/

В Белорусском государственном университете для абитуриентов 2013 года будут открыты 11 новых специальностей и еще 10 - для магистрантов. Кроме того, сроки обучения по ряду специальностей будут сокращены до четырех лет и повышен проходной балл.

Но вуз этого не почувствует, уверены ректор Белорусского государственного университета, академик Сергей Абламейко и начальник Главного управления учебной и научно-методической работы БГУ Людмила Хухлындина: в БГУ редко приходили абитуриенты с минимальными баллами в сертификатах.

Абломейко и Хухлындина

В новом учебном году старейший вуз страны планирует открыть два новых общежития и увеличить расселение для первокурсников до 70-80%. А вот вопрос с автомобильными парковками у учебных корпусов решить будет сложнее: расположение учебных корпусов в центре города лишь обостряет эту проблему.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (19.49 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (124.40 МБ)

Университет готовится к проведению Фестиваля факультетов, тем самым будет дан старт вступительной кампании этого года. Какие особенности она будет иметь? Будут ли открыты новые специальности и какие? 
Сергей Абламейко: БГУ каждый год открывает много новых специальностей. В этом году для поступающих на первую ступень вузовского образования будет открыто 11 новых специальностей. Это больше, чем когда-либо. Математика и информационные технологии, компьютерная математика и системный анализ, механика и математическое моделирование, ядерная физика и технологии, физика наноматериалов и нанотехнологий, компьютерная физика, фундаментальная химия, химия лекарственных соединений, химия высоких энергий, гидрометеорология и космоаэрокартография
. В этом году вузы постепенно переходят на сокращенное обучение, принимаются новые образовательные стандарты.

На вторую ступень (магистратура) мы открываем 10 новых специальностей: естественнонаучного профиля (компьютерная математика и системный анализ, веб-программирование и интернет-технологии, математическое и программное обеспечение мобильных устройств) и гуманитарно-экономического профиля (экономика, финансы и кредиты; экономика управления на предприятии, экономическая информатика, инновационный менеджмент, текстология, инновации в обучении языкам как иностранным).

Также у нас есть интегрированные программы, когда после колледжа поступают сразу в университет на 3 года. По этому профилю также предлагается много новых специальностей.

Правила приема сохраняются такими же, как в прошлом году, только повысился нижний проходной балл. В прошлом году был проходной балл 7 на все специальности, сейчас – 10, 15 и 20 на разные предметы. Для абитуриентов это составит определенные трудности, потому что в прошлом году некоторые не набрали даже 7 баллов по результатам ЦТ. Хотя в этом есть много положительных моментов: совсем слабые абитуриенты не пойдут в университет. После первой сессии всегда хватает отчислений. Дети, которые сдали математику или химию на 10 баллов, учиться в БГУ потом не могут. Кроме этого ничего не меняется.

Как повышение проходного балла повлияет на количество абитуриентов или на набор абитуриентов?
Сергей Абламейко:
Мы надеемся, что на БГУ это никак не повлияет. Бюджетный набор у нас всегда нормальный, на бюджет на все факультеты поступали дети, которые имели намного выше 15-20 баллов по каждому из предметов. Многие наши проходные баллы составляют 300-400 баллов. На платный набор это повлияет. Но мы немного увеличивали план набора, понятно, что тогда проходили буквально все, кто подавал документы. Сейчас дети, которые не наберут 10 баллов, не придут на платное. Но на юридическом и экономическом факультете и на платное обучение достаточно высокие проходные баллы, поэтому мы не ожидаем ничего плохого.

Людмила Хухлындина: Практически не было тех, кто имел ниже минимального балла по централизованному тестированию. Тех, кто получал от 10 до 15 баллов, было 20-30 человек. Поэтому серьезно количество студентов не снизится. По гуманитарным наукам вообще не приходили ребята с баллами ниже 20.

На некоторых специальностях в новом учебном году сроки обучения сокращаются до четырех лет. По каким специальностям произойдет сокращение? Где останется пятилетнее обучение?
Сергей Абламейко:
Эта информация размещена у нас на сайте. Как и все университеты в мире, мы движемся к системе 4 плюс 2. Гуманитарные специальности практически все переходят на четырехлетнее обучение.

Людмила Хухлындина: Кроме современных иностранных языков - там 5 лет. Китайский язык, восточная филология…

Сергей Абламейко: Многие научные факультеты переходят на четырехлетнее обучение. Например, факультет прикладной математики и информатики, факультет радиофизики и компьютерных технологий, механико-математический факультет… БГУИР точно так же движется к четырехлетнему обучению. Тем не менее в ряде специальностей физического, химического факультетов сохраняется пять лет обучения (ядерная физика, физика нанотехнологий, химия высоких энергий).

