаимодополняющими. В belarus.by дается очень краткая информация о Беларуси. Сайт "Беларусь.Факты" нацелен на то, чтобы показать развитие Беларуси и куда мы стремимся. Это более рекламный портал, который рассказывает не только о географических или событийных мероприятиях, но и показывает нашу систему ценностей. belarus.by дает справочную информацию. На нашем сайте уже  сегодня более 300 страниц текстов.   
 
Чем отличаются аудитории сайта "Беларусь.Факты" и belarus.by?
 
Андрей Савиных: Учитывая то, что сайты являются взаимодополняющими, аудитория сильно отличаться не будет. Но мы ориентируемся на конкретные целевые аудитории: портал Беларусь.Факты рассчитан на иностранцев, на зарубежный менталитет и восприятие наших реалий. Сайт создан, чтобы вызвать интерес к Беларуси и желание посетить нашу страну и сотрудничать с ней.
 
Создавая сайт Беларусь.Факты, наверняка учитывали потребность иностранной аудитории в информации о Беларуси. Каким образом изучалось то, что иностранцы хотят знать о нас? 
 
Андрей Савиных: Существуют определенные группы людей, которые интересуются Республикой Беларусь. Это могут быть социально активные общественные объединения, люди, которые занимаются охраной окружающей среды, борются за права человека, женщин, занимаются вопросами развития образования… Им надо предоставить информацию о том, какая ситуация в Республике Беларусь, что мы делаем в этих направлениях. Но есть и другая задача – привлечь внимание к Беларуси. В данном случае надо говорить о том, что мы хотели бы рассказать о себе, как мы хотели бы подать собственную страну. Пока в силу ограниченных финансов мы сужаем свой интерес несколькими аудиториями: зарубежным деловым сообществом и туристами. 
 
С точки зрения маркетинга и пиара такой портал может быть эффективным в работе на эти целевые аудитории? 
 
Наталья Громадских: Скажу для начала об исследованиях. 3 года назад МИД собирал представителей разных коммуникационных сфер. Распределив темы между собой, мы смотрели, что есть о Беларуси в интернете о машиностроении, экономике, образовании, культуре. Часто встречается ли устаревшая, либо некорректная информация. На основе изученного материала предлагались решения по созданию новых ресурсов. 
 
Андрей Савиных: Помимо того, что мы проводили опросы экспертного сообщества мы также проводили исследование по загранучреждениям. Мы опрашивали людей из 12 стран, которые уже контактируют с Беларусью. Мы спрашивали их, какая информация о нашей стране их интересует, откуда они черпают эту информацию, что они хотели бы еще прочитать. На основе этого мы сформировали порядка 8 разделов. Конечно, это только первый шаг, надо проводить еще исследования. Но мы начали движение, предложили продукт, и можно уже получать обратную связь. Сейчас наш портал тестирует Webcom Мedia. Они проанализировали все запросы о Республике Беларусь, которые идут по Яндексу и Google и другим сайтам, чтобы понять структуру интереса зарубежных пользователей. На основе этого будет писаться техническое задание для нового контента, мы уже занимаемся его переоформлением, модернизацией, хотя сайт запустился всего месяц назад.
 
Это не просто портал о Беларуси, на нем размещено более 60 сайтов белорусских загранучреждений в других странах мира. Заходя на сайт посольства, читатель увидит там раздел о Беларуси, а это и есть портал Беларусь.Факты. Таким образом мы предлагаем иностранному гражданину определенный сценарий поведения: узнать информацию о получении визы, также почитать что-то о стране. Мы хотим создать информационную зону на иностранных языках сразу несколько порталов: belarus.by, Беларусь.Факты, export.by, belarustourism.by и сайт Национального агентства по привлечению инвестиций в приватизацию.    
 
Анатолий Акантинов: Это открытый портал, и любая компания может разместить там свою информацию. Очень хорошее преимущество, что мы связаны с посольством, это очень важно с точки зрения управления информационными потоками. Сегодня о Беларуси говорят все, что попало. А мы даем о себе больше информации, более реалистично, более правдиво. 
 
Юрий Анатольевич, расскажите, как вам видится описанная Андреем Владимировичем схема информационного взаимодействия с иностранцами?  
 
Юрий Зиссер: Во-первых, я хочу поздравить Анатолия Владимировича и МИД с появлением этого сайта. Еще несколько лет назад об имидже Беларуси за рубежом вообще никто не задумывался. Мне нравится, что сейчас озаботились о донесении информации о стране. В отличие от других структур, МИД консультируется с экспертным сообществом. 
Но мне хочется высказать и критику. Здесь очевиден ведомственный подход: каждое министерство или ведомство воздает свой сайт, как будто кроме них ничего не существует. У МИДа свой сайт, у Министерства спорта и туризма – свой, и еще появился сайт по белорусским инвестициям, который создан Национальным агентством по инвестициям. И информация во многом пересекается. 
 