Из года в год звучит вопрос о льготах для выпускников школ, которые находятся в сельской местности. Будут ли какие-то изменения в этом году?
Людмила Хухлындина:
Сельский и городской конкурс остается. Других льгот для абитуриентов сельской местности нет. Это решение Министерства образования, а не БГУ.

Какой будет средняя стоимость обучения в 2013 году для студентов 1 курса? Какие можно будет получить льготы?
Сергей Абламейко:
Пока мы не знаем, какая будет стоимость обучения. Она обычно привязана к ставке первого разряда, хотя для первокурсников ее можно делать любой. Когда ставка первого разряда изменилась с 1 января, вузы подали в Министерство образования предложение немного изменить плату за обучение. Тем не менее пока все остается по-прежнему. Министр образования говорил, что, возможно, с апреля плата увеличится, хотя с 1 января преподаватели получают повышенную зарплату и расходы на коммунальное обслуживание другие. Пока вузы все это обеспечивают за свой счет. Мы пока не думали и не считали, какой будет стоимость обучения для первокурсников с нового учебного года. Но я не думаю, что что-то изменится кардинально.

Людмила Хухлындина: В соответствии с положениями студенты, которые хорошо учатся, по итогам учебного года, начиная со второго курса, могут иметь определенные послабления, скидки по оплатам за обучение. Снижение стоимости обучения возможно, если студенты хорошо учатся, активно занимаются научно-исследовательской, общественной работой. Кстати, "Белинвестбанк", с которым сотрудничает БГУ, предоставляет кредиты на обучение под ставку рефинансирования.  

Сергей Абламейко: 23 марта будет Фестиваль факультетов, там будет стенд "Белинвестбанка", где будет подробно рассказан механизм получения кредитования. 

В 12.00 23 марта начнется Фестиваль факультетов. Можно приходить с 10.00, там начнется интересная программа. Приходите заранее.

Сможет ли подать документы на поступление в БГУ не сам абитуриент, а его законный представитель?
Людмила Хухлындина:
Начиная с прошлого года соответствующее письмо Министерства образования позволяет законному представителю подать документы, если абитуриент по уважительной причине не может сделать это сам.

Немаловажный вопрос для студентов-первокурсников – общежития. Как обеспечиваются студенты первого курса местами в общежитиях? Все ли нуждающиеся могут рассчитывать на эти места?
Сергей Абламейко:
К сожалению, не все. У вас на сайте под анонсом написали, что 15 лет назад общежитиями обеспечивались все, а сейчас не все. Но численность студентов БГУ за 15 лет выросла раза в два, если не больше. В начале 90-х училось 12-15 тысяч студентов, сейчас – 31 тысяча. Пока у нас обеспечивается общежитиями 50% студентов, но первокурсников мы стараемся обеспечить на 60-70%. В этом году мы введем в строй два новых общежития, каждое для тысячи человек. Первое общежитие Студенческой деревни мы планируем ввести в августе, чтобы студенты могли заселиться. Еще одно общежитие в Щемыслице, там мы проводим капитальный ремонт и планируем закончить его к концу года. В новом учебном году оно тоже будет введено в строй. Так что процент заселенности у нас значительно увеличится. Мы постараемся заселить первокурсников на 70-80%.

Какие условия созданы в БГУ для обучения студентов с ограниченными возможностями на дневной форме обучения?
Сергей Абламейко:
На многих факультетах есть пандусы. По этажам передвигаться чуть сложнее, но есть лифты.

Людмила Хухлындина: Только иногда возникают проблемы, когда чтение лекций идет в больших аудиториях амфитеатром. Но в таком случае люди с ограниченными возможностями могут сидеть в первых рядах.

Сергей Абламейко: Мы стараемся делать все, что можем: пандусы, лифты, и люди помогают. У нас учатся дети с ограниченными возможностями.

Можно ли пройти обучение в БГУ дистанционно? Если да, то что для этого нужно? Если нет, то когда это станет возможным?
Сергей Абламейко:
Заочная форма есть, и она работает. Учебные программы, курсы выкладываются в интернете. Студент может получать материалы, лекции, учебники дистанционно, но он все равно должен приехать сдавать экзамены в университет. В Беларуси законодательно не закреплена такая форма, чтобы можно было весь процесс осуществлять дистанционно, не приезжая в университет.

Людмила Хухлындина: У нас существуют возможности использовать методы дистанционного обучения при заочной форме. Есть электронная библиотека с большим количеством документов, в том числе тексты лекций, учебно-методические пособия, презентации, с которыми выступают преподаватели во время чтения лекций.