Во-вторых, страницы сайта статичны, там нет гиперссылок. Как будто это просто бумажный буклет в интернете, по ссылкам никуда нельзя попасть. Я думаю, что должны быть десятки ссылок. Если вы пишете о театре или предприятии, должна быть ссылка на сайт этого предприятия или театра. 
 
Еще я заметил, что государство делает так, как будто частного бизнеса не существует.  еще там какие-то фантастические цифры по объему частной экономики: она чуть ли не больше половины. 
 
И самый главный вопрос. Андрей Владимирович, когда вам нужна информация, например, о Бельгии, каковы ваши действия?
 
Андрей Савиных: Я поищу официальные сайты бельгийского правительства, поскольку мне нужна подтвержденная информация. Возможно, я зайду на википедию. Получив информацию из двух-трех источников, я постараюсь сравнить эти данные. 
 
Юрий Зиссер: Перед сегодняшним эфиром я заглянул в Google, причем сначала посмотрел на Google.by, потом переключился на Google.co.uk и переключил язык с русского на английский. Я увидел совершенно другую выборку:  belarus.by, ссылку на википедию и ссылку на сайт ЦРУ (какое-то в гостях у сказки, даже в лучшую для нас сторону: ВВП 150 млрд ). Иностранец получает совершенно другую информацию. 
 
Андрей Савиных: Вы определяете круг проблем, с которым нам надо работать в ближайшие годы. Это начало. Мы не хотим дублировать на портале информацию, которая содержится на портале belarusinvest.by и belarustourim.by. Наша задача – договориться с командами порталов о разделе деятельности, о том, чтобы наши страницы содержали десятки ссылок на их информационный ресурс. Таким образом, мы уберем дублирование в работе: каждый будет заниматься своим делом, и наша информационная среда будет единой. 
 
Следующий шаг – серьезный поиск ресурсов на иностранных языках, чтобы на сайте Беларусь.Факты дать ссылки на англоязычные ресурсы, которые есть в Байнете. 
 
Помимо этого, мы хотим продолжить консультацию с экспертным сообществом, дать возможность любому человеку, организации, общественному объединению выкладывать на наш портал какую-то интересную информацию. Единственное требование – информация должна быть интересной, красиво, достойно говорить о Республике Беларусь, способствовать привлечению внимания к стране. Мы будем готовы разместить качественную информацию на портале и, может, даже поискать бюджетные средства, чтобы перевести ее на другие иностранные языки. Вообще портал будет на 7 языках: русский и английский будут основными языками, но будут полноценные версии на французском, немецком, итальянском, польском, испанском. Если будут ресурсы, может, мы сделаем и на китайском. 
 
Каким образом планируется измерять эффективность работы сайта? Что будет служить критерием?
 
Андрей Савиных: Мы видим свою работу на трех уровнях. Первый уровень – то, что мы будем делать за бюджетные деньги. Каждый год мы будем обновлять определенный набор информации о Беларуси, стараясь делать ее привлекательной. Речь идет о 300-500 страниц текстов с фотографиями, визуальным материалом, схемами, картами. Далее мы будем искать интересных партнеров, общественные объединения, которые могут реализовывать интересные тематические проекты. В-третьих, мы открыты для взаимодействия с частным сектором. Юридические компании, консалтинговые компании, компании, которые специализируются в сфере услуг, могут писать не столько о себе, сколько о развитии своего сектора в Республике Беларусь. Зарабатывая авторитет для страны, они тем самым будут зарабатывать авторитет и для себя. 
 
Крупные компании – банки, экспортные компании – могут профинансировать те или иные информационные проекты. 
Когда реализуется часть идей, встанет вопрос оценки эффективности: какие методы работают лучше, а какие хуже, как это корректировать. Естественно, будут задействованы методы опроса, статистики, посещаемости, запросы. Будет задействован весь инструментарий, чтобы оценить эффективность работы портала.   


 
В каком случае можно будет говорить, что сайт свое дело сделал?
 
Андрей Савиных: У нас сегодня 400 тысяч человек получают визы в Беларусь. То есть мы имеем потенциально до миллиона человек аудитории. Если это число будет устойчиво расти, и мы будем оперировать категорией миллионов посетителей, мы сможем оценить эту работы положительно. 
 