Признается ли диплом БГУ в других странах?
Сергей Абламейко:
Нет такого, чтобы диплом какого-то вуза признавался в какой-то стране автоматически. Все это очень индивидуально. ЕС в рамках Болонского процесса пытается унифицировать дипломы, чтобы было единое приложение к диплому для работодателя. Во всем остальном мире нет единых дипломов. Никогда нельзя говорить, что диплом белорусского, китайского университета автоматически признается в другой стране – все индивидуально. Человек предоставляет свой диплом, и работодатель смотрит, чему он соответствует, решает, брать ли человека на работу. Это мировая практика.
Наши выпускники работают во всем мире по всем специальностям. Это факт.

Наших выпускников с удовольствием берут в аспирантуру. Естественнонаучные специальности вообще нарасхват. Диплом БГУ уважается и признается, но это не формальное признание. Есть диплом БГУ, а есть твой собственный диплом выпускника, где есть твое резюме, результаты, достижения. Этот диплом и оценивается работодателем. Кто-то успешен, кто-то нет, все по-разному. Конечно, на гуманитарных факультетах спрос на диплом чуть меньше, но тут есть специфика. Юридический факультет, скорее, национальный в любой стране, потому что разное законодательство. Так же с медициной: врачу всегда сложно переехать из одной страны в другую, нужно подтверждение диплома. Наши выпускники работают везде, но еще раз подчеркиваю: все зависит лично от вас. Если вы заканчиваете университет, у вас великолепное резюме, опыт работы, научные публикации, вы можете поступать, куда хотите, – вас возьмут. Если у вас нет ничего, не диплом БГУ в этом виноват, а вы.

Людмила Хухлындина: У нас обучается достаточно большое количество иностранных граждан. Они приезжают в свои страны, и их дипломы сразу легализуются.

Сергей Абламейко: Каждый год в БГУ количество иностранных студентов растет. Сейчас у нас учится 2300 иностранных студентов, и кривая идет только вверх. Иностранцы хотят у нас учиться, это приятно, это знак признания нашего диплома.



Вопрос от нашей пользовательницы Светланы: "Добрый день! Моя дочь хочет поступить на химический факультет БГУ. Меня интересуют предприятия, на которые было распределение студентов для обязательной отработки в 2012-2013 учебном году".
Людмила Хухлындина:
В прошлом году распределяли на все предприятия, которые связаны с химической промышленностью (у нас их достаточное количество). Кроме того, распределяли на фармацевтические предприятия. Последнее время выпускников химического факультета туда очень активно берут, создан ряд совместных предприятий. Фирма Bauer платит стипендию на химическом факультете. Поэтому студенты получают хорошее распределение. В 2013 году на химическом факультете открывается новая специальность – химия лекарственных соединений. Мы будем готовить будущих специалистов по созданию новых лекарственных форм. Эта задача сегодня стоит в государственных программах: создание новых технологий по производству лекарственных соединений. Возможностей для последующей работы будет много.

Пользователь ignatiev спрашивает о том, какова пропорция бюджетников и платников в БГУ сегодня.
Людмила Хухлындина:
35-40% - бюджет и 60-65% - платной формы. Это ситуация по всем формам обучения, включая заочную. На дневной ситуация примерно 50 на 50.

Пользователь спрашивает: "За время вашей преподавательской деятельности уровень подготовки студентов по общеобразовательным дисциплинам рос, падал или оставался примерно на одинаковом уровне?"
Сергей Абламейко:
Это вечный вопрос: когда лучше учили? На него сложно ответить. Я учился на мехмате в БГУ, и математику давали очень много, подробно. Сейчас дают меньше. Но вопрос, нужно ли так глубоко изучать математику сейчас? Мы усилили интернет-технологии, программирование, то, что нужно знать лучше. С одной стороны, студенты хуже знают математику, чем я, с другой стороны - выпускники знают гораздо лучше современные информационные математические технологии, которые нужны им для жизни. Говорят, что уровень выпускников падает, особенно абитуриентов. Я закончил университет 35 лет назад, и каждый год, сколько я помню, он все падает и падает. Он давно уже должен быть ниже нуля. Хотя на самом деле очень хорошие выпускники. Я сам читаю на 3 и 4 курсах ФПМ. Эти дети понимают математические основы специальности, но и великолепно ориентируются в мире программирования, интернет-технологий, которые им нужны. Я сам много езжу, вижу, как и где работают наши выпускники, вижу выпускников других стран. Наши дети очень сильные, это признают все. Но я беру научную сферу. Я бы сказал, что они более нацеленные, имеют более широкие знания. Я считаю, мы выпускаем в жизнь великолепных специалистов.

Пользовательница спрашивает, случается ли недобор на какие-либо специальности в БГУ?
Сергей Абламейко:
На бюджетные формы редко бывает недобор. В прошлом году по согласованию с министерством довольно сильно увеличили план приема на естественнонаучные факультеты, поэтому мы чуть-чуть недобрали на физфак. По отношению к платной форме обучения сложно применить понятие недобор. Мы сами устанавливаем цифры, и все вузы так делают.

Несколько вопросов об учебном процессе. Не рискуем ли мы потерять в качестве подготовки специалистов, сократив обучение до 4 лет?
Сергей Абламейко:
В этом учебном году мы немного сократили дисциплины социально-гуманитарного блока. Сократив их, мы нашли семестр. Будет четыре года обучения и еще два – магистратуры. Те студенты, которые решат идти в науку, захотят получить более глубокие знания, они могут пойти в магистратуру. К тому же последние 10 лет самообразование все больше и больше выходит на первый план. Дети очень много набирают сами. По естественнонаучным специальностям почти все четверокурсники уже работают. Мы стараемся не понизить качество образования и дать почти все, что мы давали. Мы уверены, что за четыре года дадим все основы.

Людмила Хухлындина: По новым образовательным стандартам мы убрали еще ряд дисциплин, которые были связаны с общей подготовкой и не являлись профильными. Например, на ряде гуманитарных факультетов читались основы высшей математики или основы радиационной безопасности, экологической безопасности. Этот блок уходит и остается только то, что нацелено на подготовку специалиста. Практикоориентированность всех программ вряд ли приведет к ухудшению подготовки специалиста. Вопрос не стоит о том, чтобы сохранить только аудиторную нагрузку. Во всем мире главная задача для студента – самообразование. Он должен иметь время, чтобы бывать в библиотеке и самостоятельно изучать необходимое направление. Основные, профильные дисциплины, дисциплины общепрофессиональные и специальные не уменьшаются.

Вопрос от пользователя: "Могу ли я, студент дневной бюджетной формы обучения, быть освобожден от прохождения практики по специальности на 4 и 5 курсах по причине членства в национальной сборной и необходимости подготовки к участию в соревнованиях?".
Людмила Хухлындина:
Освободиться от практики он не может, потому что, чтобы получить диплом, надо полностью выполнить учебный план. Но все студенты, которые являются членами национальной сборной, имеют право обучаться по индивидуальному графику и учебному плану. Можно перенести, размыть сроки прохождения практики, совместить практику с учебным процессом. Это решаемый вопрос, необходимо обратиться в деканат факультета, чтобы разработать индивидуальный график.

Наш пользователь sarcosin задает несколько вопросов, которые касаются ФМО. Его интересует, с чем связана такая нестабильность учебного процесса? "Лекции отменяются, переносятся, сдвигаются в хаотичном порядке".
Сергей Абламейко:
Это странно слышать. На ФМО порядок есть, но мы, конечно, еще раз проверим. Декану уже послали эти вопросы, и он их прорабатывает. Переносы вообще не должны допускаться, только в крайнем случае (например, ураган). На ФМО порядок хороший.

Вопрос от пользователя: "Сергей Владимирович! Хочу обратить ваше внимание на программу подготовки специалистов по курсу веб-программирования и компьютерной графики (гуманитарный факультет). Студентам читают программу 5-7-летней давности. О новых фрейм-ворках даже не слышали. А ведь если мы хотим быть на пике технологий, такие знания просто необходимы. Мы готовим специалистов завтрашнего дня, а не вчерашнего. Так почему же преподавателей не ознакомить с тем, что происходит уже сегодня и является повседневной практикой?".
Сергей Абламейко:
Конечно, должны читать современные материалы. Но надо понимать, что если мы хотим получить самые передовые технологии веб-программирования, надо идти на ФМПИ. На гуманитарном факультете даются приложения программирования к дизайну, искусству, архитектуре. Не стоит задача учить их самым современным или даже будущим методам программирования. Хотя понятно, что мы требуем, чтобы давали самое современное. В сфере программирования так быстро все меняется, что уже через 2-3 года нужен новый язык программирования. Преподавателям не просто за этим уследить, но мы стараемся.