Анатолий Акантинов: Сайт должен работать, участвовать в социальных сетях, придумывать различные фишки. Я бы еще зацепил оффлайновое пространство. Страна очень много участвует в выставках, проводятся различные мероприятия, очень многие люди выезжают за рубеж, и можно показывать этот сайт. С точки зрения стратегической оценки – это количество привлеченных инвестиций, въездного туризма, увеличение экспорта. Один портал это не выполнит, но он является толчком для остальных. 
 
Андрей Савиных: Мы хотим работать предельно прагматично. Добавлю, что пока наш адрес очень длинный и неудобный. Мы используем его в тестовом режиме. У нас уже есть зарегистрированный belarusfacts.by, belarusfacts.info, belarusfacts.com и belarusfacts.eu, чтобы сделать портал максимально видимым.
 
Юрий Анатольевич, как бы вы оценивали эффективность такого портала о стране для иностранцев?
 
Юрий Зиссер: Он будет эффективным, если на него будут вести все ссылки. Я думаю, нельзя ограничиваться этим сайтом, нужно также отредактировать статьи в википедии. Хотя бы чтобы в статье википедии была ссылка на ваш сайт. И еще следить за тем, что о нас пишут. На самом деле работы на годы. 
 
Вернусь к мнению форумов: пользователи говорят о том, что как красиво ни напиши о Беларуси, все впечатление о стране испортят визы, правоохранители и обслуживающий персонал в гостиницах или ресторанах. Как вы прокомментируете такое мнение?
 
Юрий Зиссер: Одни туалеты в аэропорту Минск-2 чего стоят!
 
Андрей Савиных: К нам въезжают десятки, если не сотни тысяч людей, кто-то видит хорошее, кто-то плохое. Понятно, что нам необходимо системно работать над развитием инфраструктуры, это задача выходит за рамки портала и пределы компетенции МИДа. Я думаю, что такие грандиозные события, как чемпионат мира по хоккею и подготовка к нему помогут нам решить эти проблемы. Я убежден, что после 2014 года и в контексте виз, пограничных переходов, и транспортной инфраструктуры мы будем выглядеть гораздо презентабельнее. Хотя я не готов и сейчас слишком принижать этот уровень.   


 
Анатолий Акантинов: Страны совершенствуются поэтапно. Благодаря порталу мы увидим заинтересованность в тех или иных проектах, объектах, и именно они будут в первую очередь совершенствоваться. Все решить сразу не получится, страна будет совершенствоваться потихоньку. Просто надо определить приоритеты: аэропорт и все остальное.

Наталья Громадских: Еще у белорусов национальная черта – критиканство. Когда что-то появляется, гораздо проще критиковать. Ведь имидж страны – это не что-то оторванное от населения. Мне кажется важным изменение сознания. Для меня критерием эффективности сайта было бы количество людей, которые зайдут на сайт и выскажут мнение, что улучшить, дополнить, изменить.
 
Я хотела бы завершить эфир экспертными советами для куратора портала. 
 
Анатолий Акантинов: Я уже называл – открытость и партнерство, чтобы это был портал не МИДа, а как можно большего круга людей и, возможно, даже не белорусов. 
 
Юрий Зиссер: Главное – обратить внимание на реал, потому что то, что о нас пишут в интернете, это только зеркало того, что происходит с нами в реальности. Реал первичен.
 
Наталья Громадских: Подключать население Беларуси в процесс наполнения сайта и процесс работы. То, что мы думаем о себе сами, то будут думать о нас иностранцы.  
 

Справка TUT.BY: 
В Сети появился интернет-портал о нашей стране для иностранцев "Беларусь. Факты". Сайт работает в тестовом режиме и призван создать позитивный имидж страны за рубежом. Создан в студии Pixelhead по заказу Министерства иностранных дел Беларуси. На портале есть "базовый" набор информации о стране, ее политическом и экономическом устройстве, культуре и истории. Здесь же иностранцы найдут и календарь основных деловых, культурных и спортивных событий, которые потенциально интересно посетить. Эта же информация размещается и на обновляемых страницах диппредставительств Беларуси за рубежом. Создатели сайта задумали специальный модуль "Чудеса Беларуси", который расскажет о всех знаменитых белорусских местах и людях. Каждый элемент модуля представляет собой набор от 5 до 20 страниц по определенной теме с фотографиями, видеоматериалами, виртуальными турами. Уже сейчас доступны инфоблоки об озере Нарочь, зубрах и Александре Медведе. Вместе с порталом запущены аккаунты в twitter на русском и английском языках, а также канал на Youtube. Пользователи микроблогов twitter предлагают использовать хэштэги #беларусьфакт и #belarusfact. 


 


{banner_819}{banner_825}
-20%
-5%
-20%
-30%
-10%
-10%