Очень много вопросов пришло относительно финансов. Давайте объединим их вопросом об уровне зарплат в университете и отдельно поговорим о стоимости обучения. Спрашивают, почему такая разница в обучении на факультете прикладной математики и юридическом?
Сергей Абламейко:
Зарплата человека состоит из двух частей. Первая – это обязательная, установленная государством часть. Например, у доцента определенный оклад, который установлен единой тарифной сеткой по стране. Мы, как государственное учреждение образования, не можем менять ставку первого разряда. Оклад доцента равен окладу доцента в любом вузе и устанавливается государством. И есть еще обязательные доплаты за стаж, степень и звания. Вторая часть – производная. Она состоит из премий (они делятся на факультетские и университетские). Если преподаватели работают над научными темами, которые позволяют им иметь полставки, они тоже получают премию. Можно еще увеличивать учебную нагрузку. Отсюда и большой разброс. Есть профессора, которые только читают лекции и больше ничего не делают. А есть те, которые имеют все, что я озвучил. Поэтому есть профессора, которые получают 6 млн, а есть те, которые получают 16 млн. Все зависит от человека. Когда я называю средние зарплаты, я даю цифры по статистике, которую высчитывают наши экономисты (фонд зарплаты делится на численность).

Почему такая разница в оплате на факультете прикладной математики и юридическом факультете?
Людмила Хухлындина:
Она небольшая, не может быть: они практически в одинаковых группах.

Сергей Абламейко: 14-15 млн. Разница может быть в полмиллиона. В целом максимальная цена была 15 млн, а минимальная – около 12 млн.

Людмила Хухлындина: Мы провели градацию. При расчете учитывались не только все необходимые издержки, связанные с зарплатой преподавателя, коммунальными расходами, но и социальная значимость специальности. Социально значимая специальность может быть социально непрестижной.

Последние годы есть проблемы, связанные с филологическим факультетом. Мы прекрасно понимаем, что нам необходимо готовить специалистов в области белорусской филологии, но, к сожалению, небольшое количество желающих. Несмотря на то, что издержки факультета больше при подготовке этих специалистов, мы поставили минимальную стоимость платной формы обучения по белорусской филологии, по социальной работе. По сути, эти и не только эти специальности идут с минусовой рентабельностью. Есть ряд специальностей с нулевой рентабельностью.

Есть два актуальных вопроса. Личного транспорта у студентов становится все больше. Как будет решаться вопрос со стоянками? Второй актуальный вопрос – стоянки для велосипедов.
Сергей Абламейко:
БГУ находится в центре города, тут ничего не придумаешь и не скроешь. Где ставить, когда все на виду, и мы ничего не можем придумать. ФМО переехал, хотя на прежнем месте было даже больше парковочных мест. Университет ничего не может сделать, даже многоэтажную парковку и то негде построить. Для владельцев автотранспорта это плохо, но с другой стороны, метро везде близко.

С велосипедными стоянками потихоньку двигаемся. Недавно открыли стоянку около химфака. Но я хочу сказать, что не много студентов ездят на велосипеде. У нас не много просьб сделать стоянки. Не скажешь, что у нас много велосипедов разбросано по корпусам университета.

Вопрос по распределению: "В этом году заканчиваю обучение на дневном бюджетном отделении БГУ. Сразу после окончания собираюсь поступать на второе высшее. Должен ли я отрабатывать по распределению? Если должен, то когда?"
Людмила Хухлындина:
Должен. Сразу. В соответствии с Кодексом об образовании студент, окончивший первую ступень на бюджетной форме, должен отработать два года. На второе высшее образование он может поступать заочно, параллельно работать и учиться.

"У нас в стране законодательно закреплено равенство всех форм собственности. Однако на практике выпускники бюджетных форм обучения не могут распределиться в ИП, который создали они сами или их родители. Однако возможно распределение в собственное ЧУП. Почему?"
Людмила Хухлындина:
В соответствии с законодательством первоначально студент должен быть распределен в организации бюджетной формы собственности. Потом, если остались свободные студенты и есть соответствующие предложения, мы можем туда их распределять.

Сергей Абламейко: Распределение в ИП вообще довольно сложно. Мы часто идем навстречу студентам. Особенно по прикладной математике, информатике студенты наши распределяются в частные программистские компании, маленькие и большие. ПВТ практически весь состоит из частных компаний, и туда идет очень много студентов. Мы относимся к этому спокойно. Но надо понимать, что когда папой создан ИП и ты туда идешь, это непонятно, что такое. Студенты, поступающие на бюджетную форму, должны понимать, что впереди будет распределение, и надо будет его отработать. Это правило существует и действует десятилетия.

Ответы на вопросы пользователей, которые не вошли в этот материал, будут опубликованы в конце этой недели.
-10%
-20%
-10%
-10%
-46%
-11%
-20%
-50%
-50%
0066814